Русский народный календарь. Февраль

Февраль. Народный календарь, пословицы, поговорки, приметы, обычаи, традиции

Наступил второй месяц 2014 года и последний месяц зимы — февраль. Мороз пробирает до костей. Не зря одно из названий февраля в некоторых языках — «лютый». В Древней Руси февраль, считавшийся последним в году, называли «сечень» (как бы отсекающий год), называли также «межень» (из-за положения между зимой и весной), из-за частых вьюг и метелей — «ветродуй» и «лютень», а иногда — «бокогрей». Русский народный календарь сохранил для нас множество обычаев, обрядов и примет, связанных с февралём, а русский язык — большое количество пословиц и поговорок.


Февраль-бокоргей

русский народный календарь. Название месяцев

Русский народный календарь. Древнее и современное название месяцев.

На смену лютому январю заступил февраль-вьюговей.

В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень», как бы отсекающий год. Называли его еще «межень» — календарная межа зимы и весны, «снежень» и «лютый» — от снегопадов и морозов, приходящихся на эту пору.

Вьюги да метели под февраль налетели.

В загадке, передаваемой искони от старого к малому, о вьюге говорится так: «Вдоль села бежит кобыла ве­села. Под конец хвоста у ней кошель овса, бежит да потряхивает». Потряхивает снегом, пухнут искрометные сугробы. А о морозе своя загадка сложена: «Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит».

Не признает еще всерьез весны лиходейка-зима. Еще морозы завернуть могут. Но февраль сшибет рог зиме.

Вот понемногу отпускать стало. Ярые морозцы умерились, сдали, хотя, возможно, еще не раз налетят, пока зима — владыка. Вьюги, метелистые ветры, поземка в феврале — за обычай. К перемене погоды деревья неуз­наваемы, весь лес в хрустальном цветенье.

Февраль — кривые дороги. Путь хоть и кривой, но широкий. Копытный след мелок, куда ни сверни, проедешь, только сугробы да раскаты — в объезд. Петляет из-за них дорога, искривляется.

Февраль синевой примечателен. Приглушенный синий отблеск сугробов, опушек.

Со светом прибывает и тепло. Рыболовы-подледники уже на себе проверили весну света — лучезарную улыбку оцепенелой природы: на их лицах бронзовеет оздоровляющий загар. Видно, не зря толкуют, что время, проведенное на рыбалке, в возраст не засчитывается.


Силуэты месяца. И снежень и бокогрей

Февраль в народе называют порой вторых снегопа­дов. По старославянскому календарю последний месяц зимы — «лютень». Февраль по латыни значит: «тот, кто очищает». В Древней Руси его называли «бокогрей» и «снежень». Украинцы и белорусы нарекли его «лютый». Особенно сильны морозы в ночные часы. Днем они по­мягче. Февраль — пора лютого голода диких зверей и птиц. В затишье на южной стороне в ясные дни уже пригревает солнышко. Правда, оно пока еще не сильное, пригревает сбоку. Говорят: «Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет». В этом месяце выпадают вторые снега, которые весной переполнят реки, зальют озера и водохранилища, пополнят запасы почвенно-грунтовых вод.

Переменчив этот месяц. С буранами, метелями. Вольно гуляет ветер в открытом поле, а как наскочит на лес — злится, воет, свистит, силится засыпать его снегом, но белые сугробы растут только на опушке. А внутри леса тишина и снег ровно лежит. Если разгрести его, то можно заметить белоглазые ростки подснежников. В отличие от обычных трав подснежники не знают зимнего покоя. Стоит наступить оттепели, как это бывает нередко в «февральские окна», и эти диковинные растения застав­ляют улыбаться человека, встретившегося с ними в лесу. Все же остальные травы продолжают пребывать в глубоком зимнем сне. Разве что порозовевшие в ярких солнечных лучах верхушки берез тоже напоминают приближении весны. Циклоны с теплых морей сбивают стужу — выпадает мокрый снег и даже дождь. Февраль щедр на снег. От него только польза для земледельца, который уже думает о будущем урожае. Как хорош ландшафт при обильном снегопаде, особенно в солнечный день! Так и ослепляет белизна и искристость пушистой пороши. И хотя морозы дают о себе знать, в них уже чувствуется дыхание весны — ночью нет-нет да и падет густой туман, а наутро весь лес в его прекрасном убранстве до последней ветки предстанет в белом инее, словно майский сад.

