Сказания русского народа. Март

Русский месяцеслов. Март

Исаак Левитан. Картина «Март»

Исаак Ильич Левитан (1860—1900). Март (1895). Москва. Государственная Третьяковская галерея.

Март — первый месяц весны — также являлся первым месяцем в календаре древних славян и многих других народов. В Древней Руси этот месяц открывал Новый год — 1 марта по юлианскому календарю (14 марта — по григорианскому). С мартом связано множество русских обычаев, обрядов, традиций, поверий, примет, пословиц и поговорок. Некоторые из них записал и опубликовал Иван Петрович Сахаров — автор книги «Сказания русского народа».


20 февраля (5 марта). Маньяк.— Приметы1.

Исстари ведется на Руси предание, что в этот день не должно смотреть на падающие звезды с неба.

Худая примета заляжет на душу того, кто завидит падающую звезду; она предвещает неизбежную смерть ему или кому-нибудь из его семейства. Простодушные, пренебрегающие старыми приметами, увидевши падающую звезду, говорят: «Маньяк полетел».

Опытные люди всегда чуждаются таких людей и даже имеют об них худое понятие. Старушки, опытные в житейских делах, замечают, что если кто заболит на этот день, то или долго проболит, или наверно умрет. Не довольствуясь этим наблюдением, они кладут под мышки больного по ломтю хлеба и замечают: если к утру хлеб засохнет, то больной непременно умрет.


25 февраля (10 марта). Приметы.— Кумаха.

Поселяне замечают, что с этого дня опасно спать вечером. Недальновидным они тогда говорят: «Кто спит под вечер в феврале, тот наспит кумаху».

За великую беду считают наши поселяне, если в этот день сорвется с крючьев дверь избяная. Эта примета всегда предвещает домашнюю беду, или смерть какого-нибудь из домочадцев, или пожар, или мор оспенный.

Кумаха. Так поселяне Костромской губернии называют лихорадку, появляющуюся в конце февраля. Живет кумаха в дремучем лесу, в непокрытой губе2; живет она не одна, а с сестрами. Всех сестер счетом двенадцать. Ростом и дородством сестра в сестру. Что взглянешь на одну, то увидишь и на другой. Нет примет, почему спознать сестру от сестры. Над всеми над ними есть набольшая — старшая сестра; она-то посылает своих сестер в мир — людей знобить, грешное тело мучить, белы кости крушить.

Поселяне открыли против кумахи удивительное средство: страждущие кумахою выходят на то место, где будто поселилась в них кумаха, обсыпают вокруг себя ячневою крупою и, раскланиваясь на все стороны, говорят: «Прости, сторона, мать сыра-земля! вот тебе крупиц на кашу, вот и тебе, кумаха!» Снова раскланиваются на все стороны и идут домой с уверенностью, что они непременно будут здоровы. В Тульской губернии поселяне уверены твердо, что 25 февраля она не смеет нападать на людей: в этот день де стережет кумаху домовой.


28 февраля (13 марта). Капельник.— Овечья одышка.

С этого дня, по замечаниям поселян, будто начинает таять снег на крышах. Поселяне, обрадованные появлением солнечной теплоты, говорят: «Посмотри на Васильев день, на капельники, и капель пойдет».

Дети, страждущие водяною болезнью, имеют опухлый живот и вместе с тем неизбежно получают тяжелое дыхание. Поселяне, глядя на них, говорят: «Беда нашла на ребят: растут в брюхо». Эту болезнь они называют: овечьею одышкою. Детей, страждущих этою болезнью зимою, они придумали 28 февраля избавлять следующим средством: больное дитя, окутав в овчинный тулуп, мать кладет подле порога, а отец в это время загоняет овец в избу, и потом опять из избы.

Простодушные поселяне думают, что овцы, переходя через больное дитя, уносят с собою детскую болезнь.


29 февраля (13 марта високосного года). Опасения.

Исстари заведено на Руси считать високосный год опасным и приписывать ему многие, небывалые беды. 29 число февраля високосного года, по их замечанию, есть самый бедственный день для всех возможных несчастий. Тогда, будто, и скот падает, и дерева засыхают, и повальные болезни появляются, и семейные раздоры заводятся. Из благоговения к нашей религии, мы умалчиваем о суеверных приметах нашего народа; предаем забвению и самую легенду.


Месяц март.

Слово: март — не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные славянские названия сего месяца были другие. Наши предки называли его: сухый, сухий, малоруссы: березозол, чехи и словаки: бржезень, поляки: марзец, сорабы: позимский, карниольцы, венды и кроаты: сушец, третник, грегурчак.

С марта месяца начиналось русское пролетие (слово, вышедшее ныне из книжного употребления). Чехи первый день марта называют доселе: летчицы; а наши простолюдины: новичок. В старой русской жизни март считался первым месяцем в году, и этот счет изменился только в княжение в. к. Василия Димитриевича, в начале XV столетия. Когда год начали считать с сентября, март был уже седьмым. С 1700 года он приходится по счету уже третьим.


Замечания старых людей в марте месяце.

