Русский народный календарь. Март

Март. Народный календарь, пословицы, поговорки, приметы, обычаи, традиции

Наступил третий месяц 2014 года и первый месяц весны — март. Месяц этот особый, потому что Новый год в Древней Руси начинался в марте. В русском народном календаре есть множество обычаев, обрядов и примет, связанных с этим месяцем.


Март-протальник

русский народный календарь. Название месяцев

Русский народный календарь. Древнее и современное название месяцев.

Древние римляне нарекли март в честь бога войны Марса (латинское «Мартиус»), бывшего также защитни­ком стад и полей. Этот месяц имеет много народных поэтических названий: протальник, капельник, зимобор. Украинцы и чехи называют его «березень» (в честь плача белокорой березы), белорусы — «соковник» (в честь на­чала движения березового сока). Издавна получило рас­пространение и название «березоль» — от слов «береза» и «зола». Слово это предавнее. Наши предки вырубали участки березового леса для распашки в первый весен­ний месяц.

Древнерусское название мартасухий — намекало на бедность этого месяца осадками, по другой гипотезе — на сохнущий срубленный лес. Ведь при подсечной системе земледелия поля отвоевывали у леса: поваленные в феврале-сечене деревья после подсушки сжигали и на гарях-палах после прими­тивного рыхления высевали хлеба. Эта система земледелия известна как огневая. Более современное нам народ­ное название месяца — протальник: от появления первых проталин. Пушкин назвал март «утром года»:

Улыбкою ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…

В марте день с ночью меряется, равняется. Возмож­но, за эту рубежную дату март у многих народов почи­тался первым месяцем года. На Руси традиция встречать новолетие в марте продержалась до середины XIV века, до правления Симеона Гордого, старшего сына Калиты.

В марте у весны «снежной» три дня рождения — ка­лендарный (первое число), синоптический (в солнечный полдень приземный воздух теплеет до нуля градусов и выше, а суточная температура переходит рубежный по­рог — минус 5 градусов), астрономический (весеннее рав­ноденствие — 21 марта). Началом метеорологической весны считается день перехода среднесуточной температуры воздуха через нуль градусов.


Мартовский календарь

1 марта (16.02) — Ярилин день. Ярила или Ярило — славянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей сексуальной мощи и плодородия, которому принадлежит особая роль в весенней сельскохозяйственной обрядности. Волочился Ярила по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито копою, а куда он взглянет, там колос зацветает.

2 марта (17.02) — Фёдор Тирон и Мариамна. День памяти святого великомученика Фёдора Тирона и святой Мариамны, сестры апостола Филиппа и апостола Варфоломея. В народе великомученику Фёдору молились об отыскании потерявшихся или украденных вещей и пропавших людей. Также в апокрифе «Сказание о подвигах Фёдора Тиринина» данный персонаж предстаёт в качестве змееборца, что, несомненно, сближает его с героем былин — Добрыней Никитичем. К святой Мариамне люди обращались с просьбой защитить их от проделок кикиморы, да и сама святая называлась в народе — Маремьяна Праведная или Маремьяна Кикимора. Считалось, что на Фёдора ворона начинает строить гнездо.

3 марта (18.02) — Ярила с сохой-бороной. Овсянка. В этот день крестьяне несли кузнецам чинить рабочий инструмент — Ярила брался за соху и борону да топил снег. Много снегу — много хлеба; много воды — много травы. Снегу надует — хлеба прибудет; вода разольется — сена наберется. Считалось также, что в это день птичка овсянка, весело чирикая, возвещала наступление весны. Существовала традиция в этот день печь овсяное печенье — овсянники.

4 марта (19.02) — Архип. День памяти апостолов Архипа и Филимона. У крестьян в этот день была традиция угощать в своём доме нищих и убогих.

