Песни о Куликовской битве. Тексты

16 сентября исполняется 640 лет со дня Куликовской битвы.


Три песни о Куликовской битве

художник Авилов. Поединок на Куликовом поле

Авилов Михаил Иванович (1882—1954). Поединок на Куликовом поле. 1943 г.

О Куликовской битве написано очень и очень много самых разных опусов: от научно-популярных брошюр до объёмистых исторических монографий. И это неудивительно. Сражение на Куликовом поле, у слияния реки Дон и Непрядвы, в ходе которого русские войска во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем наголову разбили отряды темника Золотой Орды Мамая, имело и имеет непреходящее значение. Молодое русское государство осознало свою силу, и поэтому, после победы над Мамаем, окончательное падение ордынского ига стало вопросом времени.

Сейчас многие историки спорят о месте сражения, выдвигая самые разнообразные, порой весьма неожиданные гипотезы. Нет ясности и в отношении даты. Вернее сказать, мы в точности знаем, что произошло Мамаево побоище 8 сентября 1380 года по юлианскому летоисчислению, а по григорианскому, принятому сейчас, это будет 16 сентября. Однако в современной России День победы в Куликовской битве отмечается 21 сентября в соответствии с федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России».

Для чего сделан такой перенос, вполне понятно. По всей видимости, наши законодатели (в прошлом все как один члены КПСС), в одно мгновение превратившиеся из убеждённых атеистов в православных верующих, решили сделать реверанс в сторону РПЦ, которая 21 сентября отмечает один из двунадесятых праздников — Рождество Пресвятой Богородицы. Мол, не без Божьей помощи.

Ну что ж, пусть будет так. В общем и целом это нисколько не умаляет значения Куликовской битвы, которую воспели многие произведения художественной прозы. Со звучащим же поэтическим словом всё обстоит гораздо сложнее. Открыв любой сборник русских народных песен, мы не найдём там ни одной песни, посвящённой этому наиважнейшему эпизоду российской истории, и дело тут вовсе не в значительной временной отдалённости от нас этого события. Всем известно, что первая русская народная песня «Щелкан Дудентьевич» рассказывает о восстании против ордынского баскака (сборщика дани) Чолхана, которое произошло в августе 1327 года в Твери.

Но существовали ли вообще такие песни? — спросит скептически настроенный человек.

Безусловно, существовали. И нам даже известны отдельные тексты, которые удалось реконструировать историку древнерусской литературы С. К. Шамбинаго (1871—1948) в своём исследовании «Повести о Мамаевом побоище» (СПб., 1906). Вот что писал Сергей Константинович об одном из списков (Уваровском) исследуемого произведения:


в разбираемом тексте находятся три вставки, с ясно выраженным песенным складом. Книжная обработка коснулась их очень мало, настолько, что стих легко восстанавливается. Я приведу их, заключив в скобки то, что несомненно прибавлено книжником и явно нарушает песенный склад народной старины:


1. Песня о новгородцах. Текст

Песня о помощи новгородцев. Сюжет не нов, он встречается и в других списках 3 редакции, но в данном случае напрашивается предположение — не был ли этот рассказ в начале, действительно, песней:

… в великом Нов(е)городе
Стоят мужи новогородцы, (у святыя Софеи)
На площади бьют вече великое.
Говорят мужи таково слово:
Уже нам не поспеть (на пособь) к великому князю,
Кажут, он Оку реку перевозится.
Ино (нам) будет Новымгородом не отсадиться.
И барзо мужики (новогородцы) наряжалися
Отпущали (с города) тринадцать посадников…
С ними же силы (немного, только) тринадцать тыся(чей)
А все люди нарядные,
Пансыри-доспехи давали с города…


2. Песня о татарском богатыре. Текст

Описание вида татарского богатыря — печенега Телибея. Это описание взято из эпического изображения Идолища Поганаго:

Трею сажень высота его,
А дву сажень ширина его,
Межу плеч (у него) сажень мужа добраго,
А глава его, (аки) пивной котел,
А межу ушей (у него) — стрела мерная,
А межу очи (у него, аки) питии чары,
А конь под ним, (аки) гора велия…


3. Песня о Куликовской битве. Текст

Наконец — картина общего боя. В современных записях старин ей нет соответствия, это — не locus communis; нужно думать, следовательно, что она составляла часть специальной какой-либо песни:

Щепляются щиты богатырские, (от вострых копеев)
Ломаются рогатины булатныя, (о злаченые доспехи)
Льется кровь богатырская
По седельцам покованым,
Сверкают сабли булатные
Около голов богатырских,
Катятся шеломы злаченые
Добрым коням под копыта,
Валятся головы (многих) богатырей
С добрых коней на сыру(ю) землю…


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике История, Русская песня с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>