Приближение весны проявляется все чаще и чаще. Солнце, как бы приподняв края облаков, засияло лучис­тым светом. Какая-то мощная сила начала расталкивать тяжелые облака. Разорванные, они расплылись и как бы стаяли в голубом раздолье Вселенной. По народному поверью как раз в эту пору зима мимолетно встречается с весной. А через день-другой снова приходят трескучие морозы. И все же частые оттепели в конце февраля, как говорят, «сшибают рог зиме».

Звенит капель. На южной стороне крыш повисли длинные сосульки. Солнце с каждым днем все ярче. Ес­ли раньше тени на снегу были темные, неподвижные, то сейчас стали синими и живыми.

Оживление и у птиц. Любители почек и сережек — тетерева, греясь в солнечных лучах, подолгу засижива­ются на верхушках деревьев и на ночь уже не зарываются в снег. Днем глухарей можно видеть на прогулке по про­секам. Нередко вдоль глухариного следа можно встре­тить «автографы», начерченные самцом своими крыльями — скоро начнется у него токование — настоящий спектакль-турнир. Особенно радуются оттепели голосистые синицы. Они раньше всех птиц узнают о приближении весны и напоминают об этом всем своим пернатым сородичам. В густой кроне пышной ели слышен протяжный тонкий свист выбравшегося из потемок хмурого ельника оливково-желтого королька. А филин в ночи из глухолесья «ухает» на всю лесную округу, нагоняя страх на иных обитателей леса. В ярком свете утра овсянка тоже запевает весеннюю песенку. Природа как бы на миг проснулась, хотя сон ее еще глубок. Всего лишь пах­нет весной.

Глухи в феврале и водоемы. Сом, сазан, язь, карась, линь, жерех стоят в местах зимовий. В водоемах с час­тым понижением уровня воды и уходят с «насиженных» мест судак и лещ, подлещик и голавль.

Пробуждение природы и в том, что за месяц заметно увеличилась продолжительность светового дня — на це­лых два часа. Еще нетронутыми в конце февраля лежат сугробы чистейшего снега, а небо над ними уже весеннее, нежно-васильковое. Теплый южный ветер все чаще на­поминает о приближении весны.

Итак, продолжается февраль…


Февральский календарь

1 февраля (19.01) — Макарьев день. Макар Весноуказчик или Макар Ясный. На Макарьев день судили-рядили о будущей весне: коли погода ясная — весну ожидали рано. Не вы­ходит у крестьянина из головы дума о весне: какой она соберется да когда настанет — есть о чем подумать! Вот почему февральские приметы чаще всего будут обраще­ны на предугадывание теплого времени года. На Макара капель — в весну раннюю верь. Ясная погода предвещала раннюю весну. На Макара метель — на всю Масленицу. Каков Макар, таков и весь февраль. Холодный февраль — к благоприятному лету.

2 февраля (20.01) — Ефим Метельный. На Ефима — с печи слезай, о Масленой гадай. На Ефимия в полдень солнце — к ранней весне. Метель предвещала метельную Масленицу. Помело метлой, на Масленицу; приедет осударыня Масленица метельная.

3 февраля (21.01) — Максим Исповедник или Максим Утешитель. День памяти преподобного Максима Грека (1470—1556) — русского религиозного публициста, писателя и переводчика греческого происхождения. Максиму молились о заступничестве вдовиц и сирот, т. к. он считался утешителем в обидах и помощником в бедах. Если у супругов что-то не ладилось, они выходили во двор, держась за руки, и стряхивали с деревьев снег да иней не разведёнными руками, говоря: «Что Бог соединил, то человеку разъединить не под силу». Если в полночь на Максима месяц просвечивает сквозь облака, это предвещает добрый урожай. Если месяц заскользил, в тучу белый рог вонзил — будет доброе жито да мука в сито.

