Поэт Анатолий Софронов. Биография. Творчество

19 января родился советский писатель и поэт Анатолий Софронов (1911—1990).


Поэт Анатолий Софронов. Краткая биография. Песни. Творчество

Довоенное творчество

советский поэт Анатолий Софронов

Софронов Анатолий Владимирович (1911—1990), советский писатель, Герой Социалистического Труда (1981). В драматургии («Московский характер», 1948) — сглаживание конфликтов действительности. Комедия «Стряпуха» (1959). Лирика, роман в стихах «В глубь времени» (ч. 1—6, 1978—1983). Главный редактор журнала «Огонек» (1953—1986). Государственная премия СССР (1948, 1949).

СОФРОНОВ
Анатолий Владимирович [6(19).1. 1911, Минск — 10.9.1990, Москва] — поэт, драматург, публицист.

Родился в семье юриста — выходца из потомственного казачьего рода. Дед Софронова занимал видное положение в судебной администрации Дона. Отец, Владимир Александрович, был следователем по уголовным делам в рядах Белой армии; в декабре 1926 он был арестован в Ростове-на-Дону, а в апреле 1927 расстрелян органами ГПУ. Некоторое время (до 1917) семья Софронова жила в Барнауле. Детские и юношеские годы Софронова прошли преимущественно в казачьей среде — сначала, с 1917, в станице Усть-Медведицкой (ныне г. Серафимович), а затем в Новочеркасске (до 1921) и Ростове-на-Дону (с 1921; здесь он жил, учился и работал до начала Великой Отечественной войны): «Донские степи, необозримые их просторы, станицы и хутора, бурная история казачества — все это дорого и близко, как дорог нам „Тихий Дон“ Шолохова, его „Поднятая целина“, соединившие в одно целое литературу и жизнь» (Автобиография. С. 585). В конце 1920-х Софронов участвовал в строительстве Ростсельмаша, а затем около шести лет работал на этом заводе слесарем, фрезеровщиком (участвовал в сборке первых советских комбайнов), а потом сотрудником заводской многотиражки «Сельмашстроевец», на страницах которой в 1929 появились его первые стихи, очерки и заметки. Позже Софронов не раз подчеркивал, что Ростсельмаш стал для него «хорошей школой жизни».

Здесь происходило становление Софронова не только как личности, но и как поэта. Его первые стихотворные опыты были выполнены во многом «под Маяковского». «В ту пору,— вспоминал Софронов,— мощный голос Владимира Маяковского проник и в цеха нашего завода. Мы все, члены заводской литературной группы, самой крупной в Ростове, старались „подражать“ Маяковскому. Писали рифмованные лозунги, сатирические плакаты, развешивали их в цехах, в проходной завода. Организовали заводскую комсомольскую агитбригаду…» (Там же. С. 586). Атмосферу тех лет хорошо передает стих. Софронова «Новый цех» (1930), где есть такие строки: «Мы машинами степи накормим. / Будет день — этот день будет наш. / Мы заменим слова „Мак Кормик“ / Большевистским словом „Сельмаш“» (Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. С. 46).

Незадолго до I съезда советских писателей вышла в свет первая книга стихов Софронова «Солнечные дни» (1934), посвященная заводу, рабочему классу, социалистическому соревнованию и дружбе. В 1934 начинающий поэт (как посланец рабочей литературной смены) участвовал в работе I съезда советских писателей. В том же году (по другим источникам: в 1936) Софронов был принят в Союз писателей СССР. Спустя 3 года, в 1937, он окончил литературный факультет (вечернее отделение) Ростовского педагогического института. С 1940 — член ВКП(б).

