Николай Михайлович Карамзин о музыке древних славян

История государства Российского. Музыка древних славян

русский историк Николай Карамзин

Выдающийся русский поэт, писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766—1826). Портрет работы В. А. Тропинина (1818)

Имя Николая Михайловича Карамзина (1766—1826) не нуждается в особом представлении любителям русской культуры и словесности. Это выдающийся русский писатель, поэт и общественный деятель, Почётный член Императорской Академии наук (1818), Действительный член Императорской Российской академии (1818), редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803).

Но наибольшую известность — как в России, так и за её пределами — Карамзин получил как историк и историограф, создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826 гг.) — одного из первых обобщающих трудов по истории России, в котором содержатся любопытные сведения о том, какую музыку сочиняли и исполняли древние славяне.


Отрывок из главы «О физическом и нравственном характере славян древних»

Не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и выдумывает блестящие наружные украшения, древние Славяне в низких хижинах своих умели наслаждаться действием так называемых искусств изящных. Первая нужда людей есть пища и кров, вторая удовольствие — и самые дикие народы ищут его в согласии звуков, веселящих душу посредством слуха. Северные Венеды1 в шестом веке сказывали Греческому Императору2, что главное услаждение жизни их есть музыка, и что они берут обыкновенно в путь с собою не оружие, а кифары или гусли, ими выдуманные. Волынка, гудок и дудка были также известны предкам нашим: ибо все народы Славянские доныне любят их. Не только в мирное время и в отчизне, но и в набегах своих, в виду многочисленных врагов, Славяне веселились, пели и забывали опасность. Так Прокопий3, описывая в 592 году ночное нападение Греческого Вождя на их войско, говорит, что они усыпили себя песнями и не взяли никаких мер осторожности. Некоторые народные песни Славянские в Лаузице4, в Люнебурге5, в Далмации6 кажутся древними7 (152): также и старинные припевы Русских, в коих величаются имена богов языческих и реки Дуная, любезного нашим предкам, ибо на берегах его искусились они некогда в воинском счастии. Вероятно, что сии песни, мирные в первобытном отечестве Венедов, еще не знавших славы и победы, обратились в воинские, когда народ их приближился к Империи8 и вступил в Дакию9; вероятно, что они воспламеняли сердца огнем мужества, представляли уму живые картины битв и кровопролития, сохраняли память дел великодушия, и были в некотором смысле древнейшею Историею Славянскою. Так везде рождалось стихотворство, изображая главные склонности народные; так песни самых нынешних Кроатов10 более всего славят мужество и память великих предков: но другие, любимые Немецкими Вендами11, возбуждают только к веселью и к счастливому забвению житейских горестей; иные же совсем не имеют смысла, подобно некоторым Русским; нравятся одним согласием звуков и мягких слов, действуя только на слух и не представляя ничего разуму.

Источник: Карамзин Н. М. История государства Российского. Том 1. Глава III «О физическом и нравственном характере славян древних». Стр. 78—80


Примечания:

1 Венеды — древний восточноевропейский народ эпохи Античности, рассматриваемый как возможный предок славян.
2
Греческий Император — Император Восточной Римской или Византийской империи с официальным титулом «Басилевс ромеев».
3
Прокопий — вероятно, ошибка Карамзина. Прокопий Кесарийский — выдающийся историк ранней византийской эпохи родился на исходе V в. н. э. и скончался в шестидесятых годах VI в. н. э.
4
Лаузиц — регион, расположенный на территории немецких земель Саксония и Бранденбург и юго-западной Польши.
5
Люнебург — ганзейский немецкий город в Нижней Саксонии, в 50 км к юго-востоку от Гамбурга.
6
Далмация — историческая область на северо-западе Балканского полуострова, на побережье Адриатического моря, большая часть которой располагается на территории современной Хорватии, меньшая — Черногории.
7 (152)
Memor. popul. II, 61. Прокопий называет сии песни Аварскими единственно для того, что Греки считали Аваров и Славян как бы за один народ. См. еще Гебгарди в Gesch. der Slav. T. I, стр. 6 (Примечание Карамзина)
8
Империя — имеется в виду Западная Римская империя со столицей в Риме.
9
Дакия — историческая область времён классической античности. Во времена Римской империи к Дакии причисляли обширные горные и равнинные земли, прилегающие к северу Балканского полуострова, располагавшиеся между Тисой, Дунаем, Днестром и Карпатами.
10
Кроаты — То же, что хорваты.
11
Венды (также венеды или винды) — средневековое германское собирательное название всех соседних немцам славян.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Древняя Русь, История, Русская песня с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>