5 марта (20.02) — Лев Катальщик. День памяти Льва Чудотворца (ок. 720—789) — епископа итальянского города Катания на Сицилии. В народе Лев Катанский по созвучию стал называться Катальщиком, и поэтому нередко на Льва устраивали катания с гор. Плохой приметой считалось в этот день увидеть падающую звезду — маньяк.

6 марта (21.02) — Тимофей Весновей. Этот день получил название по имени преподобного Тимофея пустынника, жившего в VIII веке в монастыре «Символы» в Малой Азии близ горы Олимп. За свою безгрешную жизнь Тимофей получил от Бога дар исцеления болезней и изгнания нечистых духов. На Тимофея определяли, какой будет весна. Считалось, что в этот день начинают дуть тёплые ветры. Весновей веет и старого греет. До­жить бы до Весновея, а там зима не страшна. Тимофей Весновей — уж тепло у дверей. На Тимофея Весновея как ни злись метелица, а всё равно весной веет.

7 марта (22.02) — Маврикий. День памяти святого мученика Маврикия, пострадавшего за веру при императоре Максимиане Галерии. Считалось, что на Маврикия возвращаются домой перелётные птицы. Ранний прилёт скворцов, грачей и ласточек предвещал раннюю весну. Ранние ласточки — к счастливому году.

8 марта (23.02) — Поликарп. Сорока в лесу за гнездо принялась. День памяти преподобного Поликарпа Брянского, жившего в XVII веке. Считалось, что на Поликарпа пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками. С этого дня сорока гостей не прочит, вперёд свахи к дому не летит.

9 марта (24.02) — Обретенье. Церковью в этот день отмечается праздник первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя), которому молились об избавлении от головной боли. В народе этот православный праздник был переосмыслен. Считалось, что птицы в этот день обретают свои гнёзда, возвращаясь из тёплых мест. Имело значение, на какой стороне птицы начинали вить гнезда. Если сторона была солнечной, это предвещало холодное лето. Также старались предугадать погоду на Пасху. Снег в этот день предвещал холодную Пасху, сухая погода — Пасху без дождя.

10 марта (25.02) — Тарас Кумашник. День памяти святого Тарасия (730—806) 79-го патриарха Константинопольского, которому в народе молились об избавлении от кумахи — лихорадки.

11 марта (26.02) — Порфирий Поздний. День памяти святителя Порфирия архиепископа Газского (346—420), окончательно утвердившего христианство в палестинском городе Газа. По молитвам Порфирия совершались многочисленные чудеса и исцеления. На Порфирия весна уже близко, однако мороз может вернуться. Поэтому крестьяне ещё не выходили в поле. Примешься за полевые работы — ударит мороз и погубит посевы. Ранняя весна ничего не стоит, а поздняя — обманет.

12 марта (27.02) — Прокоп Перезимний (Прокоп Дорогокопатель). День памяти преподобного Прокопия Декаполита, жившего в VIII веке в области Декаполиса (Десятиградия) к востоку от Галилейского озера. Прокопий был одним из противников иконоборческой ереси. По приказу византийского императора Льва Исавра (716—741) Прокопия бросили в темницу, где он томился вплоть до смерти монарха. Считалось, что на Прокопия наступает настоящая весна. На Прокопия снег лежал-лежал, а потом в речку убежал. На Прокопия санный путь непрочен. Прокоп Перезимник дорогу рушит, а сам в сугробе увяз.

13 марта (28.02) — Василий Капельник (Василий Тёплый). День памяти святого Василия — сподвижника Прокопия Декаполита. Считалось, что на Василия всегда бывает оттепель, и с этого дня снег на крышах начинает таять. Придёт Василий Капельник — и зима заплачет. Василий Капельник — с крыш каплет. Посмотри на Васильев день на сосульки-капельники — и капель пойдет.

