Советский композитор Андрей Яковлевич Эшпай о значении джаза
В постах от 15 октября 2011 года и 9 января 2012 года мы писали об отношении к джазу Максима Горького и Сергея Прокофьева. Вот ещё одно мнение профессионала — советского композитора Андрея Яковлевича Эшпаая (р. 1925).
Джаз — искусство необычайно популярное, привлекающее своим динамизмом, лаконизмом и яркостью. Его импровизационная сущность затронула многие аспекты развития в смежных жанрах… Не могу не вспомнить, что многие приемы джазового искусства уже давно вошли в арсенал профессиональных композиторов. Известно, что Равель написал одну часть своей скрипичной сонаты в форме блюза. И в ответ на упреки пуристов справедливо заметил, что нерасчетливо проходить мимо достижений, которые существуют в музыкальном искусстве. Ансамблевая культура, необычная манера звукоизвлечения, всевозможные специфические приемы — все это дает пытливому художнику, наделенному фантазией, возможность применить джазовые элементы в своем искусстве. Так что джаз — искусство многообещающее и плодотворное. Скажем, особые технические возможности группы медных духовых инструментов могут послужить и для расширения диапазона выразительности симфонического оркестра. Словом, мне кажется, что джаз будет жить столько же, сколько будет жить сама музыка. Глубоко ошибочно относиться к этой музыке как к искусству второго сорта. Творчество таких мастеров, как Дюк Эллингтон, Оскар Питерсон, Телониус Монк, остается жить и не теряет популярности прежде всего благодаря своей содержательности. Это очень важно.
Источник: сборник «Гордость советской музыки». М., 1987