Основы ладового строения русских народных песен
Если спросить человека, не чуждого русской культуре, кто такой Рубцов, наверное, он ответит, что это русский советский поэт в духе Есенина и, может быть, припомнит несколько песен на его стихи.
Да, действительно, автор таких хитов, как «В горнице моей светло» и «Я буду долго гнать велосипед», весьма популярен в народе, однако русская культура знает и другого Рубцова — советского музыковеда, композитора и фольклориста, собирателя и исследователя русских народных песен.
Феодосий Антонович Рубцов (1904—1986) родился 17 (30) декабря 1904 года в селе Ольша Оршанского уезда Могилёвской губернии (ныне Руднянский район Смоленской области).
Первоначальное музыкальное образование получил в хоровом классе М. И. Лебедева Смоленской народной консерватории, затем было изучение теории музыки и основ композиции в Коллективе смоленских музыкантов-педагогов и класс композиции М. О. Штейнберга в Ленинградской консерватории, которую он окончил в 1931 году.
После окончания консерватории до 1941 года Феодосий Рубцов работал руководителем хоров и преподавателем музыкальных школ и кружков в Ленинграде.
С 1940 по 1950 годы Рубцов занимается издательской деятельностью, работая главным редактором ленинградского издательства «Оркестротека» (1940—1942), музыкальным редактором Ленинградского отделения издательства «Искусство» (1943—1950) и главным редактором Ленинградского отделения Государственного музыкального издательства — «Музгиз» (1950), одновременно (с 1945 по 1950) заведуя фонограммархивом Академии наук СССР в Институте русской литературы (Пушкинском Доме). С 1957 по 1967 Феодосий Антонович занимает должность старшего научного сотрудника Ленинградского НИИ театра, музыки и кинематографии. С 1948 года преподаёт в Ленинградской консерватории.
За годы творческой деятельности Феодосий Рубцов создал немало оригинальных произведений для самых разнообразных инструментов — баяна, виолончели, альта, скрипки — наряду с произведениями для хора, симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, однако наибольшую известность ему принесли научные изыскания в области русского песенного фольклора.
Фольклором Рубцов заинтересовался ещё в 1920-е годы, когда по совету своего педагога композитора С. В. Панченко, руководителя Коллектива смоленских музыкантов-педагогов, начал записывать народные песни родной Смоленщины.
В 1936 году Фонограммархива АН СССР приглашает Рубцова в его первую фольклорную экспедицию в Вологодскую область.
Затем последовали экспедиции в Смоленскую, Ленинградскую и Псковскую области, а также Бобруйский, Паричский и Глусский районы Белоруссии.
Результатом этих поездок стали публикации русских народных и белорусских песен в книгах «Народные песни Вологодской области» (Л., 1938), «Песни белорусского народа, т. 1.» (Минск, 1940), «Песни народов СССР. Белорусы» (М., 1941) и «Песни Ленинградской области» (М., 1958); а также исследование «Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов» (Л., 1962) и диссертация на ту же тему, которую Феодосий Антонович защитил в 1963 году, став в 1964-м доцентом Ленинградской консерватории.
В том же году выходит исследование «Основы ладового строения русских народных песен» (Л., 1964), которое позволило по-новому взглянуть на такое сложное и неоднозначное явление русской музыки, как процесс ладообразования русских народных песен, и стало отправной точкой и ориентиром для многих последующих исследователей в области музыкального фольклора и народной песни.
Читать книгу Ф. А. Рубцова «Основы ладового строения русских народных песен» онлайн