14 марта (01.03) — Евдокия Плющиха. По христианскому календарю день Святой Преподобной мученицы Евдокии, жившей во II веке н. э. По преданию Евдокия, будучи язычницей, приняла христианство и стала вести подвижнический образ жизни. За это Бог наградил её даром воскрешать мёртвых. В юлианском календаре (старый стиль) это было 1 марта — первый день весны, с которым было связано особенно много народных примет. Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить. Авдотья-весновка весну сряжает. Евдокия — замочи-подол, под порогом мокро. Евдокия красна, и весна красна. С Евдокии-плющихи первые оттепели.

15 марта (02.03) — Федот Ветронос. День памяти священномученика Феодота, епископа города Киринии на Кипре, жившего в IV веке и пострадавшего за веру при императоре Лицинии (308—324). На Федота (народный вариант Феодота), как правило, дули сильные ветры, поэтому и получил Федот в народе прозвище «Ветронос». У Федота ветра, метели — бабам затеи. Евдокия Федота не спросила, весну снарядила, а он то крышу с сарая сорвет, то поленницу разворотит, мужиков заботит. Федот Ветронос задирает курам хвост. Обычно в этот день бывала оттепель. Федот серчает да к полудню обмякает, видать, и его солнце припекает. На случай если вместо оттепели ударял мороз, существовала своя поговорка. Федот — да не тот. Если Федот был холодный и ненастный, это предвещало холодное лето и позднее появление травы. На Федота занос — сено не спасешь. На Федота вьюга — долго травы не будет. Федот злой — не быть с травой.

16 марта (03.03) — Евтропий. В этот день отмечается память мученика Евтропия Амасийского, жившего в IV—V веках в Малой Азии. Евтропий путь торопит да снег топит.

17 марта (04.03) — Герасим Грачевник. День памяти Герасима Иорданского — монаха, жившего в V веке в Ликии. Широко известна легенда о том, как Герасиму удалось приручить дикого льва, вылечив его рану. Считалось, что в этот день грачи прилетали с юга. Ещё только что задымились, опроставшись от снега, про­талинки, а уж грачи тут как тут. О своём прилете они оповещают округу немолчным граем, суетясь на верхуш­ках облюбованных деревьев. Грач зиму расклевал. Герасим Грачевник грачей пригнал. Увидал грача — весну встречай. Грач на горе — так и весна на дворе. Герасим грача на Русь ведет — скоро снег сойдет.

18 марта (05.03) — Конон Огородник. День памяти святого мученика Конона Исаврийского, жившего, по преданию, в I веке в Вифании — селении, расположенном в Исаврии. В этот день крестьяне начинали копать огород. Конон Огородник на огород позвал. Искусники гряд пере­бивали парниковый грунт, меняли гнилые парубни, замачивали семена для высева. Навозишь на Огородника на гряды навоз — не хлебнешь зимой над печным горшком слез. Где лишняя навоза колышка, там лишняя хлеба коврижка. На Конона пытались предсказать, будет ли лето благоприятным. Если в день Конона вёдро, то градобитий летом не будет.

19 марта (06.03) — Константиновы круги. 19 марта (6 марта по старому стилю) Православная церковь празднует обретение Честного креста и гвоздей равноапостольной царицей Еленой в Иерусалиме. По преданию в 326 г. мать императора Константина Великого Елена отправилась в Иерусалим, где нашла крест, на котором был распят Иисус Христос. В этот день в народе считалось необходимым вытоптать снег вокруг колодцев. Делалось это, для того чтобы грязная вода в них не попала. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

20 марта (07.03) — Василий Капельник. Считалось, что капель с сосулек в этот день предвещал хороший урожай льна и конопли, а пасмурная холодная погода к ночи — заморозки. С Василия весна идёт. С крыш капает, а за нос цапает.

21 марта (08.03) — Весеннее равноденствие. Вербоносица. День срав­нялся с ночью. Земля повернулась к Солнцу северным полушарием — зиме больше не быть. Все шире раздаются полыньи на быстрине: скоро вскроются реки. Зима кончается, весне почин. Считалось, что в этот день распускается верба.

