20 декабря 1978 ушёл из жизни советский композитор Дмитрий Яковлевич Покрасс (1899—1978).
Песня «Марш Будённого» Дмитрия Покрасса на стихи Анатолия Д’Актиля. История создания
Мы — красная кавалерия
Начало 1920 года ознаменовалось большой победой Красной Армии — Первая Конная с боями освободила от белогвардейцев Ростов-на-Дону. Жили тогда в Ростове и работали в театрике «Кривой Джимми» двадцатилетний музыкант Дмитрий Покрасс и тогда уже довольно известный поэт, автор прекратившего свое существование журнала «Сатирикон» Д’Актиль.
Юный и восторженный Покрасс встречал конников в буденовках на проспектах Ростова. Он прибежал к Д’Актилю с предложением:
— Давай напишем марш буденовцев!
Д’Актиль был занят приготовлением обеда для жены, выздоравливающей после тифа. Предложение молодого пианиста застало его врасплох. Но ироничный и неунывающий «сатириконец», он первым делом сочинил на самого себя эпиграмму:
Стою, стою у примуса,
Готовлю фарш,
Четырнадцатой дивизии
Слагаю марш.
Стихи были, что называется, домашние, но ритм будущей песни уже проступал сквозь эти шутливые строки.
Песня была сочинена. В театр «Кривой Джимми» как раз в те дни заглянул секретарь Реввоенсовета Первой Конной Сергей Орловский — он хотел разобраться, чем может быть полезен «Кривой Джимми» для Красной Армии.
Покрасс сыграл Орловскому песню. Вскоре секретарь Реввоенсовета вновь явился в театр. Забрав с собой двух авторов, он повел их на Таганрогский проспект (ныне Буденовский), в гостиницу «Палас». Там уже их ждали Ворошилов, Буденный, Пархоменко, Морозов, Щаденко. Они стояли в пустом зале, где не осталось ни столов, ни стульев, только пианино.
У Д’Актиля и Покрасса были в запасе уже две песни, и они начали с песни «Мы дети воли и труда»:
Итак, вперед веди, Буденный,
Под звуки величавых слов:
Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов.
Климент Ефремович Ворошилов сказал:
— Песня ничего, но она больше подходит для пехоты.
Тогда Покрасс сыграл и спел «Марш красной кавалерии». Слушатели, повторяя слова, заметили, что в первой строчке неправильное ударение, лучше уж петь не «кавалерия», а «кавалеристы», но в целом песню одобрили:
— Вот эта под коня подойдет!
И спели ее несколько раз.
Воодушевленный успехом, Дмитрий Покрасс обратился к командирам:
— Я здесь один, никого у меня нет. Возьмите меня в свою армию!
Просьба музыканта была удовлетворена, и ему был выдан уникальный документ, в котором он был назван «бойцом-композитором», а также обмотки, шинель, ботинки, буденовка.
Но посвящению автора песни в воины предшествовала еще одна процедура. Кто-то из командиров сказал, что поэт и композитор, наверное, голодные и надо им выдать денег — по нескольку миллионов рублей (деньги были обесценены, так что миллионы были довольно скудным гонораром). А уж если давать деньги, то нужно, чтобы настоящие знатоки проверили и дали заключение, насколько хороша песня с точки зрения музыкальной. Кстати, в Ростове ведь есть консерватория.
Несколько конников вместе с авторами были посланы в консерваторию. Ее директор Михаил Фабианович Гнесин и другие профессора прослушали песню в темпераментном исполнении Покрасса.
— Это для нас не музыка,— вынесли они заключение.
Но авторы и конники настаивали:
— Песню поют, так что распишитесь.
Профессора нехотя поставили свои подписи на документе о выдаче сочинителям песни денежного вознаграждения в сумме стольких-то миллионов.
(Встречаясь в последующие годы с Дмитрием Покрассом, замечательный музыкант и интереснейший человек Михаил Фабианович Гнесин весело вспоминал январь 1920 года и с улыбкой говорил: «А ведь мы тогда ошиблись в оценке песни, но уж обстоятельства и весь разговор о ней были экстраординарные!»)
