Масленица. Краткая характеристика праздника

Сегодня, в понедельник 24 февраля 2014 года, начинается Масленичная неделя, во время которой во многих городах России проходят традиционные народные гулянья. Сам же праздник Масленицы своими корнями уходит в языческую древность.


Масленица. Празднование и традиции

Кустодиев. Масленица

Масленица (1919). Художник Борис Кустодиев (1878—1927)

Зима постепенно подходит к концу, и на пороге весны наступает время одного самых весёлых праздников русского народного календаря — праздника проводов зимы и встречи весны — Масленицы, известной ещё с языческих времен не только в Древней Руси, но и в Западной Европе под названием «карнавал».

По всей видимости, в дохристианские времена Масленица была приурочена к весеннему равноденствию, которое связывалось у многих языческих народов с началом нового года.

С принятием христианства и христианизацией языческих праздников Православная церковь совместила Масленицу с кануном Вели­кого поста, предписав праздновать Сырную седмицу (церковное название Масленицы) за 56 дней до Пасхи, поэтому сроки её празднования подвиж­ны: от конца января — начала февраля до конца февраля — начала марта по старому стилю.

Из-за отсутствия письменных источников нам неизвестно, как праздновали Масленицу наши далёкие языческие предки. Впервые Масленица упоминается уже в христианскую эпоху в «Повести временных лет» Нестора в связи эпидемией язвы, поразившей Киев в 1090 году, а первое описание её традиций и обрядов относится только к ХVI в.

Неизвестно нам также и языческое название Масленицы, однако нынешнее название праздника не слу­чайно. Дело в том, что в последнюю неделю перед Великим постом уже не разрешалось есть мясо, но молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали главное праздничное блюдо — блины, ещё не бы­ли под запретом.

Масленица, Масленая неделя, Маслёна имеет множество других названий, каждое из которых связано с той или иной характерной особенностью праздника. Мясопуст — с церковным запретом употреблять в пищу мясо, Сырная неделя — с разрешением есть сыр и молочные продукты, Блинная неделя (Блинница, Блинщина, Блиноедка) — с обычаем встречать праздник блинами, Прожорная неделя или Объедуха — с народным представлением о том, что, если вдоволь не наесться на Масленицу, то и последующий год будет неизобильным и голодным.

Ещё в XIX столетии Масленица состояла из обрядов как зимнего, так и весенне-летнего календарного цикла. По времени празднования, начало которого обычно приходится на февраль, она примыкает к зимнему периоду, по смыслу её обрядов, связанных с пробуж­дающейся природой, встречей солнца и тепла — к весенним праздникам.

Масленица — народный праздник, в котором причудливо переплелись неоднородные по харак­теру и времени возникновения обряды и обычаи: аграрные и семейные, бытовые и религиозные, дохристианские и христи­анские.

Наиболее важные масленичные обряды и обычаи дохристианского происхождения связаны со многими пережитками эпохи родового строя. Среди них можно упомянуть поми­новение усопших родителей и родственников как отголосок семейно-родового куль­та предков. Обряды, посвящённые молодожёнам (смотры и приглашения в гости к родственникам и знакомым). Общест­венное пиршество с ритуальной едой (блинами). Игрища и увеселения (катание с ледяных гор, катание на санях и катание на лошадях, ряженье, строительство снежных городков и т. п.). Проводы Масленицы (её сожжение или погребение, зажигание костров, масленичные поезда, ряженье и т. п.).

Масленицу праздновали целую неделю, называвшуюся масленичной или сырной, которая делилась на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица включала в себя первые три дня недели: понедельник, вторник и среду; Широкая Масленица — последние четыре дня: четверг, пятницу, субботу и воскресенье. Ка­ждый день имел своё название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомки, четверг — разгул, пятница — тёщины вечёрки, суб­бота — золовкины посиделки и, наконец, воскре­сенье — проводы Масленицы, прощёный день. Однако в некоторых местах подготовка к встрече Масленицы начиналась с субботы предыдущей недели, которая получила название Малой масленицы или Пёстрой недели. В субботу Пёстрой недели — Родительский день — первый раз в новом году поминали усопших родителей и родственников. Следующее же за ней воскресенье — последний день перед Великим постом, когда разрешалось употреблять в пищу мясо — получило название Мясного.


Понедельник. Встреча

В понедельник, первый день праздника, народ устраивал встречу Масленицы. Детвора и взрослые мастерили соломенное чучело, похожее на человека, надевали на него шапку, кафтан, подпоясывали ку­шаком, а к ногам привязывали лапти. Чучело — олицетворение Масленицы — возили на санях с причитаниями: «Выезжала честная Масленица, ши­рокая боярыня на семи санях козырных, во широ­кой лодочке, во велик город пировать, душой поте­шиться, умом повеселиться, речью насладиться». Детвора сбегала с построенных снежных горок с радостными криками: «Приехала Масленица! При­ехала Масленица!»

В городах и деревнях первый день Масленицы заканчивался традиционной русской богатырской забавой — кулачным боем. Размахнись рука, раззу­дись плечо! Мужики разбивались на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку. Бой обычно начинали мальчишки. Затем они усту­пали место парням. И только в разгар «сражения» выходили опытные бойцы и решали его исход.

Кулачные бои, несмотря на их жестокость, ве­лись по определенным правилам. Запрещалось ис­пользовать какое-либо оружие, даже медный пятак в рукавице. Нельзя было бить лежачего, преследовать спасающегося бегством. Тем не менее, разби­тые носы, распухшие скулы, выбитые зубы и за­плывшие глаза считались обычной платой за это чисто мужское развлечение. Случались и трагиче­ские исходы, поэтому в конце XVII в. царь издал два указа о запрете кулачных боев. Однако мера эта не возымела действия. Жестокая потеха бытовала чуть ли не до начала XX в.