22 марта (09.03) — Сороки. Сорок сороков. Сорок мучеников. Заклички весны. День памяти 40 воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру в Севастии в 320 году при императоре Лицинии. На Сороки приходится вторая встреча весны (первая на Сре­тенье — 15 февраля). В русском народе повсеместно существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки и приносят с собой весну. Поэтому крестьяне выходили окликать весну. Этот обряд сопровождался специальными обрядовыми песнями — веснянками. Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду. Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света! На Сороки выпекали «жаворонков» — печенье в форме различных птичек. Жаворонки прилетели, на головку детям сели.

23 марта (10.03) — Василиса. День памяти святой мученицы Василисы Коринфской, которая жила в III веке и погибла в 258 году. Считалось, что на Василису туман съедает снег, а бегущие по небу облака предвещают дождь и тепло. На Василису день мглист — лен будет волокнист. С этого дня начинали ждать первую весеннюю грозу. У Василисы — весенние заботы: отвести воду от дома, чтобы в подпол вода не ушла.

24 марта (11.03) — Ефим. День памяти святителя Евфимия архиепископа Новгородского (1396—1458). Считалось, что на Ефима прилетают зяблики и чибисы, а зорька утренняя кукушкой голос подаёт. При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились. Ранняя кукушка до опушки дерева — к голоду.

25 марта (12.03) — Феофан. День памяти преподобного Феофана Исповедника (760—818) — византийского монаха и летописца, автора произведения под названием «Хронография». Утренний туман на Феофана сулил богатый урожай льна и конопли. Считалось, что к этому дню полностью оттаивает почва и сходит снежный покров.

26 марта (13.03) — Никифор. День памяти (перенесение мощей) святителя Никифора Исповедника патриарха Константинопольского (ок. 758—828). Считалось, что на Никифора медведь просыпается в своей берлоге и начинает потягиваться.

27 марта (14.03) — Фёдор Скотник. День празднования Фёдоровской иконы Божьей Матери, хранящейся в Богоявленском соборе города Костромы. По преданию 27 марта (14 марта по старому стилю) 1613 года в Ипатьевском монастыре Костромы инокиня Марфа (в миру — Ксения Ивановна Шестова) благословила данной иконой на царствование своего сына — Михаила Фёдоровича Романова, который стал первым царём и основателем династии Романовых. Установленное церковью празднование дня иконы начинается с 1620 года, после возвращения из плена царского отца — патриарха Филарета (в миру — Фёдор Никитич Романов). С тех пор Фёдоровская икона Божьей Матери почитается как одна из святынь дома Романовых. Отсюда становится понятным и крестьянское название, вторая часть которого связана с тем, что на Фёдора было принято уделять особое внимание домашним животным: скотину выводили во двор, чистили и заговаривали от дурного глаза. На Фёдора Скотника не ленись — скотинке поклонись.

28 марта (15.03) — Никандр. День памяти святого мученика Никандра, пострадавшего в Египте при императоре Диоклетиане (284—305). В этот день было принято с особым уважением отзываться о лесе, потому и получил он название Лесного ухоженья.

29 марта (16.03) — Савин. День памяти святого мученика Савина правителя египетского города Гермополя, убитого при Диоклетиане в 287 году. 29 (16) марта известен также как Тележный день. В этот день было принято заниматься ремонтом телег, осматривать колёса и оглобли, а также готовиться к наступающему сельскохозяйственному сезону. На Савина сани покинь, телегу подвинь.