И в период коллективизации, и позже Софронову приходилось довольно часто бывать в донских и кубанских станицах, где он по-настоящему влюбился в народную песню, наложившую отпечаток на его поэзию 1930-х и последующих годов. Уже в начале своей литературной деятельности Софронов создает собственные песни: «Песня о дружбе», «Разлетелась по полю-полюшку», «Свадебная», «Шелюга», «Ой, на зоре, зореньке», «Тучи серые, косматые» (все — 1936), «По лугу зеленому…» (1937), «Кавун», «Песня кубанских казаков» (обе — 1938), «Сады цветут зеленые» (1939) и другие.


Первые поэтические сборники

В первых сборниках («Мы продолжаем песню», 1936; «Над Доном-рекой», 1938; «Сторона донская», 1940) Софронов выступал певцом социалистической нови, Донского края и казачества. Особую любовь молодой поэт питал к творчеству и личности М. А. Шолохова, о чем свидетельствует его стихотворение «В станице Вешенской» (1938), посвященное создателю «Тихого Дона». Софронов был одним из близких друзей Шолохова, образ которого не раз возникал в его стихах и поэмах; он много сделал для того, чтобы до читателей доходила правда о Шолохове и его книгах. В статьях и очерках Софронова о Шолохове («Бессмертник. Эпопея народной жизни», 1957; «Шолоховское», 1958; «Годы прощаний и встреч», «После „Поднятой целины“», обе — 1960; «Над бесценными рукописями „Тихого Дона“», 1961; «Волны „Тихого Дона“», 1964; «В гостях у Шолохова», 1972; «У Лебяжьего яра», 1973; «Пора сенокоса», «Дон тихий…», обе — 1974; «Вешенская в цвету», 1975; «Орлиный полет», 1983 и «Вечной памяти Михаила Шолохова», 1984), которые объединены общим названием «Шолоховское» (позже: «Годы прощаний и встреч»), содержится так много ценного в биографическом и историко-литературном плане, что они занимают особое место в литературе, посвященной жизни и творчеству Шолохова. В творчестве Софронова, начиная с 1930-х, всегда присутствовал «шолоховский» элемент, не сводимый, разумеется, лишь к донскому, казачьему колориту. Софронов, состоявший в переписке с создателем «Тихого Дона» (см.: Шолохов М. А. Письма. М., 2003), стал автором вступительной статьи к фотоальбому «Шолохов» (М., 1985; автор-составитель Э. С. Софронова, супруга Софронова), изданному к 80-летию со дня рождения М. А. Шолохова.


В годы Великой Отечественной войны

Софронов — участник Великой Отечественной войны, имел боевые награды, был тяжело ранен. С первых дней войны находился на Западном фронте: работал в армейской газете 19-й армии И. Конева. С осени 1942 и до конца войны Софронов был специальным корреспондентом газеты «Известия». «Кроме работы в газете,— рассказывал он,— писал стихи и песни. Бывал на многих фронтах. 6 ноября 1942 перелетел линию фронта и оказался в Суземском районе Брянщины у брянских партизан. Там впервые спел в партизанской землянке дорогую для меня песню, написанную с композитором Сигизмундом Кацем „Шумел сурово брянский лес“» (Автобиография. С. 587). Стихотворные сборники Софронова военных лет — «Казачья слава» (М., 1942; То же: Ростов-на-Дону, 1944), «Конногвардейцы» (1942), «Ковыли» (1944), «Степные солдаты» (1944) и «Стихи» (1945) — свидетельствовали о том, что его лирика стала весомее и проникновеннее. Показательно в этом отношении стихотворение «Мы ласкаем чужих детей…» (1943), которое поэт посвятил своей дочери: «Может, где-то в моем краю / Бородатый, небритый дядя / Дочку ласковую мою / Так же нежно и бережно гладит. / И она ему в этот час / Говорит и глядит на медали: / „Где мой папа воюет сейчас? / Вы на фронте его не видали?“» (Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. С. 180).


