Легендарный певец гитары
Видное место в отечественной музыкальной культуре принадлежит замечательному русскому гитаристу-виртуозу XIX века Марку Даниловичу Соколовскому.
Тридцатипятилетняя концертная деятельность Соколовского оставила глубокий след в истории исполнительства на гитаре. Его выступления с огромным успехом проходили в крупнейших музыкальных центрах Европы, в Москве, Петербурге и многих других городах России.
В Германии его называли «великим артистом», во Франции — «Паганини гитары», в Англии — «королем гитары», в Польше — «Костюшко гитаристов».
Исполнительское искусство прославленного музыканта отличалось тонким чувством стиля, богатством тембровых красок, нежной певучестью, яркой эмоциональной выразительностью, виртуозной техникой.
Марк Соколовский родился 25 апреля 1818 года близ Житомира в польской семье. Увлечение мальчика музыкой проявилось в раннем детстве. С шестилетнего возраста он не расстается с маленькой гитарой, которую нашел на чердаке отцовского дома. Однако родители не поощряют его музыкальных занятий. Но Марк уже не мог жить без музыки. Переехав с родителями в Бердичев, он самостоятельно по школам игры на гитаре М. Джулиани, Л. Леньяни, И. К. Мерца овладевает основами исполнительского мастерства, а также учится играть на фортепиано, скрипке и виолончели.
26 мая 1841 г. в возрасте 23 лет М. Соколовский дебютирует в Житомире с концертом ми-минор Ф. Карулли. Молодой гитарист был тепло встречен публикой. Окрыленный успехом, он дает концерты в различных городах Украины.
В 1846 г. М. Соколовский дал свой первый концерт в Москве, который прошел с большим успехом и укрепил веру артиста в правильность своего выбора, в свой талант.
С каждым годом растет популярность гитариста в Москве. 8 марта 1857 г. он дал концерт в самом большом зале Москвы — в зале Благородного собрания (ныне Колонный зал Дома союзов). «Московские ведомости» (21 марта 1857 г.) отмечали, что на концерте Соколовского присутствовало свыше тысячи слушателей. Об успехе гитариста писали и в других русских газетах.
В 1858 г. началась гастрольная деятельность М. Соколовского за границей. Публика Вены, одного из крупнейших центров музыкальной культуры Европы, с восторгом принимала игру русского артиста: еще ни один гитарист не удостаивался такого горячего приема. Иностранная печать писала о его концертах как о чуде. Известный немецкий критик Э. Этингер называл М. Соколовского «Байроном гитары», считая, что его игра «вселит жизнь даже в камень». Успех окрылил артиста, написавшего в письме к матери, что теперь он уже обязан первенствовать в Европе.
После Вены М. Соколовский выступает в Варшаве, Вильно, Ковно (теперь Вильнюс и Каунас), Минске, других литовских и белорусских городах. После одного из концертов гитариста в Минске А. Контский, известнейший в то время польский скрипач, ученик Паганини, подарил ему свою фотографию с такой дарственной надписью: «Знаменитому артисту Марку Соколовскому в знак нашего восхищения и любви. Аполлинарий Контский, Минск, 2/14 октября 1858 года!»
Триумфальные выступления М. Соколовского в Висбадене, Париже, Лондоне, Берлине, Брюсселе, Дрездене, Милане, Кракове, Варшаве в 1863—1868 годах принесли ему славу одного из замечательных мастеров игры на гитаре.
Прославленным музыкантом вернулся М. Соколовский в Россию. 25 января 1869 г. состоялся его концерт в Москве в переполненном зале Большого театра.
Выступления М. Соколовского продолжались почти до 1877 г., но они становились все более редкими в связи с болезнью артиста. Прощальный публичный концерт мастера состоялся в Петербурге в 1877 г. в зале Придворной певческой капеллы. Последние годы жизни М. Соколовский провел в Вильно, где 25 декабря 1883 г. скончался.
Знаменитый музыкант-виртуоз похоронен на Виленском кладбище Расу (недалеко от него похоронен знаменитый художник и композитор М. К. Чюрленис). На могиле находится скромный, изящный памятник с бронзовым изображением артиста и надписью:
Марк Соколовский
Знаменитый европейский гитарист
25 декабря 1883
65 лет от роду
Источник: Ю. Римкявичюс. Легендарный певец гитары. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989