Сегодня, в понедельник 24 февраля 2014 года, начинается Масленичная неделя, во время которой во многих городах России проходят традиционные народные гулянья. Сам же праздник Масленицы своими корнями уходит в языческую древность.
Масленица. Празднование и традиции
Зима постепенно подходит к концу, и на пороге весны наступает время одного самых весёлых праздников русского народного календаря — праздника проводов зимы и встречи весны — Масленицы, известной ещё с языческих времен не только в Древней Руси, но и в Западной Европе под названием «карнавал».
По всей видимости, в дохристианские времена Масленица была приурочена к весеннему равноденствию, которое связывалось у многих языческих народов с началом нового года.
С принятием христианства и христианизацией языческих праздников Православная церковь совместила Масленицу с кануном Великого поста, предписав праздновать Сырную седмицу (церковное название Масленицы) за 56 дней до Пасхи, поэтому сроки её празднования подвижны: от конца января — начала февраля до конца февраля — начала марта по старому стилю.
Из-за отсутствия письменных источников нам неизвестно, как праздновали Масленицу наши далёкие языческие предки. Впервые Масленица упоминается уже в христианскую эпоху в «Повести временных лет» Нестора в связи эпидемией язвы, поразившей Киев в 1090 году, а первое описание её традиций и обрядов относится только к ХVI в.
Неизвестно нам также и языческое название Масленицы, однако нынешнее название праздника не случайно. Дело в том, что в последнюю неделю перед Великим постом уже не разрешалось есть мясо, но молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали главное праздничное блюдо — блины, ещё не были под запретом.
Масленица, Масленая неделя, Маслёна имеет множество других названий, каждое из которых связано с той или иной характерной особенностью праздника. Мясопуст — с церковным запретом употреблять в пищу мясо, Сырная неделя — с разрешением есть сыр и молочные продукты, Блинная неделя (Блинница, Блинщина, Блиноедка) — с обычаем встречать праздник блинами, Прожорная неделя или Объедуха — с народным представлением о том, что, если вдоволь не наесться на Масленицу, то и последующий год будет неизобильным и голодным.
Ещё в XIX столетии Масленица состояла из обрядов как зимнего, так и весенне-летнего календарного цикла. По времени празднования, начало которого обычно приходится на февраль, она примыкает к зимнему периоду, по смыслу её обрядов, связанных с пробуждающейся природой, встречей солнца и тепла — к весенним праздникам.
Масленица — народный праздник, в котором причудливо переплелись неоднородные по характеру и времени возникновения обряды и обычаи: аграрные и семейные, бытовые и религиозные, дохристианские и христианские.
Наиболее важные масленичные обряды и обычаи дохристианского происхождения связаны со многими пережитками эпохи родового строя. Среди них можно упомянуть поминовение усопших родителей и родственников как отголосок семейно-родового культа предков. Обряды, посвящённые молодожёнам (смотры и приглашения в гости к родственникам и знакомым). Общественное пиршество с ритуальной едой (блинами). Игрища и увеселения (катание с ледяных гор, катание на санях и катание на лошадях, ряженье, строительство снежных городков и т. п.). Проводы Масленицы (её сожжение или погребение, зажигание костров, масленичные поезда, ряженье и т. п.).
Масленицу праздновали целую неделю, называвшуюся масленичной или сырной, которая делилась на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица включала в себя первые три дня недели: понедельник, вторник и среду; Широкая Масленица — последние четыре дня: четверг, пятницу, субботу и воскресенье. Каждый день имел своё название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомки, четверг — разгул, пятница — тёщины вечёрки, суббота — золовкины посиделки и, наконец, воскресенье — проводы Масленицы, прощёный день. Однако в некоторых местах подготовка к встрече Масленицы начиналась с субботы предыдущей недели, которая получила название Малой масленицы или Пёстрой недели. В субботу Пёстрой недели — Родительский день — первый раз в новом году поминали усопших родителей и родственников. Следующее же за ней воскресенье — последний день перед Великим постом, когда разрешалось употреблять в пищу мясо — получило название Мясного.
Понедельник. Встреча
В понедельник, первый день праздника, народ устраивал встречу Масленицы. Детвора и взрослые мастерили соломенное чучело, похожее на человека, надевали на него шапку, кафтан, подпоясывали кушаком, а к ногам привязывали лапти. Чучело — олицетворение Масленицы — возили на санях с причитаниями: «Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться». Детвора сбегала с построенных снежных горок с радостными криками: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
В городах и деревнях первый день Масленицы заканчивался традиционной русской богатырской забавой — кулачным боем. Размахнись рука, раззудись плечо! Мужики разбивались на две команды. По общему сигналу сходились стенка на стенку. Бой обычно начинали мальчишки. Затем они уступали место парням. И только в разгар «сражения» выходили опытные бойцы и решали его исход.
Кулачные бои, несмотря на их жестокость, велись по определенным правилам. Запрещалось использовать какое-либо оружие, даже медный пятак в рукавице. Нельзя было бить лежачего, преследовать спасающегося бегством. Тем не менее, разбитые носы, распухшие скулы, выбитые зубы и заплывшие глаза считались обычной платой за это чисто мужское развлечение. Случались и трагические исходы, поэтому в конце XVII в. царь издал два указа о запрете кулачных боев. Однако мера эта не возымела действия. Жестокая потеха бытовала чуть ли не до начала XX в.