Произведения крупной формы. Поэмы. Роман в стихах

Большое место в творчестве Софронова занимает жанр поэмы: «Бочонок» (1939), «Батожок» (1944), «Хмель-хмелек», «Миус» (обе — 1945), «Золотой берег» (1944—1945), «Плиев под Одессой» (1945—1972), «Бессмертие» (1972—1973), «На площади своего имени» (1970—1976) и другие. В конце 1960-х — начале 1970-х Софронов создал такие произведения, как «Поэма прощания» (1966—1967) и «Поэма времени» (1968—1970). В них сопоставляются времена и события и содержатся эмоциональные размышления поэта об эпохе и о человеке.

Перу Софронова принадлежит также большой роман в стихах «В глубь времени» (1971—1982). Обратившись к очень редкому в литературе жанру, Софронов стремился через судьбу главного героя Алексея Платова (повествование ведется от его лица) показать жизнь страны от середины 1930-х до современности.


Публицистическое наследие

Весьма обширно и многообразно публицистическое наследие Софронова. Его очерковые циклы, очерки, статьи, путевые записки посвящены актуальным проблемам времени, вопросам международного сотрудничества, взаимодействия культур, борьбе за мир и т. д.


Песни Анатолия Софронова

В поэзии Софронова всегда наличествовал песенный элемент, не говоря уже о том, что им написаны десятки стихов-песен. Многие из стихотворений Софронова положены на музыку и стали широко известными в народе песнями: «Шумел сурово брянский лес» (1942), «Расцвела сирень» (1946), «Дай руку, товарищ далекий» (1948), «От Волги до Дона» (1951), «Краснотал» (1942), «Ростов-город» (1941), «Ах, эта красная рябина…» (1971), «Здравствуй, столица!» (1947), «По Дону гуляет казак молодой» (1938), «Как у дуба старого…» (1937), «Споем, товарищи!» (1942), «Склонилась ивушка» (1957), «Ходят соколы» (1942) и многие другие.


Редактор «Огонька»

Более 30 лет, с 1953 по 1986, Софронов был главным редактором «Огонька» — самого популярного «тонкого» еженедельного общественно-политического и литературно-художественного журнала. Это издание стало своеобразной летописью эпохи, ее зеркалом. При всей тогдашней заидеологизированности советского общества «Огонек», занимавший государственно-патриотические позиции, уделял большое внимание как литературе, так и другим видам искусства — театру, живописи, архитектуре, искусству фотографии и т. д. Трудно переоценить и культурное значение различных приложений к журналу «Огонек» (включая многочисленные издания собрания сочингений самых разных писателей, русских, советских и зарубежных). Рассказывая об открытии в Союзе писателей России осенью 1995 Литературной гостиной имени А. В. Софронова, Т. Сартакова справедливо заметила: «Только сейчас во всей полноте можно оценить историческое значение этой удивительной летописи нашей жизни, жизни великой советской Державы. Как никто, внимательно следил Софронов за молодой литературной порослью, поддерживал подающих надежды дебютантов, помнил их всех и по-отечески принимал участие в судьбе многих и многих. Сотни, тысячи „стригунков“ прошли через „Огонек“, через популярнейшую „Библиотечку «Огонька»“» (Сартакова Т. Под сенью дружбы // Литературная Россия. 1995. № 44. 3 ноября. С. 12).


Последние годы жизни

Последние годы жизни Софронова были весьма тяжелыми, так как творчество писателя, попавшего в опалу, оказалось невостребованным. В январе 1995, уже после смерти писателя, в Краснознаменном зале Дома Российской Армии прошел вечер памяти Софронова. Через год было отмечено 85-летие со дня рождения Софронова: в январе 1996 состоялся вечер в Союзе писателей России. Звучат песни, написанные на слова Софронова. Успехом пользуются фильмы, снятые по его произведениям (особенно любима кинокомедия «Стряпуха»; самим Софроновым написано несколько сценариев художественных фильмов: «Расплата», «Летние сны», «Сердце не прощает»).


