Владимиру Семёновичу Высоцкому — 82.
Вадим Кожинов о героях песен Владимира Высоцкого
Сегодня исполнилось 82 года со дня рождения знаменитого барда, поэта и актёра Владимира Семёновича Высоцкого (1938—1980).
Обычно, в юбилей деятелей науки и искусства, принято говорить только хорошее, признавая тот огромный вклад в сокровищницу отечественной культуры, который внесли юбиляры.
Но сегодня дата не круглая, поэтому позволим высказаться тем, кто относился к творчеству Владимира Семёновича достаточно сдержанно. Среди них можно назвать Вадима Валериановича Кожинова (1930—2001). Эта точка зрения ценна по следующим причинам.
Во-первых, Вадим Валерианович — профессиональный литературовед, один из признанных экспертов в области общей теории литературы, а также русской литературы XIX и XX века.
Во-вторых, Кожинову не была свойственна профессиональная зависть. Сочиняя стихи и занимаясь научными изысканиями, он всегда помогал «коллегам по цеху», если считал, что они обладают несомненным талантом поэта или исследователя. Так было с поэзией Николая Рубцова, которого Кожинов «открыл» для широкой читательской аудитории, или творчеством М. М. Бахтина, которого Вадим Валерианович избавил от нищеты и безвестности, добившись публикации его трудов «Проблемы поэтики Достоевского» (1963) и «Творчество Франсуа Рабле» (1965).
К творчеству же Владимира Семёновича Высоцкого Кожинов относился, как мы уже сказали, достаточно сдержанно. В доказательство этого утверждения, можно привести, например, такую цитату:
Я считаю даровитым Высоцкого. Недавно я, кстати, напечатал о нем большое интервью, где сказал то, что думаю теперь: что песни Высоцкого, конечно, выразили его время — но и только, и дальше жить они не будут. В них нет жизненно-творческого начала. В подтверждение я привел случай: когда-то ко мне приехали два молодых человека из Белгородской области, оба — учителя средней школы, и говорят мне: Шукшин и Высоцкий для нас — бесценны. Я говорю им: это все-таки очень разные явления. А тогда как раз «Калина красная» шла… Обратите внимание, говорю я им, — герой Шукшина от неправедно, дико прожитой жизни плачет и катается по земле, за ним видна церковь, но он на нее не смотрит, не замечает, — а вот Шукшин-то эту церковь видел! Что же касается Высоцкого, — он совершенно совпадал со своими героями и видел только то, что и они. Я готов согласиться, что герои Высоцкого — это герои и Шукшина, но Шукшина над ними нет…
Кстати говоря, сегодня можно было бы помянуть Вадима Валериановича не только в связи с творчеством знаменитого барда. Дело в том, что день рождения Высоцкого это день смерти Кожинова, который ушёл из жизни ровно 19 лет назад — 25 января 2001 года.
Конечно, ничем кроме случайного совпадения данный факт не является, но кто знает? Может быть, в этом что-то есть.
Источник цитаты: Умер Вадим Валерианович Кожинов