4 февраля (22.01) — Тимофей Полузимник. Вот и пришли полузимники. Тимофеевский мороз ползимы с собой унес. В этот день обычно бывают сильные морозы, которые в народе получили название «тимофеевских»: «Пожди тимофеевских морозов! Каков на дворе мороз-от! Прямо, тимофеевский». Большое количество выпавшего снега на Тимофея предвещало хороший урожай зерна, солнце в полдень — раннюю весну.

5 февраля (23.01) — Агафий Полухлебник. Этот день был посвящён домашним заботам. Латали и подправляли двери и стены, выметали и вычищали пустые амбары. Также проверяли, сколько осталось в закромах хлеба, хватит ли его до весны.

6 февраля (24.01) — Аксинья Полузимница. Аксинья Полухлебница или Весноуказательница. Какова Аксинья, такова и весна. На Аксинью погода прекрасная — и весна красная. Метель на Полузимницу сметет корм. На полузимницу дорогу переметает, корм подметает. Со дня преподобной Ксении (Аксиньи), как полагали крестьяне, до новых хлебов нужно столько же хлеба, сколько уже съедено. В этот день приглядывались к цене на хлеб. Высокая цена сулила скудный урожай и дороговизну хлеба, низкая — богатый урожай «с избытком». Если на Полухлебницу цена хлебу низкая, то до нового хлеба не поднимется. Коли до Аксиньи-полухлебницы жита хватит, то до новин станет половина, а до корма треть.

7 февраля (25.01) — Григорьев день. Григорий Богослов. Аксинья Григория торопит, чтобы весну не упустил, солнышко на крыши посадил. На Григория строили прогнозы относительно будущей зимы. Каков день с утра до полудня — такова будет первая половина будущей зимы, каков день с полудня до вечера — такова вторая.

8 февраля (26.01) — Федор Студит. Фёдор Поминальник. Считалось, что в этот день покойники тоскуют по земле и своим родным. Чтобы их успокоить, надо насыпать золы на загнетку и сказать: «Не ходите во двору, души сиротские! А подите на западну сторону, там-от — вам вечное радование». Молитва Фёдору избавляла от грудных болезней и от болей в желудке.

9 февраля (27.01) — Златоустьев огонь. День памяти Иоанна Златоуста (347—407) — христианского богослова и Константинопольского патриарха, одного из трёх вселенских учителей, почитаемых Православной церковью. Иоанну молились о помощи в отча­янии и о просвещении разума к учению духовной грамоты. В этот день уделялось особое внимание огню в печи: как затопишь печь — такой будет и достаток в семье. Затопить печь нужно было так, чтобы разом занялись все поленья, а устье стало «золотым» (златоустье).

10 февраля (28.01) — Ефрем Ветродуй или Ефрем Сирин. Также известен как День домового. Считалось, что на Ефрема домовой справляет свои именины: больше обычного проказничает и озорничает. Поэтому его старались задобрить, оставляя ночью гостинцы, например, кашу на загнётках печи, чтобы ровно в полночь домовой вышел из-под неё поужинать. Весь вечер этого дня на посиделках рассказывали забавные байки с прибаутками о повадках, проделках и проказах домового, пели про него частушки.

11 февраля (29.01) — Лаврентий. День памяти преподобного Лаврентия, епископа Туровского (1130-е—1184), исцеляющего слепоту. На Лаврентия втыкали по углам поля чертополох, чтобы отпугнуть ведьм, которые, как считалось, своими кознями в этот день могли погубить будущий урожай.

