10 февраля 1837 года ушёл из жизни Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837). В годовщину смерти поэта мы предлагаем вспомнить одну из самых известных песен на его стихи — «Зимний вечер», известную также по первой строке — «Буря мглою небо кроет», а также её автора, лицейского друга Пушкина, Михаила Лукьяновича Яковлева (1798—1868).
Песня «Буря мглою небо кроет» Михаила Яковлева на стихи Александра Пушкина
Стихотворение «Зимний вечер». История создания
Песня Михаила Яковлева «Буря мглою небо кроет» была написана в 1832 году. Её поэтической основой послужил текст стихотворения Пушкина «Зимний вечер», которое можно отнести к жанру элегии или пейзажной лирики. Темой стихотворения является одиночество лирического героя в окружающем его враждебном мире, одиночество, которое скрашивается общением с близким человеком и воспоминаниями юности. И эта тема появляется в творчестве поэта не случайно.
Как известно, общительный и безмерно обаятельный Пушкин легко приобретал друзей, но, к сожалению, так же легко наживал врагов, порой весьма влиятельных.
После окончания Лицея, Александр Сергеевич, подобно практически всем своим друзьям-декабристам, увлечён идеей несправедливости существующего социального устройства России, что, естественно, становится темой многих его стихотворений, таких, например, как «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Вольность» (1818), «Деревня» (1819). Произведения эти получают широкое распространение в русском обществе, их переписывают и выучивают наизусть, имя Пушкина постепенно начинает восприниматься как символ русской поэзии.
Такая популярность молодого вольнодумца, конечно же, не могла понравиться тем, кто стоял на вершине власти тогдашней России, однако это было бы, как говорится, полбеды (кого удивишь в России отвлечёнными размышлениями о свободе, равенстве и братстве?). Вся беда заключалась в том, что едкий и саркастичный поэт задел в своих эпиграммах людей весьма влиятельных: всесильного временщика Аракчеева, архимандрита Фотия и даже самого правящего монарха — Александра I. Весной 1820 года Пушкин был вызван к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для дачи объяснений, касающихся содержания его стихотворений. Над поэтом нависла угроза сибирской ссылки или заточения в Соловецкий монастырь. Но благодаря вмешательству друзей, главным образом Н. М. Карамзина и В. А. Жуковского, хмурую Сибирь или неприветливые Соловки заменили солнцем Молдавии — Пушкин был переведён из столицы в кишинёвскую канцелярию генерала И. Н. Инзова (1768—1845).
Полномочный наместник Бессарабской области Иван Никитич Инзов был человеком добрым и отзывчивым, который прекрасно понимал значение своего подопечного для русской культуры, поэтому под его началом поэту жилось весьма привольно. Ему было позволено, например, подолгу не появляться на службе, выезжать в Киев, путешествовать по Молдавии и время от времени посещать Одессу.
Всё изменилось в июле 1823 года, когда Пушкин подал прошение о переводе в канцелярию новороссийского генерал-губернатора графа М. С. Воронцова в Одессе. По свидетельству Вигеля, узнав о решении поэта перебраться в Одессу, Инзов сказал:
А с Воронцовым, право, несдобровать ему.
И старый генерал оказался прав, хотя поначалу поэт часто бывал в доме графа, пользовался его библиотекой. Но уже весной 1824 года взаимоотношения Воронцова и Пушкина начали ухудшаться.
Сейчас многие исследователи пытаются выяснить, что же произошло между генерал-губернатором и поэтом. Одна версия называет причиной столь резкого ухудшения отношений недостаточное служебное рвение Александра Сергеевича, другая — роман Пушкина с женой графа — Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой.
Как бы то ни было, 22 мая 1824 года Воронцов предписывает Пушкину отправиться в Херсонскую губернию и проверить,
в каких местах саранча возродилась, в каком количестве, какие учинены распоряжения к истреблению оной и какие средства к тому употребляются.
2 июня вернувшийся из поездки Пушкин написал на имя Александра I прошение об отставке, а 29 июля поэту сообщили высочайшую волю: его исключали из службы и отправляли в ссылку — в имение матери Михайловское, куда он приехал 9 августа 1824 года.
В присутствии псковского губернатора коллежский секретарь Александр Пушкин дал подписку о том, что он обязуется жить безотлучно в поместье родителя своего, вести себя благонравно, не заниматься никакими неприличными сочинениями и суждениями, предосудительными и вредными общественной жизни, и не распространять оных никуда.