Дмитрий Покрасс направился с Первой Конной в боевой путь. Он исполнял песню на митингах, на собраниях, на привалах, концертах. Специально для композитора в обозе на телеге возили пианино. Конечно, он сочинил еще немало песен. Автором некоторых песен был Демьян Бедный, приезжавший на польский фронт. А все же «Мы — красная кавалерия» осталась самой знаменитой песней Первой Конной. За свою музыкальную деятельность композитор был награжден кожаной курткой — это по тем временам серьезная боевая награда.
Но ни музыка, ни слова песни тогда не были нигде напечатаны, песня жила в эскадронах, подвергаясь изменениям и переработке.
В 1922 году «Марш Буденного» был записан композитором Шульгиным как народная песня и издан впервые. Д’Актиль говорил, что своего текста в точности не помнит, но видит, что он сильно изменен. По скромности поэт называл себя «не столько автором, сколько родоначальником этой песни».
И действительно, если разобраться в тексте песни, увидишь, что там говорится об СССР, а СССР образован в декабре 1922 года; говорится о Крыме и Варшаве, то есть о событиях весны и лета 1920 года, а песня была создана первоначально в январе.
Вспоминая те далекие годы, Дмитрий Яковлевич Покрасс говорил мне, что вряд ли штатский человек, недавний сотрудник «Сатирикона» и автор куплетов в театре «Кривой Джимми» Анатолий Д’Актиль мог написать о Буденном: «наш братишка». Не решился бы и двадцатилетний музыкант в присутствии начальников армии, только что вошедшей в Ростов, спеть о них звучащие теперь в песне строки. Покрасс полагает, что вторая строфа песни написана не Д’Актилем, а славным комиссаром одной из дивизий П. Бахтуровым, сочинявшим стихи и песни. Ему принадлежат слова известной песни:
Из лесов, из-за суровых темных гор
Наша конница несется на простор.
Конечно же, Бахтуров мог назвать Буденного братишкой. Слово это кажется заимствованным из лексикона революционных матросов, которых немало было в Первой Конной.
О том, что песня переделывалась не раз народом (не только слова, но и музыка), можно судить и по разнобою ритма: в каждой строфе иной ритмический рисунок.
Хорошо начался творческий путь Дмитрия Покрасса, в последующие годы создавшего немало замечательных песен, которые пел и помнит весь народ.
Источник: Долматовский Е. А. Рассказы о твоих песнях. Москва, 1973
Песня «Марш Будённого». Ноты
Инструмент: ноты для голоса и аккордовая цифровка;
Тональность: ля-минор;
Уровень сложности: средний;
Источник: Песни наших дней. Москва, 1985.
Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.
Песня «Марш Будённого». Текст
Мы — красная кавалерия,
И про нас
Былинники речистые
Ведут рассказ
О том, как в ночи ясные,
О том, как в дни ненастные
Мы гордо,
Мы смело в бой идем.
Веди ж, Буденный, нас смелее в бой!
Пусть гром гремит,
Пускай пожар кругом.
Мы — беззаветные герои все,
И вся-то наша жизнь есть борьба!
Буденный — наш братишка,
С нами весь народ.
Приказ: «Голов не вешать
И глядеть вперед!»
Ведь с нами Ворошилов,
Первый красный офицер,
Сумеем кровь пролить
За СССР.
Высоко в небе ясном
Вьется алый стяг,
Мы мчимся на конях
Туда, где виден враг.
И в битве упоительной
Лавиною стремительной:
Даешь Варшаву! Дай Берлин!
Уж врезались мы в Крым.
Веди ж, Буденный, нас смелее в бой!
Пусть гром гремит,
Пускай пожар кругом.
Мы — беззаветные герои все,
И вся-то наша жизнь есть борьба!
1920
Песня «Марш Будённого». Слушать онлайн. Видео
Песня «Марш Будённого» («Мы — красная кавалерия») Дмитрия Покрасса на стихи Анатолия Д’Актиля. Исполняет Краснознамённый ансамбль песни и пляски СССР имени А. В. Александрова.