12 февраля (30.01) — День трёх святителей. На Трёхсвятие в лесу — звериный свадебник. У волков и лисиц он — период спаривания. Сила, выносливость, ярость непременно у них берут верх, обеспечивая отбор на право иметь потомство. Интересно, что волки и лисы, пробегая обочинами дорог, полями и оврагами, оставляют на межевых столбиках, вешках, на кустиках или просто на снежных выступах   метки мочой, «рассказывающие» другим зверям о том, кто побывал здесь и какого возраста. Чем выше вскинута метка, тем сильней и матерей зверь. Свадебное состязание волков сопровождается стычками и грызней: на стороне сильного — закон клыков. Ходят звери стаями, след в след, отмахивая за сутки до 80 километров. По следу не узнать, сколько серых разбойников колобродило. К концу месяца пары волков начинают устраивать логова. Излюбленные места — лесные крепи и болота. Обязательное условие — близость воды.

13 февраля (31.01) — Никита Пожарник. День Никиты Новгородского. Никите, который по преданию силой молитвы тушил пожары, предотвращал засуху и удары молнии, молились об избавлении от этих явлений.

14 февраля (01.02) — Трифон Мышегон. В этот день определяли, долго ли ещё продлится зима. Звёздное небо на Трифона предвещало позднюю весну. Также в этот день заговаривали мышей — губителей стогов и скирд.

15 февраля (02.02) — Сретение Господне. Один из двунадесятых православных праздников в память о том, что в этот день, на 40-й день от Рождества, младенец Иисус был принесён в Иерусалимский храм, где его встретили Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. Сретенье — зима с весной встрети­лись. Свесились с поветей сосульки-переростки, затенькали робкие капельки, на солнышке весной потянуло. Сретенье — первая встреча весны. Глубокие снега захрясли, подернулись поверху на­стом — по-старому наслудом. Внатруску лишь свежевыпавший, перегоняемый ветром снег. На окнах мороз еще выводит художества — папоротники и пальмы, а уж воробьи заватажились по-весеннему. Расчирикались на полдневной стороне карниза, шустрые стали. То все нахохленные сидели, а теперь ожи­вились. Видать, капель бродит. На Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотенья только потеет. Темные стволы одиночных деревьев заметно нагреваются, теплеют. Возле комлей пестреют затайки, снег как бы опален, подался. О весне судили так: ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя теплая, коли холода завернут — весна холодная; выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне. Если на Сретенье снег через дорогу несет,— весна поздняя и холодная.

16 февраля (03.02) — Семён и Анна. День памяти святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, которым молились о даровании здоровья новорождённым. Семен и Анна сбрую починяют. Готовь телегу зимой, а сани — летом. В этот день, называемый в народе «Починками», после сретенской оттепели, рачительные хозяева принимались чинить ездовую и пахотную сбрую. В Починки дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да соху столетнюю. Для починок варилась семейная каша — саламата. Приехала саламата на двор, расчинай починки.

17 февраля (04.02) — Никола Студёный. На Николу Студёного обычно бывали никольские морозы. Никола Студеный — на мороз тороват. На Студеного Николу снега навалит гору. Студеный день — шубу снова надень. Никола студеный — волчий сват, маковый закат. Длинные сухие еловые ветки к метели сгибаются, к хорошей погоде распрямляются.

18 февраля (05.02) — Агафья Скотница. Агафья Коровница. Агафье молились о защите и сохранении домашнего скота. К этому дню в неурожайные годы заканчивались запасы продовольствия, и по крестьянским домам начинала ходить Голодуха — персонифицированная голодная смерть. По другому поверью, на Агафью по деревне ходила Коровья смерть в виде старой, отвратительной женщины. Для того чтобы отогнать от скота Коровью смерть, было необходимо в запертом хлеве повесить лапти, обмоченные в дёгте.

19 февраля (06.02) — Вукол Телятник. На день святого Вукола — телятся жуколы. Жуколами крестьяне называли коров и телят, родившихся в феврале. В этот день проявляли особенную заботу о коровах и телятах.

20 февраля (07.02) — Лука. На луку пекли пироги с луком, часть которых раздавали нищим. Этот день считался благоприятным для приготовления различных целебных снадобий из трав и кореньев. Особенно популярной была лапчатка, которая, из-за напоминающих крест листьев, называлась в народе «могущницей». На Луку поминали усопших предков. Живы родители — почитай, померли — поминай.

