Константин Ваншенкин. Биография. Творчество

17 декабря родился советский поэт Константин Ваншенкин (1925—2012).


Константин Ваншенкин. Краткая биография

советский поэт Константин Ваншенкин

Константин Яковлевич Ваншенкин (1925—2012), русский советский поэт. Стихи и проза о войне, мире природы, долге человека перед эпохой. Поэтические сборники «Повороты света» (1965), «Поездка к другу» (1971), «Дорожный знак» (1977), «Ветка» (1981), «Примета» (1987). Поэма «Жизнь человека» (1980; Государственная премия СССР, 1985). Автор слов популярной песни «Я люблю тебя, жизнь» на музыку Э. С. Колмановского. «Книга воспоминаний, литературных очерков «Лица и голоса» (1978). Государственная премия РФ (2001) за сборник стихов «Волнистое стекло».

ВАНШЕНКИН
Константин Яковлевич [17 декабря 1925, Москва — 15 декабря 2012, Москва] — поэт, прозаик.

Родился в семье инженера. 17-летним ушел в армию, служил в воздушно-десантных войсках, воевал на 2-м и 3-м Украинских фронтах. В 1953 окончил Литературный институт имени М. Горького. Первый сборник стихов «Песня о часовых» вышел в 1951, в 2005 вышел сборник стихов «Поступок». Из последующих книг: «Подарок» (1952), «Портрет друга» (1955), «Волны» (1957), «Лирика» (1959), «Солдатская судьба» (1960), «Окна» (1962), «Повороты света» (1965), «Другу: Стихотворения, положенные на музыку» (1965), «Соловьиный коридор» (1967), «Опыт» (1968), «Станция» (1970), «Прикосновенье: Стихи о женщине, о любви» (1972; 3-е издание, дополненное 1984), «Характер» (1973), «Дорожный знак» (1977), «Поздние яблоки» (1980), «Десятилетье» (1980), «Ветка» (1981), «Жизнь человека» (1983), «Примета» (1987), «Еще одно десятилетье» (1990), «Музыка из окна» (1991), «Ночное чтение» (1994). Проза Ваншенкина представлена в сборнике «Как соловей лета» (1975), «Повести и рассказы» (1976), «Воспоминание о спорте» (1978), «Рассказ о потерянном фотоальбоме» (1985), «Графин с петухом» (1985); литературно-критические статьи, воспоминания о писателях, композиторах и артистах в книгах «Непонятливая Лика» (1966), «Наброски к роману» (1973), «Лица и голоса» (1978), «Поиски себя» (1985), «Зимняя дорога» (1986).


Песня «Я люблю тебя, жизнь». Слушать онлайн. Видео. 1958 год

Песня «Я люблю тебя, жизнь» («Я люблю тебя, жизнь, Что само по себе и не ново») Эдуарда Колмановского на стихи Константина Ваншенкина. Исполняет Марк Беренес. Фрагмент программы «Праздничное эстрадное представление. Земля-космос-Земля». 1962 г.


Основные темы творчества Ваншенкина обозначены в популярной песне на его стихи (музыка Э. Колмановского) — «Я люблю тебя, Жизнь…» (1956). Ваншенкин чаще всего пишет о послевоенной жизни в ее повседневных проявлениях, о своей армейской юности и о своих сверстниках, которые погибли, защищая жизнь, а также о любви, о женщинах и детях, о родной природе; причем все эти темы предстают в разнообразных взаимосвязях, объединенных индивидуальной неповторимостью их лирического восприятия. Лирика Ваншенкина весьма своеобразна: в ней нет безраздельного господства субъективных чувств, нет лирического эгоцентризма, она весьма чутка к жизни других людей и их переживаниям, т. е. к эпическому миру, а также к миру природы. Эпическая жизнь изображается поэтом не в больших событиях, а в повседневных эпизодах, не в монументальных повествовательных произведениях, а в коротких стихотворениях, имеющих характер бытовых зарисовок. Даже жизнь у смерти на краю описывается им как нечто будничное, хотя и навсегда запоминающееся. В стихотворении «Земли потрескавшейся корка…» (1952) поэт рассказал, как он со своим другом закуривал на передовой:

«Слепил цигарку я прилежно
И чиркнул спичкой раз и два.
А он сказал мне безмятежно:
— Ты сам прикуривай сперва…

От ветра заслонясь умело,
Я отступил на шаг всего,
Но пуля, что в меня летела,
Попала в друга моего».