30 марта (17.03) — Алексей Тёплый. Алексей человек Божий. Святой Алексей был сыном римского сенатора Евфимиана, жившего во времена папы Иннокентия I (402—417). В юности Алексей покинул Рим, нищенствовал, а через много лет возвратился в родительский дом, где его никто не узнал, и стал жить подаянием, поститься и проводить дни и ночи в молитве. Незадолго до кончины Божьего человека, во время богослужения, папа Иннокентий услышал голос, исходящий от жертвенника: «Найдите человека Божия, который будет молиться за Рим. На рассвете в пятницу он оставит тело, и Господь примет его приношение». В четверг вечером народ, папа и римские вельможи собрались в храме и стали просить Господа открыть имя святого. Тогда послышался голос: «В доме Евфимиана находятся его останки». Верующие поспешили в дом сенатора, однако уже не застали святого в живых. В руках Алексея нашли свиток с его автобиографией, из которой следовало, что покойный был сыном Евфимиана. Святой Алексей был похоронен в римском храме Святого Петра, позднее его мощи были перенесены в храм Святого Вонифатия на Авентинском холме. Событийная основа Легенды об Алексее человеке Божьем относится к одному из самых популярных сюжетов европейской литературы. На Руси она послужила основой одноимённого народного стиха, который исполняли бродячие сказители — калики перехожие. На Алексея становиться уже совсем тепло, снег на горах начинает таять, и вода маленькими ручейками стекает в низменности. Каковы на тёплого Алексея-солногрея ручьи с гор, такова и пойма (вешние полые воды). Алексей — с гор потоки. Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей. Алексей зиму-зимскую на нет сводит. На Алексея выверни оглобли из саней. Сряжай телегу, сани — на поветь. С Алексея загорит снег от земли, лед от воды. Вода с гор притекла — весну принесла. На Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается.

31 марта (18.03) — Трофим-Евкарп. День памяти святых мучеников Трофима и Евкарпия, живших в Никомедии и пострадавших при императоре Диоклетиане (284—305). На Трофима-Евкарпа уже совсем тепло — снег на солнце так и тает, однако и зима нет-нет да и даст о себе знать, поморозив ночью санный путь. На Трофима-Евкарпа и спереди, и сзади — зима. На Трофимов марток продерет холодок.


Силуэты месяца. Зимобор, капельник

Первые числа марта

В первых числах марта еще стоит зимушка-зима. Фев­ральская ростепель сменяется морозцами и метелями-пощельницами. Но крепость зимы только кажущаяся, Перелом — основная черта предвесенья. Уже посыпались семена сосновых шишек, более протяжно запела юркая синица-большак. «Ци-ци-фюи, ци-ци-фюи»,— доносится её голосок. Оживляется клев рыбы. Все это приметы весны. Да и только ли они! Спуститесь в ивняки, там уже верба посеребрила почки. Белые пуховички под стать снегу красуются.

Как ни мети метелица, а все весной повевает. Солн­це с каждым днем выше и светит дольше. Влажный ве­тер снег пригнетает. Вода на речках просасывает лед, проступая наружу.

Март у фенологов — предвесенье. Еще может закру­тить белыми хвостами поземка, еще временами морозцы скуют сырость, но:

Как зима ни злится, а все весне покорится.

А несвоевременное тепло обманчиво:

Раненько март веснянку затягивает — ненадежное тепло.

Мартовская погода

Русская поговорка гласит: «Календарным теплом не согреешься». Еще чув­ствуется зима, хотя толщина снежного покрова заметно уменьшается, но весна уже рядом. Солнце постепенно начинает одолевать зиму. Днем рыхлеет, сочится, подго­рает, ноздрится снег. Земля еще мерзлая, а студеная и синяя вода-снеговица под снегом булькает все чаще и ча­ще. За ночь белое покрывало твердеет, а вода леденеет. Да и сугробы осели, уплотнились, кроме рыхлых заструг, оставленных поземкой. Взглянешь на небо, а оно уже не серо-мглистое, как зимой, а чистое, сине-голубое, лас­ковое.

Все чаще и чаще случаются погожие дни. Но в норо­ве первого месяца весны — переменчивость, неустойчи­вость. Об этом и народная поговорка: «Март месяц горазд куролесить». Частенько наведывается «седая чародейка». Нависнут тяжелые, темные облака низко над горизонтом, дохнет холодом, повалит мокрый снег. Даже пороши бывают обильные, особенно в начале месяца. Пошумливают вьюги-метели, но они длятся не более суток.