21 февраля (08.02) — Захар Серповидец. Не обрежешь вовремя кривого серпа, не нажнешь в поле снопа. В этот день, по народному поверью, серп луны был особенно остр. Крестьяне доставали серпы и показывали их месяцу, чтобы были такими же острыми во время жатвы и не подвели жнецов.

22 февраля (09.02) — Никифоры-Панкраты. День Никифора и Панкратия. Наш Панкрат лаптями богат. Хороши Панкратовы лапти, да и те — никифорцы. Этот день считался особенно благоприятным для плетения лаптей.

23 февраля (10.02) — Прохор Весновей. Считалось, что с этого дня начинают слабеть морозы. Хоть мороз злится, но весну чует. Пришел Прохор — и весна заглянула на двор. До Прохора старушка охала: «Ох, студено!» Пришли Прохор да Влас: никак скоро весна у нас!.

24 февраля (11.02) — Власий. День памяти святого Власия Севастийского (ум. ок. 316), образ которого в народном сознании слился с образом языческого бога Волоса (Велеса), считавшегося покровителем скота. Поэтому святому Власию молились о сохранности домашних животных. Считалось, что морозы на Власия — последние в году. Власьевские утренники подошли, держи ухо востро! Скотий бог, сшиби с зимы рог.

25 февраля (12.02) — Алексей Рыбный. В этот день выносили на утренний мороз пряжу, чтобы была крепкой, белой и чистой, а также предназначенное для будущего посева зерно, чтобы дало богатый урожай.

26 февраля (13.02) — День памяти святого Мартиниана, жившего в IV—V веках в Кесарии Палестинской, которому молились об укрощении страстей, избавлении от соблазнов и укреплении семьи. Также этот день называли в народе светлым — днём Светланы. На Светлану было принято выходить ночью во двор и окликать звёзды, чтобы их сияние придало глазам зоркости.

27 февраля (14.02) — Кирилл Весноуказчик. В этот день хорошая погода — к сильным морозам.

28 февраля (15.02) — Онисим Овачар. Онисим считался у крестьян покровителем овцеводства. На Онисима ходили за околицу окликать звёзды, чтобы овцы дали хороший приплод, а также зорнили (выносили на мороз) пряжу.

29 февраля (16.02) — Касьян Високос. Этот день, появлявшийся в календаре один раз в четыре года, считался в народе несчастливым. Касьян на народ — народу тяжело, Касьян на траву — трава сохнет, Касьян на скот — скот дохнет. Касьян на что ни взглянет, все вянет. На Касьяна старались не работать и не заниматься важными делами.


Летопись месяца. На изломе зимы

Оттепель после метели,
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И потемнели снега.

Н. Заболоцкий


«У февраля два друга — метель да вьюга»,— давно подмечено в народном погодоведении, и большие снега издавна отмечались как историческое событие. Это подтверждают многочисленные записи в русских летописях и зарубежных исторических хрони­ках. «Неслыханно глубокие снега» удивляли жителей Западной Европы в 1047, 1063, 1124, 1211, 1316, 1442, 1608, 1744-м и в другие годы.

«…Четыре дня и две ночи падала густая метель на землю, и на воду, и на дома. Снег лежал до 21 марта»,— записано в Новгородской летописи 1127 года.

«Снег человеку по грудь»,— читаем в Псковской ле­тописи 1481 года. «У кого конь свернет с дороги — двое или трое едва выволокут»,— дополняет новгородский ле­тописец. «Снега были свыше меры, многие деревни за­несло»,— узнаем о зиме 1557 года в русском крае. «Зима была очень снежная»,— сказано о 1562 годе; «Весной было многое множество снегу» — о 1626-м.

Подобные записи интересны не только сами по себе. Во все времена погода занимала внимание людей. Мудрость народного опыта явила смелые долгосрочные про­гнозы. Выверенные веками, они и сегодня не утратили своей ценности. «По зиме ложится лето».