1 марта (14 марта). Наблюдения.— Окличка весны.— Плюшниха.— Сроки.— Снег.

С Евдокей в стоячь собаку заносит снегом.— Откуда на Евдокей повеет ветер, оттуль он подует весной и летом.— Коли на Евдокей новичок с дождем, то быть лету мокрому.— На Евдокей погожо, все лето пригожо.— И март на нос садится, коли на Евдокей мороз прилучится.— Ни в марте воды, ни в апреле травы.— Февраль воду подпущает, а март подбирает.

Поселяне замечают, что со дня Евдокии начинают ветры дуть и свистать. Тогда они говорят: «Вот те на! приехала свистунья».

В селениях Смоленской губернии в день св. Евдокии кличут весну. Женщины, девицы и дети взлезают на кровли амбаров или на пригорки и поют:

Весна красна!
Что ты нам принесла?
Красное летичко.

Плюшниха, плюшки. Так поселяне называют черты, разделяющие лед и снег на клочки — плюшки. Эти плюшки появляются после оттепели. Солнце, пригревая снег, образует ручьи, которые в мартовские утренники, замерзая, оставляют на снегу и льду особенные черты. Тогда старики говорят: «плюшниха провела плюшки». И иных местах мне случилось слышать, что старушки, припоминая какое-нибудь событие, говорили: «А то было на плюшнихи».

Первым числом марта оканчиваются у наших поселян сроки зимним наймам. С марта начинаются наймы весенние. При новых сроках они говорят: «с Евдокей до Егорья» или «Евдокей по Петров день, по Аспасов день».

У русских гусятников с первого марта начинаются совещания о гусиной охоте и о назначении дней, когда спущать гусей на бой.

Наш народ думает, что с первого марта снег получает особенную целительную силу. Для больных собирают снег с пригорков и поят их снеговой водой от разных недугов.


4 марта (17 марта). Грачевники.— Кикиморы.

Алексей Саврасов. Картина «Грачи прилетели»

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897). Грачи прилетели (1871). Москва. Государственная Третьяковская галерея.

По наблюдениям поселян известно, что в этот день прилетают с теплых стран на русскую землю грачи, первые весенние птицы. Опытные люди замечают, что если грачи прилетят прямо на гнездо, то весна будет дружная.

Наши поселяне уверены, что на грачевники кикиморы делаются смирными и ручными и что только в этот день можно их уничтожать. Верование в кикимор нашего народа началось с незапамятных времен и принадлежит к особенному мифу русской демонологии. По понятиям нашего народа, кикиморы представляют собою миф чисто физический, особенный род духов, населяющих воздух, ужасных для семейной жизни, невидимых и мстительных. Вот рассказы нашего народа о происхождении кикимор.


«Живет на белом свете нечистая сила сама по себе; ни с кем-то она, проклятая, не роднится; нет у ней ни родного брата, ни родной сестры; нет у ней ни родимого отца, ни родимой матери; нет у ней ни двора, ни поля, а пробивается, бездомовая, где день, где ночь. Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей: все бы ей губить да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить. Есть между ними молодые молодцы, зазорливые3. А и те-то, молодые молодцы, прикидываются по-человечью и по-змеиному. По поднебесью летят они, молодые молодцы, по-змеиному, по избе-то ходят они, молодцы, по-человечью. По поднебесью летят, на красных девушек глядят; по избе-то ходят, красных девушек сушат. Полюбит ли красну девицу-душу, загорит он, окаянный, змеем огненным, осветит он, нечистый, дубровы дремучие. По поднебесью летит он, злодей, шаром огненным; по земле рассыпается горючим огнем, во тереме красной девицы становится молодым молодцем несказанной красоты. Сушит, знобит он красну девицу до истомы. От той ли силы нечистые зарожается у девицы детище некошное4. С тоски, со кручины надрывается сердце у отца с матерью, что зародилось у красной девицы детище некошное. Клянут, бранят они детище некошное клятвой великою: не жить ему на белом свете, не быть ему в урост человечь; гореть бы ему век в смоле кипучей, в огне негасимом. Со той ли клятвы то детище заклятое, без поры без времени, пропадает из утробы матери. А и его-то, окаянного, уносят нечистые за тридевять земель в тридесятое царство. А и там-то детище заклятое ровно чрез семь недель нарекается Кикиморой. Живет, растет Кикимора у кудесника5 в каменных горах; поит-холит он Кикимору медяной росой, парит в бане шелковым веником, чешет голову золотым гребнем. От утра до вечера тешит Кикимору кот баюн, говорит ей сказки заморские про весь род человечь. Со вечера до полуночи заводит кудесник игры молодецкие, веселит Кикимору то слепым козлом, то жмурками. Со полуночи до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора; а голова-то у ней малым-малешенька со наперсточек, а туловище не спознать с соломиной. Далеко видит Кикимора по поднебесью, скорей того бегает по сырой земле. Не старается Кикимора целый век; без одежи, без обуви бродит она лето и зиму. Никто-то не видит Кикимору ни середь дня белого, ни середь темной ночи. Знает-то она, Кикимора, все города с пригородками, все деревни с приселочками; ведает-то она, Кикимора, про весь род человечь, про все грехи тяжкие. Дружит дружбу Кикимора со кудесниками, да с ведьмами. Зло на уме держит на люд честной. Как минут годы уреченные6, как придет пора законная, выбегает Кикимора из-за каменных гор на белый свет ко злым кудесникам во науку. А и те-то кудесники люди хитрые, злогадливые; опосылают они Кикимору ко добрым людям на пагубы. Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку никем не ведаючи. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; со вечера до полуночи свистит, шипит Кикимора по всем углам и полавочной7; со полуночи до бела света прядет кудель8 конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. На зape-то утренней она, Кикимора, собирает столы дубовые, ставит скамьи кленовые, стелит ручники9 кумачные10 для пира неряженого11, для гостей незваныих. Ничто-то ей, Кикиморе, не по сердцу: а и та печь не на месте, а и тот стол не во том углу, а и та скамья не по стене. Строит Кикимора печь по-своему, ставит стол по-нарядному, убирает скамью запонами12 шидяными13. Выживает она, Кикимора, самого хозяина, изводит она, окаянная, всяк род человечь. А и после того, она, лукавая, мутит миром крещеныим: идет ли прохожий по улице, а и тут она ему камень под ноги; едет ли посадский на торг торговать, а и тут она ему камень в голову. Со той беды великие пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой».

