Песни русских праздников. Святочные игрища

19 января в праздник Крещения заканчиваются святки.


Песенная поэзия русских праздников. Песни о святочных игрищах, сборищах, развлечениях

Свадебная обрядность святочных игрищ

Брюллов. Гадающая Светлана

Карл Павлович Брюллов (1799—1952). Гадающая Светлана. 1836 год. Холст, масло. 94 × 81 см. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

О песнях святочных игрищ, сборищ и развлечений рассказывает музыковед и фольклорист Изалий Иосифович Земцовский (р. 1936).

Неизменным компонентом святок были игрища — зимние сборища, развлечения, игры ряженых — посиделки, вечерки, гулянки, на которых ведущее значение (как и вообще на святках) имела холостая молодежь. Отсюда частое упоминание свадебной обрядности и ее атрибутов:

Ах и дай нам бог нам коляд дождать!
Мы пойдем-пойдем мы на йгрищика,
Мы с игрищек — на заручины,
А с заручинык — на весельлика!..

Для многих молодых людей святочные игрища превращались в предсвадебные смотрины. Здесь же исполнялись игры и хороводы, так или иначе инсценирующие свадебные мотивы, «жениханье» и т. п. «Повсеместное распространение свадебных игр в русском новогоднем обряде свидетельствует об исконности темы брака на святочном игрище и может быть понято как позднее видоизменение обычных в период зимнего солнцеворота эротических игр и половых общений, упоминавшихся еще Стоглавом по связи с «бесовскими песнями и плясаниями», во время которых „бывает отроком осквернение и девкам растление“». Поэтому не случайно, видимо, попала в святочные песни баллада об инцесте (кровосмесительном браке) брата и сестры, обычно встречающаяся среди купальских песен.


Тексты песен о святочных игрищах

В специфических песнях о святочных игрищах, поющихся от имени женщины, обычно либо рассказывается о том, как свекор со свекровью не пускают молодую невестку на игрище, заставляя работать, а невестка выходит из послушания, бросая работу ради гулянья; либо говорится о молодой женщине, которую не пускает на игрище муж-старик. Оба типа песен широко распространены. В результате в праздничную песню включаются элементы бытовой драмы.


Атмосфера святочных вечерок

Святки. Колядование

Коляда. Гравюра К. Вейермана по рисунку Г. Тихомирова.

Атмосфера святочных вечерок отличалась исключительной праздничностью: величанье, игры, ряженье, шутки, песни чередовались подчас всю ночь до утра. Красочно рассказывает о святочных игрищах С. Т. Аксаков в своих воспоминаниях, относящихся к концу XVIII — началу XIX века: в избе «ожидала нас, перенаряженная в медведей, индеек, журавлей, стариков и старух, вся девичья и вся молодая дворня. Несмотря на сальные вонючие огарки, даже дымную лучину, плохо освещавшую просторную избу, несмотря на удушливый мефитический воздух, сколько было истинной веселости на этих деревенских игрищах! Чудные голоса святочных песен, уцелевшие звуки глубокой древности, отголоски неведомого мира еще хранили в себе живую обаятельную силу и властвовали над сердцами неизмеримо далекого потомства! Каким-то хмелем веселья, опьянением радости проникнуты были все. Взрывы звонкого дружного смеха часто покрывали и песни и речи. Это были не актеры и актрисы, представляющие кого-то для удовольствия других, — себя выражали одушевленные песенницы и плясуньи, себя тешили они от избытка сердца, и каждый зритель был увлеченное действующее лицо. Все пело, плясало, говорило, хохотало…»

Источник: Земцовский И. И. Песенная поэзия русских земледельческих праздников // Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Русская песня с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>