Поэт Николай Рубцов. Биография. Творчество

3 января родился советский поэт Николай Рубцов (1936—1971).


Поэт Николай Рубцов. Краткая биография. Творчество

Краткая биография

советский поэт Николай Рубцов

Николай Михайлович Рубцов (1936—1971), советский поэт. Проникновенная поэзия природы, сельской жизни (сборники «Душа хранит», 1969, «Сосен шум», 1970, «Стихотворения. 1953-1971», опубликованы 1977).

РУБЦОВ Николай Михайлович [3.1.1936, с. Емецк Архангельской обл. — 19.1.1971, Вологда] — поэт.

Предки Рубцова были крестьянами, оказавшимися в годы коллективизации в Вологде. Гонимые нуждой, они поселились в Емецке. Дом, где прошло самое раннее детство будущего поэта, стоял на старинном архангельском тракте. Здесь семья Рубцовых прожила всего лишь около года, переехав сначала в Няндому, а затем в Вологду. В годы Великой Отечественной войны Рубцов осиротел. В 1942 умерла мать, а перед тем — две его маленькие сестры. В семье было еще двое детей — их разобрали родственники. Отец с 1942 по 1944 находился на фронте, больше о нем сведений не было. В 1943 Рубцов живет в детдоме, в селе Никольском Тотемского района. Учился он очень хорошо, получал грамоты, подарки. Но приносило страдание страшное одиночество. На всю жизнь осталось яркое, незабываемое воспоминание — одна воспитательница ласково погладила его по голове. В 1950 Рубцов уехал поступать в мореходное училище в Ригу, но не был принят, так как ему еще не исполнилось 15 лет; поступил в Тотемский лесотехнический техникум. Получив паспорт, устроился в Архангельске подручным кочегара на тральщике. Начинает писать стихи. Почти ничего из ранних опытов не сохранилось. В сентябре 1953 приезжает в городе Кировск (Мурманская область), учится в горном техникуме; в 1955 приезжает в Ленинград. Отсюда был призван на военную службу во флот. В это время начинает относиться к сочинительству более серьезно. Во время военной службы в Североморске (1955—1956) стал печататься в газете «На страже Заполярья» и в альманахе «Полярное сияние». Однако стремление походить на литератора-профессионала даже и тогда, когда поступил позднее в Литературный институт, давалось ему с трудом. По натуре Рубцов был бродягой. В 1960 он работает на Кировском заводе в Ленинграде, начинает заниматься в литобъединении «Нарвская застава». В 1961, когда вышел коллективный сборник «Первая плавка», где были помещены и его стихи, стал более уверенно выступать в аудиториях, в домах культуры, в общежитиях. Но образ жизни Рубцов вел беспорядочный, богемный. В 1962 с помощью поэта Б. Тайгина выпустил свою первую машинописную книжку «Волны и скалы». Дружит с Глебом Горбовским. В августе 1962 Рубцов сдал вступительные экзамены в московский Литературный институт имени А. М. Горького. Женится на Г. М. Меньшиковой, в 1963 родилась дочь. В эти годы Рубцов сближается с такими поэтами, как Владимир Соколов, Станислав Куняев, Анатолий Передреев. К Рубцову приходят и подлинное мастерство, и оригинальность. Судьба, однако, не становится более легкой: за дисциплинарные нарушения Рубцова отчисляют из института, позднее он все же восстанавливается в нем. В 1963—1964 Рубцов создает такие поэтические жемчужины, как «Тихая моя родина…», «Звезда полей», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…» и другие. Дипломной работой Рубцова в Литературном институте становится знаменитая впоследствии книга «Звезда полей» (1967).


Особенности творческой манеры

В те годы, когда выступил Рубцов, начинались жаркие споры — и на страницах печати, и в читательских аудиториях — о «деревенской» и «городской» поэзии, о лирике «тихой» и «громкой». Рубцов, с его негромким поэтическим голосом и проникновенными одухотворенными пейзажными мотивами, быстро и без особых объяснений критика причислила к «деревенщикам», хотя деревни и деревенской жизни он не знал, а был, скорее, человеком городским, даже люмпеном. Но чтото прорастало в его стихи из обрубленных и, казалось бы, забытых его семейных крестьянских корней. Именно оттуда у него такая нежная, преданная и неизбывная любовь к тому Есенину, который был певцом русского поля, реки и неба. Рубцов, не подражая Есенину, всей своей поэтической душой ласкал Русскую землю. Такого восторженно-тихого взгляда русская природа после Есенина уже не чувствовала на себе. То был поистине прощальный поцелуй русской Музы — тихий и горестный, но не надрывный, как часто бывало у Есенина. Да и самый ритм стиха у Рубцова всегда приглушен, размыт, словно все ударные звуки куда-то исчезли, уступив место плавной и тихой мелодии, струящейся, как вода, меж редко расставленных слов: «Высокий дуб. Глубокая вода. / Спокойные кругом ложатся тени. / И тихо так, как будто никогда / Природа здесь не знала потрясений!» («Ночь на родине»). Рубцов совсем не употребляет красок, цветовые эпитеты казались ему, по- видимому, тяжелыми, и он работал легкой светописью — у него в стихах постоянное дрожание и проблескивание световых точек и струй: «Кругом шумит холодная вода, / И все кругом расплывчато и мглисто. / Незримый ветер, словно в невода, / Со всех сторон затягивает листья…» («А между прочим…»). Родной ему Русский Север, с его белыми ночами и зыблющимися прозрачными зорями, очень способствовал этому своеобразному поэтическому импрессионизму, характерному не только для его пейзажей, но и для лирики переживаний, где мерцание чувства и мелодическое колебание психологического рисунка, лишенного твердых очертаний, завораживает. Стихи Рубцова возникали из душевной глубины, они зарождались в лесах и полях, подобно облакам, медлительно проплывавшим в небесах истово любимой им России — Руси: «И откуда берется такое, / Что на ветках мерцает роса / И над родиной, полной покоя, / Так светлы по ночам небеса!» («Чудный месяц…»).

