Самая известная песня, которую исполняли в СССР на 1 мая — это песня «Москва майская» Дмитрия и Даниила Покрасс на стихи Василия Лебедева-Кумача. Об истории её создания рассказывает известный поэт-песенник Евгений Долматовский (1915—1994) в своей книге «Рассказы о твоих песнях».
Песня «Москва майская» братьев Покрасс на стихи Василия Лебедева-Кумача. История создания
Ты самая любимая!
Вот что интересно — немало песен высокого звучания родилось для выполнения узкой и даже специальной задачи. После каждого парада и демонстрации на Красной площади — будь то 1 Мая или 7 Ноября, студия кинохроники выпускает фильм — отчет о революционном празднике. В отчет о двадцатом Первомае режиссер Михаил Слуцкий решил включить песню. Какую? Конечно, новую и соответствующую построению фильма, чтобы в первой строфе было утро, а дальше — день, и вечер, и ночь, и завтрашний рассвет. Лебедев-Кумач и братья Покрасс написали такую песню. Композиторский этот дуэт состоял из противоположных и дополнявших друг друга характеров. Старший, Дмитрий,— это пламя, ураган, взрыв. Младший, Даниил, был человеком спокойным, даже несколько флегматичным, задумчивым и рассудительным. Любили они друг друга очень, как близнецы.
Мне приходилось видеть, как они вместе работают: Дмитрий извлекает из рояля громовые звуки, а Даниил остужает их, обдумывает, прежде чем записать. Но эту песню они писали не вместе — в разных комнатах. Запев придумал один из братьев, припев — другой. Песня к первомайскому фильму очень удалась авторам. Она точно соответствовала сценарному плану фильма, и когда была готова, фильм уже можно было монтировать по песне. Режиссер так и поступил.
Василий Иванович Лебедев-Кумач удивлялся, насколько соответствует музыка братьев Покрасс той мелодии, которая ему слышалась, когда он писал слова. (Если поэт пишет не просто стихи, а заранее выполняет задачу создания песни, ему всегда слышится «своя» музыка. Это совсем не значит, что поэт обязан обладать музыкальными способностями. Но существует некий внутренний слух, более глубокий, чем простое чувство ритма.) Сколько ныне естественных, бытующих образов, ставших даже штампами, вылилось из этой песни: «Москва — сердце нашей Родины», «Страна моя, Москва моя». А ведь начались они с этой песни, раньше эти словосочетания не существовали, не употреблялись.
Великая Отечественная война делала не только людей героями — героями становились и песни.
Отнятая у народа мирная жизнь сохранилась в песнях. Враг подошел к подмосковным перелескам, положение было самое критическое. Какими нужными оказались людям — для веры, для обороны, для будущей победы — слова о том, что никто не сможет победить Москву! Тысяча митингов не сумели бы сделать того, что делала эта песня с сердцем человеческим. Я не могу не рассказать о том, как встретился с «Москвой майской» в начале 1945 года в Восточной Пруссии.
Мы вступили наконец на ту землю, откуда ринулись на нас черные орды захватчиков. Мне посчастливилось «устроиться» на бронетранспортер и пойти в прорыв с 1-й Гвардейской танковой армией, которой командовал знаменитый защитник Москвы Михаил Катуков. Мы оказались в глубоком тылу противника. Танки двигались только в собственном громе — вражеские силы остались у Вислы,— лшпь изредка нам попадались группки немецких солдат из разбитых частей.
Ранним сырым утром растаявшей зимы наши танки проходили по местам, выглядевшим странно и тревожно: то лес, то груды поваленных деревьев, то поляны, а на них бетонные квадраты с обтекаемыми краями и узкими молчащими амбразурами. Никого в поле зрения. Когда танки останавливались, мы поражались тишине. И вдруг земля запела. Именно земля — безлюдная, пустая:
Страна моя,
Москва моя,—
Ты самая любимая!
Какие звонкие чудесные голоса, какой взволнованный хор! Но где же люди? И люди появились. Как в сказке — из-под земли. Это были преимущественно девушки — русские, украинки, белоруски, угнанные на каторгу, носившие на одежде нашивку «ОСТ» (восточные рабочие). Фашисты загнали их в бункеры, построенные в лесу для перемещения заводов под землю. Хотели взорвать и подземные своды, и наших людей, да, к счастью, не успели.
Выход спасенных девушек из-под земли не могу вспоминать без слез. «Москва майская» заглушила гул танковых моторов. Девушки окружили танки, целовали их броню. И пели, пели… Это принято считать литературой («в жизни так не бывает»),— но я неожиданно встретился там с девушками из Воронежского мединститута, с которыми был знаком в 1942 году, когда Юго-Западный фронт проходил через Воронеж. Мы вынуждены были отходить к Сталинграду, неловко и сбивчиво говорили: «Мы вернемся… Мы спасем вас…» И вот они — посуровевшие, растерянные, счастливые поют:
Здравствуй, новый светлый день! —
и строка песни обретает особое значение.
Вот как запомнилась мне «Москва майская».
Песня «Москва майская». Текст
Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля,
Просыпается с рассветом
Вся Советская земля.
Холодок бежит за ворот,
Шум на улицах сильней.
С добрым утром, милый город,
Сердце Родины моей!
ПРИПЕВ:
Кипучая,
Могучая,
Никем не победимая,
Страна моя,
Москва моя,—
Ты самая любимая!
Разгорелся день веселый,
Морем улицы шумят,
Из открытых окон школы,
Слышны крики октябрят.
Май течет рекой нарядной
По широкой мостовой,
Льется песней необъятной
Над красавицей Москвой.
ПРИПЕВ
День уходит, и прохлада
Освежает и бодрит.
Отдохнувши от парада,
Город праздничный гудит.
Вот когда встречаться парам!
Говорлива и жива,
По садам и по бульварам
Растекается Москва.
ПРИПЕВ
Стала ночь на день похожей,
Море света над толпой.
Эй, товарищ, эй, прохожий,
С нами вместе песню пой!
Погляди! Поет и пляшет
Вся Советская страна…
Нет тебя светлей и краше,
Наша красная весна!
ПРИПЕВ
Голубой рассвет глядится
В тишину Москвы-реки,
И ноют ночные птицы —
Паровозные гудки.
Бьют часы кремлевской башни,
Гаснут звезды, тает тень,
До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый светлый день!
ПРИПЕВ
1937
Песня «Москва майская». Слушать онлайн. Видео
«Москва майская» («Утро красит нежным светом…»). Песня Дмитрия и Даниила Покрасс на стихи Василия Лебедева-Кумача. Исполняют Майя Кристалинская, Виктор Селиванов, Юрий Богатиков в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Дирижёр — Юрий Силантьев. Запись с авторского вечера композитора Дмитрия Покрасса, посвящённого его 75-летию. Москва. Колонный зал Дома союзов. 1974 г.