Советский кинорежиссёр Михаил Ершов
Если сравнить современную жизнь в России с жизнью в СССР, то многое будет говорить не в пользу советского времени: был и дефицит так называемых товаров широкого народного потребления, и огромные продуктовые очереди, и неоправданное идеологическое давление. Однако, с другой стороны, человек, живший в Советском Союзе, советский человек, обладал некоей духовностью, что выгодно отличает его от среднего представителя современного поколения Pepsi, жизненные идеалы которого не выходят за рамки примитивной потребительской философии.
Но главное, чем обладал советский человек, и чего он благополучно лишился в годы перестройки и ельцинского капитализма, это его вера. Я имею в виду, конечно, не слепую веру в светлое будущее и торжество коммунизма, в который, особенно в брежневскую эпоху, уже мало кто верил, но твёрдую убеждённость в том, что твоя страна и народ, несмотря ни на какие идеологические несуразности и превратности политического курса, обладают намного большим потенциалом, чем любые другие страны и народы. Кстати сказать, подобное представление до сих пор существует в современной Америке под названием American Dream или «американская мечта».
Эта убеждённость, которую можно обозначить затасканным и опошленным словом «патриотизм», давало советским людям силы работать на стройках социализма, осваивать космическое пространство, создавать произведения искусства.
Яркий тому пример — биография известного советского кинорежиссёра Михаила Ивановича Ершова (1924—2004), который родился в деревне Камкино Смоленской области в многодетной крестьянской семье.
Невесёлая была у меня юность. — вспоминает Михаил Иванович. — И голод помню. Порой не было крепких ботинок, хорошей тёплой одежды. Конечно, 30-е годы это сложные годы. Всё было: было и хорошее, и героическое, и романтическое, но и трудностей было много. Я думаю, об этом забывать не надо.
Несмотря на трудности, Михаил Ершов поступил на режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Юткевича), который окончил в 1958 году, а в 1959 на киностудии «Ленфильм» снял свой первый фильм «Под стук колёс».
Первый фильм, который я сделал на киностудии «Ленфильм», это был «Под стук колёс». Я очень волновался тогда. Был худсовет, и вдруг Григорий Михайлович Козинцев сказал: «А Вы сделали хорошую картину». Это было самое радостное для меня событие. Оценка великим режиссёром моего первого фильма — это было незабываемое.
А потом были фильмы «Люблю тебя, жизнь» (1960), «После свадьбы» (1962), «Родная кровь» (1963), «Первая Бастилия» (1965), «Попутного ветра, „Синяя птица”!» (1967), «На пути в Берлин» (1969), «Африканыч» (1970), «Хозяин» (1970), «Дожить до рассвета» (1975), «Блокада» (1973—1977), «Десант на Орингу» (1979), «В старых ритмах» (1982), «Челюскинцы» (1984), «Ищу друга жизни» (1987). Звание Народного артиста РСФСР (1977) и Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1980).
В 1984 году к юбилею кинорежиссёра В. Пятининым и С. Бирюком был снят документальный фильм «Михаил Ершов. Возвращение», посвящённый жизни и творчеству мастера.