Судьба Рубцова сложилась так, что он, как когда-то Г. Сковорода и В. Хлебников, почти всю жизнь не имея угла, скитался по стране, от села к селу, от деревни к хутору, просясь на ночлег, а то и располагаясь в стоге сена где-нибудь в поле под звездами. Живя в заброшенных деревнях или ночуя в поле, он всегда был ближе к Богу, рядом с Богом, чем любимый им Есенин. Божье имя, при всей своей тяжкой жизни, он ни разу не произнес всуе, а в развалившиеся по безбожному времени церквушки и часовенки заходил с благоговением. Вряд ли он знал молитвы — некому было обучить, но в его лироэпических стихах широкого национального размаха, например в «Видении на холме» (1962), таится и едва ли не выходит наружу почти литургическое начало: «Россия, Русь — / Куда я ни взгляну! / За все твои страдания и битвы / Люблю твою, Россия, старину, / Твои леса, погосты и молитвы…»

Многократно обсуждавшаяся в годы становления и краткого расцвета Рубцова коллизия «город — деревня» вряд ли, как теперь видно, имела столь уж прямое отношение к автору «Звезды полей». В бытийном смысле Рубцов не только конец деревни видел, а почувствовал возможный предел всего и всему, апокалипсичность всей эпохи. Вот почему в своих странствиях он так упорно искал островки неисчезнувшей земной тишины и чаще всего находил их в заброшенных деревнях: «Прощальной дымкою повиты / Старушки избы над рекой. / Незабываемые виды! / Незабываемый покой!» («В святой обители…»). Рубцов, можно сказать, был поэтом последних островков разламывавшейся на части и уже погружавшейся в пучину земной Атлантиды. Он воспевал клочок земли, омываемый уже смертными водами, прославлял деревцо, травинку, прямой солнечный луч, не взметенный реактивным ревом. Его заслуга как поэта состояла в том, что он славил и воспевал эти последние (по внутреннему поэтическому ощущению) минуты человеческого тихого счастья у некоей грозной черты — накануне, возможно, гибели всех людей: от войны ли, от мора, от вселенской ли катастрофы.

Самые основы рубцовского эмоционального, интеллектуального и поэтического мира пронизывала почти незатихающая и очень редко уходившая из его стихов боль — то была, помимо, так сказать, «всемирной», «онтологической», еще и боль личного сиротства, он был из «подранков», оставленных своим безжалостным временем.

Но Рубцов неизменно противопоставлял этому трагедийному ощущению внутреннюю мужественность своей души, которая подкреплялась выношенным убеждением в прочности и даже логически необъяснимой, но интуитивно угадываемой неколебимости русской национальной тверди. Именно этим объясняется его постоянный и все углублявшийся интерес к истории страны («Видение на холме», «О Московском Кремле» и др.). В своих пейзажах, проникнутых чувством исторического времени, Рубцов находил прежде всего устойчивые, пусть и сглаженные природно-национальные и — принципиально — по его представлениям, неразрушимые основания. Рубцовская деревня — это широкое понятие: оно лишено, как правило, топографической прикрепленности, она — Родина-мать в глубинном и возвышенном значении этого слова. Рубцов-сирота признал матерью всю свою родную землю, со всеми ее, по его выражению, «окрестностями» — деревенскими и городскими в равной мере.

Рубцов был убит в момент ссоры близкой ему женщиной. Слава шла за ним медленно и благословила его уже после смерти. В 1985 в Тотьме был открыт памятник поэту.


Источник: А. И. Павловский. Рубцов Николай Михайлович. // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П—Я. С. 667—669.


СОЧИНЕНИЯ НИКОЛАЯ РУБЦОВА:

Волны и скалы / издатель и сост. Б. И. Тайгин. СПб., 1974. (репринт машинописного экземпляра);
Звезда полей: стихи. М., 1967;
Душа хранит. Архангельск, 1969;
Сосен шум. М., 1970;
Зеленые цветы. М., 1971;
Избранное. М., 1982;
Лирика. М., 1984;
Русский огонек: Стихи, переводы, воспоминания, письма: в 2 т. Вологда, 1994.


ЛИТЕРАТУРА О НИКОЛАЕ РУБЦОВЕ:

Коняев Н. Николай Рубцов. М., 2001. (ЖЗЛ);
Викулов С. О Николае Рубцове и его стихах // Рубцов Н. Последний пароход. М., 1973;
Венок Рубцову. Стихотворение. Отрывки из статей, выступлений и книг писателя. Сургут, 2001;
Кожинов В. О Николае Рубцове // Рубцов Н. Стихи. М., 1986;
Старичкова Н. Наедине с Рубцовым. Вологда, 2001;
Павловский А. Время и родина в творчестве Н. Рубцова // Русская литература. 1986. № 2;
Коротаев В. Вступительная статья // Рубцов Н. Видение на холме: Стихи, переводы, проза, письма. М., 1990;
Воспоминания о Н. Рубцове. Вологда, 1994.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Искусство с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>