В марте тронут уже зимний пейзаж. Красивая земля, когда ее оплеснёт весеннее дыхание — признак больших перемен в природе.

В полдень, как разогреет, в лужице у порога начнут купаться воробьи. Переломилась погода. Нет уже колю­чего «утренника». За окном позванивает капель. По на­родному календарю 14 марта весна снаряжается в до­рогу и убегает от зимы.

Сигналы живой природы

Сигналы живой природы в марте, хотя невнятные и робкие, но уже заметны, доступны наблюдательному че­ловеку. Красная верба (ракита) посеребрила почки — сбросила чешуйчатые колпачки с пушистых «барашков», а тонкие, румяные молодые ветки покрылись сизым на­летом. Внутренняя часть коры стала желтоватой. Зеленью сияет кора осин и бересклетов. В тихую раннюю весну в еще не одетом зеленью лесу можно заметить облако зо­лотистой пыльцы — цветет орешник. Ароматная пыльца разлетается с мягких, удлиненных сережек потревожен­ного орехового куста. В солнечную рань сюда уже наведываются, жизнерадостно жужжа, пчелы за первым взят­ком. По обилию сережек с торчащими на почках пурпу­ровыми кисточками — липкими рыльцами цветков, ловя­щими пыльцу, можно судить о будущем урожае орехов.

В этом месяце у многих деревьев начинается сокодви­жение. Особенно много выделяют пасоки береза бородав­чатая и клен остролистый, когда температура воздуха днем в тени поднимается до плюс пяти градусов. Древес­ный сок представляет собой раствор органических и не­органических веществ. Первая часть их состоит из раз­ных кислот, белков и сахара, вторая — из минеральных солей.

Животный мир

В эту пору начинают линять зайцы, лисицы, белки. Волки держатся парами в отдаленных лесных чащах, В конце месяца серая волчица выводит детенышей. Появ­ляется первое поколение зайчат-«настовиков», в норах рождаются слепые барсучата и лисята. Белки тоже справ­ляют «свадьбы» и начинают ремонт своих гнезд. Из нор выползают хомяки, суслики. На солнцепеках — пер­вые насекомые. В середине дня, когда пригреет солнце, можно увидеть самых смелых разведчиков — шмелей и пчел. Повсюду чувствуется оживление природы.

В рыбьем царстве

А что же подо льдом, в рыбьем царстве? Как только реки и водоемы освобождаются ото льда, рыбы покидают «насиженные места» и переходят на мелководье, где вода быстро прогревается. Заботясь о своем будущем потом­стве, они начинают «жировать». Язи, плотва и окунь хо­дят по дну мелких участков, ищут корм, а щука не под­ходит к берегу, хотя и покинула уже ямы-стояки, в кото­рых стал иссякать кислород, и нет возможости поохотиться за мелкорыбьем. Налим, единственная пресноводная рыба из семейства тресковых, в марте обычно нерестится и жадно берет насадку на крючке. Недаром в народе го­ворят: «В марте с гор — вода, а рыба — с зимовья».


Пословицы и поговорки

О марте народная молва говорила так:

Март-позимье сшибает рог зиме.
Как ты, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весной пахнет.
Февраль силен метелью, а март — капелью.
Февраль зиму выдувает, а март ломает.
В марте и курица из лужицы напьется.
В марте и на корыте едешь (бездорожье),
Мартушка закрутит вертушку.
Март неверен: то плачет, то смеется.
И март морозом на нос садится.
Марток — надевай двое порток.
Март морозом гордится.
Мартовский мороз с дуплом (не настоящий).
В марте сзади и спереди зима.
Февраль (воду) подпустит, март подберет.
Перезимний месяц март февралю-бокогрею меньшой брат, Евдокии-плющихе крестник (имеется в виду 14 мар­та — день встречи красной весны).

Источник: Мустаев Н. А. Народные приметы. Казань, 1988.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Древняя Русь, История, Народная песня, Народный календарь с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>