Советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев о значении джаза
Пост от 15 октября 2011 года был посвящён Максиму Горькому и его презрительному отношению к «музыке толстых», т. е. к джазу. Однако, несмотря на несомненный литературный талант буревестника революции, приходится признать тот факт, что музыкальный вкус Алексея Максимовича далёк от идеального. Поэтому, говоря об отношении к джазу в Советском Союзе, будет не лишним прислушаться к мнению младшего современника Горького — советского композитора Сергея Прокофьева, который по праву считается не только советским, но и мировым музыкальным классиком XX века.
Многих серьезных музыкантов джаз отталкивает. Других интересует. Я думаю, дело зависит от того, какой элемент вы постараетесь выделить из джаза: если элемент пошлости, то джаз назойлив и отвратителен; если же попытаетесь отобрать все лучшее по линии ритма, мелодики и инструментовки, то можно найти большие богатства. В частности, очень интересны многие оркестровые эффекты, которые мы находим у лучших инструментаторов джазовой музыки. К тому же иные оркестровые исполнители джаза, как, например, трубачи, тромбонисты, кларнетисты, ударники, развили в себе технику, не снившуюся соответствующим музыкантам симфонического оркестра. Послушать их интересно и полезно не только композитору, но и исполнителю. У нас часто думают, что джазовый оркестр есть непременно что-то крикливое, от чего лопаются барабанные перепонки. Как раз наоборот: наиболее знаменитые джазовые ансамбли Америки богаты нюансами и щеголяют эффектами в пиано.
Источник: сборник «Гордость советской музыки». М. 1987. С. 295