Общественная работа

Софронов вел большую общественную работу: был заместителем председателя Советского комитета солидарности стран Азии и Африки, членом Советского комитета защиты мира (Софронов награжден Золотой медалью этого Комитета), первым заместителем председателя Комитета по связям с писателями стран Азии и Африки, членом ряда творческих комиссий и организаций. В 1974 он стал лауреатом международной премии «Лотос», присуждаемой Ассоциацией писателей стран Азии и Африки.


Награды Анатолия Софронова

Софронов награжден орденами Ленина (дважды), Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями. Он — Герой Социалистического Труда (1981), лауреат Сталинской премии 2-й степени (1947; за пьесу «В одном городе»), Сталинской премии 1-й степени (1949; за пьесу «Московский характер») и Государственной премии РСФСР имени А. М. Горького (1972; за пьесы «Наследство» и «Ураган»).


Источник: П. В. Бекедин. Софронов Анатолий Владимирович. // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь.


Сочинения Анатолия Софронова:

Собрание сочинений: в 5 т. / вступительная статья [«Поэт, драматург, публицист». С. 5—23] В. Д. Федорова. М., 1971—1972. Т. 2: послесл. В. Ф. Пименова «Драмы А. В. Софронова». С. 594—602; сведения о первых публикациях и постановках. С. 603—606; Т. 3: послесловие В. Ф. Пименова «Комедии Анатолия Софронова». С. 603—610; сведения о первых публикациях и постановках. С. 611—614; Т. 4: послесловие Н. Цветковой «Об очерках Анатолия Софронова». С. 598—603; сведения о первых публ. С. 604—606; Т. 5: послесловие Н. Цветковой «Публицистика Анатолия Софронова». С. 627—632; сведения о первых публ. С. 633—636);
Автобиография [Февраль 1971] // Советские писатели. Автобиографии. Т. 4 / составитель Б. Я. Брайнина и А. Н. Дмитриева. М., 1972. С. 585—588;
Ураган: Пьесы последних лет. М., 1975;
Время прощаний и встреч: Путешествия. Портреты. Раздумья. М., 1977. (Библиотека «О времени и о себе»);
Земное притяжение: пьесы / послесловие В. Ф. Пименова. М., 1982; СС: в 6 т. / вступительная статья [«Знак верности (О творчестве Анатолия Софронова)». С. 5—42] В. В. Горбачева. М., 1983–1986;
В пределах одного города // Театральная жизнь. 1986. № 22. Ноябрь. С. 20—21;
«И вот опять ты на своем, на правом берегу…»: Стихи. Дневники. Письма [1941—1944] // Завтра. 1996. № 6. Февраль. С. 7;
«Вот снова Дон, луга и поймы…» / предисл. И. Уханова // Молодая гвардия. 1996. № 12. С. 172—197.


Литература об Анатолии Софронове:

Толченова Н. П. Веление времени: Очерк творчества А. Софронова. М., 1972;
Леонов Б. А. Свидетельство великой правоты. О пятитомнике Анатолия Софронова // Молодая гвардия. 1973. № 4. С. 256—264;
Зубков Ю. А. На сквозном ветру: Драматургия А. Софронова. М., 1985;
Паренкова Г. В. Драматургия Анатолия Софронова (Проблемы и жанры): Автореферат кандидатской дисссертации. М., 1985 (МОПИ им. Н. К. Крупской);
Писатели Дона: биобиблиографический указатель / составитель Г. Г. Тягленко. 2-е изд., исправленное и дополненное. Ростов-на-Дону, 1986. С. 304—314 (очерк М. А. Андриасова о Софронове, библиография);
Горбачев В. В. Постижение: Статьи о литературе. М., 1989. С. 140—179;
Сартакова Т. «Дон, Шолохов, Софронов» [О выставке в Москве] // Правда-5. 1998. № 39. 19 марта. С. 4.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Отечественная война, Советская песня с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>