Февраль еще внесет свои поправки в общий характер зимы, предопределит ритмы весны. И, по многолетним наблюдениям, его среднесуточные температуры обычно несколько превышают январские: 9—11 градусов в Москве. Правда, в последние десятилетия эта разница как бы скрадывается: каждый третий февраль берет на себя лидерство холодов. Не исключено, что и нынче он попытается опередить старшего брата в суровости.

Но в любом случае зима на изломе. Мороз властен лишь по ночам, а днем теплеет. К тому же по примете: «в феврале сильные морозы — короткая зима».

Рекордно холодным этот месяц был в 1929 году. В Москве его среднесуточные температуры составили минус 20, что вдвое ниже обычных. Но абсолютный минимум отмечен в 1900 году: 18 февраля в столице было 36,7 градуса мороза, а в Подмосковье — на три-четыре градуса холоднее.

Закат зимы примечателен «февральскими окнами»: вдруг зазвенит капель, повеет весною. В народном погодоведении это событие закреплено за календарной датой 15 февраля: встреча зимы с весной. «Кафтан с шубой встретились», «Какая погода в этот день, такова и весна будет»,— примечали в старину.

Известны сезоны, когда природа торопится с пробуждением. В 1471 году февраль в Западной Европе цвел садами. В районе Харькова в январе 1902 года, как сообщал «Метеорологический вестник», березы вы­бросили сережки, раскрылись листья бузины, сирени. В Причерноморье расцвели фиалки, розы, левкои, даже созрела земляника.

Зима не простила весне этой дерзости. В благоуханный мир ворвался шквал холодов! Мороз сгубил торопливое цветение.

В 1975 году в феврале у нас на юге уже распустились фиалки, а в Западной Европе белой ки­пенью покрылись сады. В Подмосковье март открылся рекордом тепла, которое усилилось в апреле — зацвели черемуха и вишня. И в целом весь 1975 год оказался рекордно теплым за все столетие.

Но самый неповторимый февраль был в 1914 году. В Москве он оказался вдвое теплее следовавшего за ним марта: средняя температура месяца составила минус 1,3 градуса. Абсолютный максимум зарегистрирован в 1958 году: 28 февраля термометры показали в Москве 6,2 градуса тепла.

Вот он какой, наступивший месяц, многоликий по характеру погоды. «С ним держи ухо востро!» — сказал о феврале известный чешский писатель-сатирик Карел Чапек. Днем выманит на свет божий почки на кустах, а ночью сожжет их морозом: одной рукой гладит нос, а другой — щелкает по носу.

И теперь всего четыре недели остается до весны. Она спешит к нам, чтобы мощью тепла и света расковать льды, напоить землю.


Народные приметы

Сечень, лютень, снежень… Все это названия февраля.

Но, пожалуй, самое меткое прозвище февраля — бокогрей. Ведь во второй его половине на солнечной сто­роне начинает хорошо пригревать.

Коварен, переменчив самый короткий месяц в году: он и рисует, и малюет, и красну весну чует.

Вот о ней-то, о весне, и не выходит из головы дума земледельца. Какой она будет? Скоро ли снег растает, зелень на лугах появится? Потому-то большинство примет февраля направлено на предугадывание теплого времени года.

Длинные сосульки февральские сулят долгую весну.
По трем первым дням февраля судили: коль погода ясная — ожидай весну раннюю.
Если 4 февраля метель — все неделю метель.
Ветер на 10 февраля обещал лето сырое да холодное.
14 февраля звездисто — к поздней весне.
15 февраля в народном календаре — день особенный: зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет. Именно про этот день говаривали: солнце на лето — зима мороз. А еще: будет снежок — весной дрожжок. Коли метель дорогу переметает — весна поздняя да холодная; ежели тепло — ранняя и теплая.
Редкий год на Руси 17 февраля обходится без морозов, недаром его студеным величают.

От прадедов к правнукам передали люди не только трудовые навыки, но и накопленную веками житейскую мудрость. Потому что убеждены были: без примет хода нет; не примечать — так и хлеба не видать; как примета скажет — так и жито в закрома ляжет.

