2 декабря 1979 года ушёл из жизни советский композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907—1979).
Песня «Вечер на рейде» Василия Соловьёва-Седого на стихи Александра Чуркина. История создания
Прощание с Ленинградом
Вскоре после начала Великой Отечественной войны Ленинград стал прифронтовым городом. Строились рубежи обороны, эвакуировались в тыл страны заводы и фабрики. Было решено также эвакуировать крупных деятелей литературы и искусства, по тем или иным причинам не подлежавших призыву в армию. В этот список не по своей воле попал композитор Василий Соловьев-Седой. Как ни доказывал он, что его место здесь, среди защитников города, ему было предложено выехать в город Чкалов (Оренбург).
Огорченный и расстроенный композитор тянул дни, откладывал сборы в дорогу. Вместе со своими товарищами, писателями и композиторами, он каждое утро отправлялся в морской порт на субботники. Порт этот носит наименование «Лесной», и в то время его причалы были завалены горами бревен. Это представляло большую опасность в случае бомбежки. Одна зажигательная бомба могла вызвать огромный пожар. На субботниках, длившихся с утра до вечера, ленинградцы перекладывали лес, разбирали большие штабеля и складывали лес в штабеля маленькие, чтобы «зажигалка» не могла поджечь весь порт сразу.
Кончался второй месяц войны. 20 августа под вечер усталые люди услышали переборы гармоники. Это на корабле, стоящем на рейде, какой-то матрос печально перебирал лады.
Соловьев-Седой разыскал среди разбиравших штабеля леса поэта Александра Чуркина, своего соавтора по мирным дням:
— А что, если написать песню, вот такую, которая могла бы прозвучать на палубе того корабля, готового к отплытию в суровые просторы воюющей Балтики?
Чуркин тоже прислушался к далекой песне на рейде. На следующий день композитор и поэт снова встретились в порту. Александр Чуркин уже написал стихотворение, навеянное впечатлениями вчерашнего тихого вечера, когда не было налетов авиации и тревога так странно сочеталась с покоем.
Тот корабль, с которого доносилась гармошка, уже ушел. Теперь песня звучала на берегу: два товарища, поэт и композитор, напевали ее. Это было для них не прощанием с берегом, а прощанием с Ленинградом — завтра композитору предстояло отбыть вместе с эшелоном оперного театра.
Это было накануне начала блокады Ленинграда. 23 августа кольцо замкнулось, и началась девятисотдневная эпопея непреклонности и мужества.
Новая песня не успела широко прозвучать в Ленинграде. Она прибыла в оренбургские степи и потерпела здесь первую и, кажется, единственную неудачу на своем пути: композиторы, оказавшиеся в Чкалове, обсудив показанную Соловьевым-Седым песню, забраковали ее, сказали, что для войны, для сурового текущего момента песня не подходит — слишком лирична.
На этот раз Соловьев-Седой не согласился со своими товарищами. Артисты оперного театра, приехавшие вместе с ним в эвакуацию, уже пели «Прощай, любимый город», печалясь о разлуке, веря в возвращение. В театре была создана фронтовая бригада, и вскоре она выехала в действующие части, имея в репертуаре новую песню, сочиненную в Лесном порту. Первое фронтовое исполнение песни — землянка под Ржевом. Соловьев-Седой пел вместе с артистами — аккомпанировать было не на чем.
Песня очень понравилась бойцам, и они записали ее слова.
Тут начал работать беспроволочный фронтовой телеграф человеческих сердец. Трудно объяснить и разобраться в том, как это получалось, но песни распространялись по фронтам, обгоняя полевую почту, не пользуясь современными возможностями техники.
Стали приходить сведения о том, что песня поется подводниками-североморцами, что ее знают на Южном фронте.
Через кольцо блокады она прошла как-то незаметно и возвратилась в город своего рождения — в осажденный Ленинград. Ленинградцы очень полюбили ее. Она не была для них песней прощания, но стала позывным, стала ленинградкой.
В полдень городское радио объявляло о скудном пайке, который выдается сегодня: по такому-то талону маленький кусочек хлеба, по такому-то — горсть пшена. Объявлять было необходимо, потому что люди были истощены, обессилены, каждый шаг им давался с неимоверным трудом. Бывали жестокие дни, когда нечего было сказать — никакого продовольствия не могло быть выдано. Об этом не объявляли. По радио звучала песня «Вечер на рейде», она брала на себя роль честного товарища, сигналящего о горькой правде. Она была окружена доверием и уважением. Она сплачивала людей, попавших в общую беду.
Не просто отплытие корабля, а великое переселение, связанное с войной,— вот что видели советские люди в бесхитростных словах песни о наших любимых городах.
Источник: Долматовский Е. А. Рассказы о твоих песнях. Москва, 1973
Песня «Вечер на рейде». Ноты
Инструмент: ноты для голоса и аккорды;
Тональность: соль-минор;
Уровень сложности: начальный;
Источник: Песни наших дней. Москва, 1985.
Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.
Песня «Вечер на рейде». Текст
Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман.
Споем веселей, пусть нам подпоет
Седой боевой капитан.
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя;
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее, друзья!
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман.
И берег родной целует волна,
И тихо доносит баян.
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
1941
Песня «Вечер на рейде». Слушать онлайн. Видео
«Вечер на рейде» («Споёмте, друзья, ведь завтра в поход»). Песня Василия Соловьёва-Седого на стихи Александра Чуркина. Исполняет Краснознамённый ансамбль песни и пляски СССР имени А. В. Александрова. Дирижёр Борис Александров. Солисты Сергей Иванов и Пётр Богачёв. Запись с музыкального вечера, посвящённого 75-летию В. П. Соловьёва-Седого. 1982 г.