С понедельника масленичной недели начинали печь блины — главное угощение праздника. «Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солн­це, блин полит растительным маслом — это воспо­минание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей», — так поэтично описал это кушанье писатель Александр Иванович Куприн.

На Масленицу все словно старались наесться впрок в ожидании семинедельного Великого поста. Экономить в это время на еде считалось грехом. «Хоть с себя что заложить, а Масленицу прово­дить», — говорили в народе. Памятуя о доброй еде и веселье этих дней, родилась поговорка: «Не жи­тье, а Масленица».


Вторник. Заигрыши

Во вторник, на заигрыши, парни и девушки катались с ледяных горок или в санях. Катания эти сопровождали всю масленичную неделю. Сани по этому случаю украшали цветными лоскутами, уве­шивали бубенчиками, колокольчиками. На лошадей надевали расписные дуги, лучшую сбрую, составля­ли санные поезда и носились по деревням, развозя веселые компании молодых людей. Парни демонст­рировали перед девушками свою удаль, запрыгивая в лихо несущиеся сани. Накатавшись вдоволь, мо­лодежь отправлялась к кому-нибудь в гости, на блины, где продолжалось веселье. На заигрыши парни высматривали себе невест, а девушки — же­нихов.


Среда. Лакомки

На следующий день, в среду, тёщи приглашали своих зятьев на блины. Отношения между этими родственниками давно стали притчей во языцех, предметом многих ядовитых шуток и насмешек. Угощение тёщей зятя на Масленицу демонстрировало их взаимную любовь и уважение хотя бы в праздник.

Масленица слыла одним из самых разгульных праздников: «ели до икоты, пили до перхоты, пели до надсады, плясали до упаду». Не случайно народ наделил Масленицу такими звонкими эпитетами, как «широкая», «честная», «веселая». Всю масле­ничную неделю люди только и делали, что ели и пили, пели и плясали, одним словом, веселились от души.


Четверг. Разгул

Василий Суриков. Картина «Взятие снежного городка»

Взятие снежного городка (1891). Художник Василий Суриков (1848—1916). Государственный Русский музей

Самый разгар праздника приходился на четверг. В этот день по деревням снова возили соломенное чучело в сопровождении санного поезда с ряжеными. Они пели, играли, кривлялись. В деревнях нередко устраивали коллективные застолья — братчины: вскладчину варили пиво, пекли блины и сади­лись за общий стол с песнями и веселыми разгово­рами. Однако главным действием в четверг было взятие снежного городка.

За околицей на реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями и стенами. Участники праздника делились на две команды — пехоту и конницу. Пехота защищала крепость, кон­ница пыталась разрушить ее. По сигналу конница пускалась во всю прыть на взятие снежного город­ка, а его защитники, вооруженные метлами и на­гайками, хлестали лошадей, заставляя их повер­нуть обратно. Если кто-то из конных все-таки про­рывался в крепость, считалось, что она взята. Победителя нередко купали в ледяной проруби, а от­личившихся «ратников» угощали вином. Красочное это действо запечатлел родившийся в Сибири рус­ский художник Василий Суриков на картине «Взя­тие снежного городка».


Пятница. Тёщины вечёрки

В масленичную пятницу, на тещины вечерки, наставала оче­редь зятьев угощать своих тёщ блинами. В четверг вечером зять лично заходил к родителям жены, кланялся тёще в пояс и звал её в гости. Приняв приглашение, тёща должна была послать в дом зятя сковороду, половник, миски — всё необходимое для печения блинов, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.

Бытовой смысл данного приглашения состоял в том, чтобы наладить добрые отношения с матерью жены, хорошо угостив и выслушав её поучения уму-разуму, а также различные полезные советы и напутствия в семейной жизни. Поэтому на тёщины вечёрки, чтобы обеспечить своей тёще максимальный почёт и уважение, зятья старались пригласить в дом помимо родственников жены как можно больше гостей.


Суб­бота. Золовкины посиделки

В масленичную субботу, которая носила название золовкиных поси­делок, молодые невестки принимали у себя род­ных мужа, главным образом его сестёр — своих золовок, откуда и пошло название данного дня.

Имело значение семейное положение золовок. Если они были ещё в девушках, тогда невестка могла пригласить на посиделки вместе с родней мужа и своих незамужних подруг; если они были замужем, то было принято звать только тех, кто уже обзавелся семьей.

На посиделках новобрачная невестка должна была дарить своим золовкам подарки, а после щедрого застолья, главным угощением которого были, конечно же, блины, девушки шли кататься с горок.


Воскре­сенье. Проводы Масленицы. Прощёный день

В последний день Масленицы, в воскресенье, было принято просить друг у друга прощения. Этот обычай еще в начале XVII в. описал побывавший в России француз Маржерет. В этот день, по его на­блюдениям, русские «посещают друг друга, целуют­ся, прощаются, мирятся, если оскорбил один дру­гого словом или делом; встречаясь даже на улице, хотя бы никогда прежде не видались, целуются, приговаривая: прости меня, пожалуйста; другой от­вечает: Бог тебя простит». В «прощеное воскресе­нье» устраивали и проводы Масленицы. Снова на санях возили по деревням соломенное чучело в сопровождении ряженых и детворы. За околицей чу­чело торжественно сжигали и расходились по до­мам. Масленичный разгул прекращался, в поне­дельник наступал строгий Великий пост: «Не все коту Масленица!».

Источники:
Носова Г. А. Язычество в православии. М., 1975.
Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь. М., 1995.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Древняя Русь, История, Народный календарь с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>