Самыми трудными оказались первые месяцы пребывания в Михайловском. Над Пушкиным был установлен надзор: церковная власть в лице настоятеля Святогорского монастыря должна была следить за опальным поэтом, положение которого осложнялось тем, что его родной отец добровольно взял на себя некоторые обязанности полицейских чиновников. Сергей Львович Пушкин читал корреспонденцию сына, обвиняя в его безбожии и опасаясь наказания за неблагонадёжность Александра Сергеевича.
В ноябре 1824 года родители, сестра и брат поэта уехали в Москву. Пушкин остался в Михайловском вдвоём со своей няней Ариной Родионовной, которая, как вспоминал один современник, «была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца». Ей и посвятил поэт интересующие нас стихи.
Таковы были обстоятельства жизни Александра Сергеевича Пушкина, предшествовавшие созданию стихотворения «Зимний вечер» (январь—февраль 1825 года), которое было впервые опубликовано в 1830 году в альманахе «Северные цветы», издававшимся старинным лицейским товарищем поэта — А. А. Дельвигом (1798—1831).
Михаил Лукьянович Яковлев
Песня «Буря мглою небо кроет» появилась в 1832 году, спустя два года после первой публикации стихотворения «Зимний вечер» (1830). Она была написана другим товарищем Александра Сергеевича по Лицею — Михаилом Яковлевым (1798—1868), о котором нам известно сравнительно немного.
Михаил Лукьянович Яковлев родился 30 (19 сентября по старому стилю) 1798 года в семье статского советника, служившено в Московском архиве иностранных дел. Достаточно высокое служебное положение отца, позволило Яковлеву-младшему поступить в Московский благородный университетский пансион, а в 1811 году — в Царскосельский лицей вместе с Александром Пушкиным. О том, что представлял из себя Михаил Лукьянович в лицейские годы, мы знаем из характеристики, данной ему директором Лицея Василием Малиновским:
Яковлев — ученик 14 лет. Имеет весьма завидные дарования, учится прилежно, добродушен, покорен и расторопен. Несмотря на то что в нем иногда просматривается плохое воспитание, своей добротой и осторожностью он с лихвой компенсирует этот недостаток. К тому же парень имеет наклонности к музыке.
Кроме способностей к музыке и стихотворству, у Яковлева было незаурядное актёрское дарование. В лицее он даже получил прозвище «Паяс 200 номеров», что объясняется любовью Михаила Лукьяновича к комическим экспромтам, в которых беззлобно пародировались его учителя и однокашники.
После окончания Царскосельского лицея карьера Михаила Яковлева сложилась вполне удачно. Такой вывод можно сделать, обратившись к его краткой биографии.
Михаил Яковлев. Краткая биография
30 (19 по старому стилю) сентября 1798. Рождение в Москве в семье статского советника.
1807—1811. Обучение в Московском благородном университетском пансионе.
1811—1817. Обучение в Царскосельском лицее. Знакомство и дружба с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером.
Июнь 1817. Чиновник 6-го департамента Правительствующего сената.
1817—1820. Секретарь при сенаторах Мертваго и Гермесе.
1820—1827. Столоначальник в департаменте разных податей.
Январь 1827. Перевод во II отделение Собственной его императорского величества канцелярии по составлению законов под начальством М. М. Сперанского.
1830. Член комиссии по разбору государственного и сенатского архивов.
1832. Директор типографии II отделения Собственной Е. И. В. канцелярии.
1840—1843. Глава комитета II отделения по надзору за изданием полного свода законов.
1843. Орден Станислава I степени. Член Совета министерства внутренних дел.
1848. Увольнение в отставку по собственному желанию.
1862. Возвращение на службу в качестве консультанта Министерства юстиции. Ревизор делопроизводства нескольких департаментов Сената.
1863. Тайный советник. Назначение в присутствие Сената по межевому департаменту.
1865. Перевод во II отделение 5-го департамента Сената.
1867. Перевод во II отделение 3-го департамента Сената.
16 (4 по старому стилю) января 1868. Уход из жизни.
Пушкин, Яковлев и Лицей
Из всех лицеистов первого выпуска ближе всего Михаил Яковлев сошёлся с Вильгельмом Кюхельбекером и Александром Пушкиным, которому впоследствии, будучи директором типографии II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, оказал содействие в издании «Истории Пугачевского бунта». Причём не только как чиновник, но и как издатель и типограф, выбрав бумагу и шрифт для первой исторической работы Александра Сергеевича, а также взяв на себя чтение корректур этого труда. И это далеко не единственный пример делового сотрудничества бывших лицеистов.
При содействии Пушкина и в соавторстве с князем Д. А. Эристовым, Яковлев составил и издал «Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых» (СПб., 1836 г.), о котором Александр Сергеевич сочувственно отозвался в своем «Современнике» (1836 г., стр. III, 310), наверное, не только из человеческой симпатии к своему лицейскому товарищу, хотя основания для такой симпатии, безусловно, были.