Лирика Ваншенкина строго реалистична, она близка к реалистической лирике И. Бунина, М. Исаковского, А. Твардовского и Я. Смелякова. Влияние Бунина больше всего чувствуется в пейзажной лирике Ваншенкина, Исаковского — в песнях, Твардовского и Смелякова — в изображении текущей повседневности и в портретных зарисовках современников. Как реалисту Ваншенкину чуждо все иррациональное, мистическое, демоническое, исключительное; он стремится запечатлеть только то, что стало явленным, доступным непосредственному наблюдению и восприятию, достаточно определенно оформившимся и закрепленным в психологии человека и обстоятельствах повседневной жизни. В его лирике прозаические стороны жизни не противопоставлены резко ее поэтическим граням, сама жизнь — ее смыслу. Поэт, конечно, видит, что качества жизни неодинаковы, разнообразны и диалектически противоречивы, но он не драматизирует их, не разрывает их визуальных связей, не подчеркивает их контрастность, а стремится в первую очередь выявить в них то, что их объединяет, делает благоприятными для человека. Даже смерть — это часть жизни, залог ее постоянного обновления. Не случайно в книге стихов «Дорожный знак», например, где поэт постоянно обращается к невозвратимым утратам военной поры («Курсанты», «Баллада о последнем», «Больничная баллада», «Это правда», «Сверстники» и другие), много лирических размышлений о детях, о новом поколении («Новое поколение», «Одиночество ребенка», «Детский рисунок», «В детстве», «Дети в цирке», «Облака, мосты…», «Эти дети»). Взаимодействие темы детства с темой военных утрат композиционно связывает эту книгу стихов, подчеркивая диалектическую неразрывность прошлого, настоящего и будущего, жизни и смерти.

Немалое место в лирике Ваншенкина занимают пейзажные стихи. Здесь представлен весь природный цикл. В стихотворении «Листопады и дожди…» (1975) сравнение чистой, быть может, родниковой, готовой вот-вот покрыться льдом воды с темечком младенца оказывается настолько выразительным, что оно дает возможность почувствовать живой, родственный человеческому, пульс матери-природы, пульс затихающий, уходящий куда-то в глубину, но напоминающий своим упорным трепетанием, исходящим из глубины, о неизбежности возрождения к новой жизни. В стихотворении «Естественно развитие плода…» (1974) поэт подчеркивает, что жизнь души и искусства, развиваясь по законам природы, не должна испытывать на себе даже малейшего насилия, мешающего ее росту:

«Естественно развитие плода,
Души, строки, пульсирующей живо.
Конечно, это требует труда,
Но только без малейшего нажима.

Не стоит разворачивать бутон,
Как зачастую делают на рынке.
Он сам легко раскроется потом,
Отряхивая круглые росинки».


Песня «Алёша». Слушать онлайн. Видео. 1967 год

Песня «Алёша» («Белеет ли в поле пороша») Эдуарда Колмановского на стихи Константина Ваншенкина. Исполняют солисты Ансамбля имени А. В.Александрова Алексей Скачков и Роман Валутов. Партия фортепиано — Константин Смесов. Центральный академический театр Российской Армии. Май 2020 года.


Видное место в лирике Ваншенкина занимают песни. Кроме знаменитой «Я люблю тебя, Жизнь…», им написаны известные песни «Мы вас подождем…» и «За окошком свету мало» (музыка в обоих случаях Э. Колмановского), «Женька» (музыка Е. Жарковского), «Я спешу, извините меня» (музыка Я. Френкеля) и многие другие. Особая доля оказалась у песни «Алеша» (музыка Э. Колмановского): она стала гимном болгарского города Пловдива, где русскому солдату Алеше, освободителю Болгарии от фашизма, поставлен памятник.

Большой интерес представляют статьи и заметки Ваншенкина о поэзии, его воспоминания о старших товарищах и наставниках (Твардовском, Исаковском, Смелякове, Антокольском, Мартынове, Рыленкове, Бернесе и других) и литературных сверстниках (М. Луконине, С. Гудзенко, А. Фатьянове, С. Орлове, В. Быкове, Е. Винокурове и других).

Многоликая поэзия Ваншенкина всегда пронизана раздумчивой философической нотой:

«И единственной мыслью беспечной
Каждый душу залечивать рад,—
Что лежит еще день бесконечный
Между вами, восход и закат».


Источник: М. Ф. Пьяных. Ваншенкин Константин Яковлевич. // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь.


Сочинения Константина Ваншенкина:

Избранные стихотворения: в 2 томах. М., 1975;
Собрание сочинений: в 3 томах. М., 1983–84;
Далекий свет: Лирика. М., 1985;
Из книги воспоминаний: О В. Некрасове, К. Кулиеве, Ф. Абрамове // Октябрь. 1988. № 8;
Не все так просто: По поводу статьи Владимира Корнилова «И холоп и пророк». О стихах М. Исаковского // Литературная газета. 1995. 22 февраля. № 8.;
Его песни поют все без исключения. Сто лет назад родился М. В. Исаковский // Литературная газета. 2000. 19–25 января. № 3;
В мое время // Знамя. 1999. № 3; 2000. № 11.


Литература о Константине Ваншенкине:

Винокуров Е. Сила конкретности // Литературная газета. 1959. 10 декебря. № 151;
Филиппова Л. Чувство перспективы // День поэзии. М., 1971;
Лавлинский Л. Красота лаконизма: Константин Ваншенкин // Лавлинский Л. Не оставляя линии огня. М., 1975;
Залин С. «Мы вышли из войны»: Штрихи к портрету Константина Ваншенкина // Литературная газета. 1975. 15 октября. № 42;
Пьяных М. «Я люблю тебя, Жизнь» // Звезда. 1978. № 5;
Михайлов Ал. Константин Ваншенкин: Очерк поэзии. М., 1979;
Урбан А. Общая со многими судьба: Константин Ваншенкин // Урбан А. В настоящем времени. Л., 1984;
Евтушенко Е. Скромное бессмертие Константина Ваншенкина // Литературная газета. 1995. 22 марта. № 12.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Советская песня с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>