Если где поселится Кикимора, то поселяне на Грачевники призывают знахарей, которые за великие посулы решаются только изгнать нечистую силу. В этот день, с утра, поселяется знахарь в опустелый дом, осматривает все углы, обметает печь и читает заговоры. К вечеру объявляет в услышание всех, что Кикимора изгнана из дома на времена вековечные.


9 марта (22 марта). Сорок сороков.— Окличка весны.

На Сороки — сорок утренников.— Во что Сороки, во то и Петровки14.— На Сороки прилетает кулик из-за моря, приносит воду из неволья.— На Сороки прилетают жаворонки.

По замечаниям стариков, с 9 марта начинаются утренники — утренние морозы — и продолжаются ровно сорок дней. Если эти утренники будут продолжаться постоянно, тогда они говорят: лето будет теплое.

Исстари ведется обычай на Руси на день сорока мучеников печь из хлебенного теста жаворонки. Затейливые старушки пекут эти жаворонки с особенными вычурами: золотят всю птичку сусальным золотом15, голову обмазывают медом и посылают их по родным, в гостинцы детям. С раннего утра торговки продают хлебные жаворонки на торгах и около церквей.

По замечанию поселян, будто с 9 марта наступает весна. Поселяне Смоленской губернии выходят на этот день окликать весну, как делают первого марта. Предвестниками весны, по их словам, бывает полет жаворонков. Это поверие встречать весну по прилетанию птиц перешло к нам от греков, с тою только разницею, что они встречали весну при появлении соловьев (Вест. Европы 1827 г., № 5, стр. 64). Эта ранняя встреча весны, вероятно, есть только предание, занесенное к нам из южных стран. Москвичи говорят: «Одна ласточка весны не делает».


12 марта (25 марта). Приметы.

Наши поселянки замечают, если утром появится туман, то в этот год будет большой урожай на лен и конопли. А чтобы примета их сбывалась, то они бросают по двору несколько семян конопляных и льняных для угощения птиц. Рачительные хозяева прилагают особенную заботливость к лошадям. По их замечанию, если на этот день заболит лошадь, то она никуда не годится для летней работы.


17 марта (30 марта). Замечания.

С гор вода пролети.— С гор потоки.— Пролей кувшин.— Покинь сани, снаряжай телегу. Поселяне замечают: что если на этот день появятся большие ручьи, то полая вода будет большая и широко разольется по лугам. В Туле на эти дни бывали сборные гусиные бои, оканчивавшиеся пирушками.


Примечания

1 здесь и далее все даты приводятся по старому стилю (юлианскому календарю). В скобках указывается дата по новому стилю (григорианскому календарю).
2
губа (новг. пск.) — селенье, усадьба, двор, изба; дача, заимка, мыза (В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).
3
зазорливый — совестливый, стыдливый.
4
некошный — дьявольский, лукавый, нечистый, поганый, сатанинский.
5
кудесник — волшебник.
6
уреченный — урочный, назначенный.
7
полавочная (или полавочье) — место, сиденье вдоль стен, лавки вкруг избы.
8
кудель — волокнистая часть льна, пеньки.
9
ручник (или рушник) — полотенце.
10
кумач — хлопчатобумажная ткань ярко-красного или пунцового цвета.
11
неряженый пир — пир, о котором заранее не договаривались, т. е. нежеланный пир.
12
запона — занавеска, полог.
13
шидяный — шёлковый.
14
Петровки — пост перед Петровым днём (29 июня/12 июля) у православных христиан.
15
сусальное золото (сусаль) — тончайшие листы золота, которые обычно используются в декоративных целях.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Древняя Русь, История, Народная песня, Народный календарь с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>