Обладая весёлым общительным характером, Яковлев поддерживал отношения со многими своими однокашниками, став хранителем лицейских традиций — «лицейским старостой», а ежегодные встречи лицеистов первого выпуска проходили на «лицейском подворье» — квартире Михаила Лукьяновича Яковлева. О последней подобной встрече, на которой присутствовал Пушкин, Яковлев оставил следующее воспоминание:
Приметно стареем мы! Никто лишнего уже не пьет, с избытком сердца не веселиться. Впрочем, время провели мы весьма приятно. Все разошлись чинно в 10-м часу. Пушкин было начал читать стихи на 25-летие, но не вспомнил. Обещал докончить и доставить… Боюсь — обманет.
Музыкальное творчество Михаила Яковлева
В свои лицейские годы Яковлев занимался музыкой, стихосложением и сценическим искусством, однако к концу 1820-х годов единственным увлечением Михаила Лукьяновича осталась музыка, точнее — игра на скрипке, сочинение русских песен и вокальное искусство, в котором, если верить «Запискам» М. И. Глинки, Яковлев был большим мастером.
Говоря о творческом наследии Михаила Лукьяновича, обычно называют песни и романсы на стихи русских поэтов (всего 21 музыкальное произведение), напечатанных и несколько раз переизданных в XIX веке. Вот эти произведения.
Список произведений Михаила Яковлева
На слова А. А. Дельвига:
1. «Воспламенять вас труд напрасный»;
2. «Вчера вакхических друзей»;
3. Элегия («Когда, душа, просилась ты»);
4. Кудри («Наяву и в сладком сне»);
5. «Прекрасный день, счастливый день»;
6. «Пела, пела пташечка»;
7. Роза («Роза ль ты, розочка»);
8. Сиротинушка-девушка;
9. Куплеты к Диону («Сядем, любезный Дион»).
На слова Г. Р. Державина:
10. Русские девушки («Зрел ли ты, певец тииский»).
На слова В. А. Жуковского:
11. Голос с того света («Не узнавай, куда я путь склонила»).
На слова P. A. R.:
12. Il faut aimer.
На слова А. С. Пушкина:
13. Зимний вечер («Буря мглою небо кроет»);
14. Слеза («Вчера за чашей пуншевой»);
15. Признание («Я вас люблю, хоть я беснуюсь»).
Без указания авторства:
16. «Ах, как нынешня зима»;
17. «Ах, не все тучам небо покрывать»;
18. «Кого-то нет»;
19. Песнь лености («Леность, леность, в честь твою»);
20. «Прости, прости, мой друг прелестный»;
21. «Ты дитя ль мое, дитятко».
Михаил Яковлев. Несколько слов в заключение
В заключение хочется сказать несколько слов об отношении потомков к музыкальному творчеству Михаила Яковлева. Мне оно кажется несправедливым. И вот почему.
Как характеризуют Михаила Лукьяновича с творческой точки зрения различные современные энциклопедии и словари? Музыкант-любитель, салонный певец, но главное — композитор-дилетант. И что бы ни говорили, дилетантизм в искусстве — вещь скорее отрицательная, чем положительная, предполагающая весьма невысокий уровень творческой компетенции.
Был ли Яковлев дилетантом в музыке? Как мне представляется, нет. Об этом говорит один лишь факт.
Есть много вариантов музыки к стихотворению Пушкина «Зимний вечер», написанных прославленными композиторами, чей профессионализм ни у кого не вызывает сомнение. В их числе А. А. Алябьев (1831), Н. С. Титов (1838), А. С. Даргомыжский (1853), Э. Ф. Направник (1879), Н. М. Ладухин (1895), В. И. Ребиков (1901), Н. К. Метнер (1907), Ц. А. Кюи (1910), Я. А. Эшпай (1935), Г. В. Свиридов (1935) и многие другие. Всего же таких композиторов — 45! Однако и со сцены, и на дружеской вечеринке наиболее часто исполняется вариант Михаила Яковлева.
Разве это не говорит о том, что подобное произведение не мог написать любитель или дилетант?
Песня «Буря мглою небо кроет». Текст
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Песня «Буря мглою небо кроет». Слушать онлайн. Видео
Песня «Зимний вечер» Михаила Яковлева на стихи Александра Пушкина. Исполняет Олег Погудин. Фрагмент концерта «Песня в подарок». Театр Эстрады. Санкт-Петербург. 1 марта 1998 г.
Песня хорошая, не знал, что Яковлев так активно помогал Пушкину.