С понедельника масленичной недели начинали печь блины — главное угощение праздника. «Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом — это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей», — так поэтично описал это кушанье писатель Александр Иванович Куприн.
На Масленицу все словно старались наесться впрок в ожидании семинедельного Великого поста. Экономить в это время на еде считалось грехом. «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить», — говорили в народе. Памятуя о доброй еде и веселье этих дней, родилась поговорка: «Не житье, а Масленица».
Вторник. Заигрыши
Во вторник, на заигрыши, парни и девушки катались с ледяных горок или в санях. Катания эти сопровождали всю масленичную неделю. Сани по этому случаю украшали цветными лоскутами, увешивали бубенчиками, колокольчиками. На лошадей надевали расписные дуги, лучшую сбрую, составляли санные поезда и носились по деревням, развозя веселые компании молодых людей. Парни демонстрировали перед девушками свою удаль, запрыгивая в лихо несущиеся сани. Накатавшись вдоволь, молодежь отправлялась к кому-нибудь в гости, на блины, где продолжалось веселье. На заигрыши парни высматривали себе невест, а девушки — женихов.
Среда. Лакомки
На следующий день, в среду, тёщи приглашали своих зятьев на блины. Отношения между этими родственниками давно стали притчей во языцех, предметом многих ядовитых шуток и насмешек. Угощение тёщей зятя на Масленицу демонстрировало их взаимную любовь и уважение хотя бы в праздник.
Масленица слыла одним из самых разгульных праздников: «ели до икоты, пили до перхоты, пели до надсады, плясали до упаду». Не случайно народ наделил Масленицу такими звонкими эпитетами, как «широкая», «честная», «веселая». Всю масленичную неделю люди только и делали, что ели и пили, пели и плясали, одним словом, веселились от души.
Четверг. Разгул
Самый разгар праздника приходился на четверг. В этот день по деревням снова возили соломенное чучело в сопровождении санного поезда с ряжеными. Они пели, играли, кривлялись. В деревнях нередко устраивали коллективные застолья — братчины: вскладчину варили пиво, пекли блины и садились за общий стол с песнями и веселыми разговорами. Однако главным действием в четверг было взятие снежного городка.
За околицей на реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями и стенами. Участники праздника делились на две команды — пехоту и конницу. Пехота защищала крепость, конница пыталась разрушить ее. По сигналу конница пускалась во всю прыть на взятие снежного городка, а его защитники, вооруженные метлами и нагайками, хлестали лошадей, заставляя их повернуть обратно. Если кто-то из конных все-таки прорывался в крепость, считалось, что она взята. Победителя нередко купали в ледяной проруби, а отличившихся «ратников» угощали вином. Красочное это действо запечатлел родившийся в Сибири русский художник Василий Суриков на картине «Взятие снежного городка».
Пятница. Тёщины вечёрки
В масленичную пятницу, на тещины вечерки, наставала очередь зятьев угощать своих тёщ блинами. В четверг вечером зять лично заходил к родителям жены, кланялся тёще в пояс и звал её в гости. Приняв приглашение, тёща должна была послать в дом зятя сковороду, половник, миски — всё необходимое для печения блинов, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.
Бытовой смысл данного приглашения состоял в том, чтобы наладить добрые отношения с матерью жены, хорошо угостив и выслушав её поучения уму-разуму, а также различные полезные советы и напутствия в семейной жизни. Поэтому на тёщины вечёрки, чтобы обеспечить своей тёще максимальный почёт и уважение, зятья старались пригласить в дом помимо родственников жены как можно больше гостей.
Суббота. Золовкины посиделки
В масленичную субботу, которая носила название золовкиных посиделок, молодые невестки принимали у себя родных мужа, главным образом его сестёр — своих золовок, откуда и пошло название данного дня.
Имело значение семейное положение золовок. Если они были ещё в девушках, тогда невестка могла пригласить на посиделки вместе с родней мужа и своих незамужних подруг; если они были замужем, то было принято звать только тех, кто уже обзавелся семьей.
На посиделках новобрачная невестка должна была дарить своим золовкам подарки, а после щедрого застолья, главным угощением которого были, конечно же, блины, девушки шли кататься с горок.
Воскресенье. Проводы Масленицы. Прощёный день
В последний день Масленицы, в воскресенье, было принято просить друг у друга прощения. Этот обычай еще в начале XVII в. описал побывавший в России француз Маржерет. В этот день, по его наблюдениям, русские «посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбил один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, хотя бы никогда прежде не видались, целуются, приговаривая: прости меня, пожалуйста; другой отвечает: Бог тебя простит». В «прощеное воскресенье» устраивали и проводы Масленицы. Снова на санях возили по деревням соломенное чучело в сопровождении ряженых и детворы. За околицей чучело торжественно сжигали и расходились по домам. Масленичный разгул прекращался, в понедельник наступал строгий Великий пост: «Не все коту Масленица!».
Источники:
Носова Г. А. Язычество в православии. М., 1975.
Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь. М., 1995.