И еще…


В народе говорят…

Начало февраля погожее — и весну жди раннюю, ясную, пригожую.
Тусклый круг вокруг луны — к морозу.
Красный огонь в печи — к морозу. Белый — к оттепели.
Собака на снегу валяется — быть вьюге.
Кошка клубком — на мороз.
Февральский снег весной пахнет.
Февраль силен метелью, а март капелью.
Снежный буран днем предвещает мороз на ночь.
Февраль — месяц ветров и кривых дорог.
Птицы садятся на верхушки деревьев — к теплу.
Снегирь под окном распелся — к оттепели.
Если ночью был иней — днем снег не падет.
Ясное небо — к морозу.
Ясная круторогая луна — к стуже.
Воздух над лесом посинел — будет тепло.


Старинные приметы

Утренняя зорька быстро гаснет — на холод, а если красна — к снегопаду.
Солнце всходит красное — на метель.
Сиверко (северный ветер) дует — жди снега.
Глубоко промерзнет земля, а из проруби на реке во­да прольется, лед на переборах (перекатах) реки встанет горами, грудами, длинные и толстые сосульки с крыш — быть хорошему лету.
Вверх по стеклу поднимаются побеги снежных «рас­тений» — морозу продолжаться, а наклонились — к от­тепели.


Обычаи, традиции, обряды. Кружатся хороводы…

Издавна весельем и хороводами на Руси в конце февраля — начале марта отмечался старинный народный праздник проводов зимы — Масленица. Сейчас частень­ко можно увидеть куклу, привязанную к радиатору свадебной машины. Молодоженам нередко дарят игрушки большого размера — пушистого медвежонка, «чебурашку». Обычай этот идет от древней традиции встречать невесту и жениха соломенной куклой — «домашней масленицей», являвшейся символом крепкого потомства и достатка молодой семьи.

Поближе к весне устраивают пышные проводы зиме и в наше время. В подмосковном Калининграде на народное гулянье сходятся скоморохи и ряженые: Баба и Кащей Бессмертный, Соловей-разбойник и Весна-красна. Веселье, игры, песни и пляски…

Происхождение масленицы затерялось в глубокой языческой древности. Праздник, по одной версии, связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда идет традиция печь на проводах зимы блины. Горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения солнца. По другой версии, он связан с культом умирающего и воскресающего бога.

В старину большую куклу масленицы, сделанную из соломы, сжигали. Этот обычай известен многим народам. Например, в некоторых польских деревнях. Уничтожив куклу, крестьяне возвращаются домой с песней: «Выносим Маженку из деревни…» Смысл этого обряда сегодня понятен только специалистам.  Имя Мажена у поляков соответствует нашей Масленице, которую следует уничтожить, чтобы она снова возродилась и своей свежей силой помогла вырастить богатый урожай.

В Китае, Монголии, Вьетнаме, Корее и других странах Азии, применяющих 60-летний циклический календарь, начало Нового года приходится на один из дней периода с 20 января по 20 февраля. В этих странах Новый год встречают, когда распускаются розовые цветы персиковых деревьев. Зажигаются ароматные сандаловые палочки, и добрый дух дядюшки Тао, обитателя Луны, наполняет жилища людей праздничным весельем. В Японии в Новый год отмечается праздник цветения сливы.

Команды целого ряда стран участвуют в чемпионатах мира по ваянию гигантских скульптур из снега. Первенство 1982 года было проведено в Финляндии. Победителями стали хозяева чемпионата.

А под Мурманском, в долине Уюта, ежегодно проводятся соревнования по национальным видам спорта — бегу оленьих упряжек и буксировке лыжника за оленем.

В наши дни 14 февраля в Болгарии встречают день виноградаря. Начинается подрезка лоз. Это не только дань многовековой традиции, но и веселый народный праздник.


Источники:
Мустаев Н. А. Народные приметы: хотите — верьте, хотите — проверьте. Казань, 1987. С. 189—201.

Сахаров И. П. Сказания русского народа. С-Петербург, 1885.

 

Запись опубликована в рубрике История с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>