Сюрреализм и фольклор

Русский народный сюрреализм

русский народный сюрреализм. «Постоянство памяти» Дали

Русский народный сюрреализм. Коллаж на основе картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» (1931)

В массовом сознании слово «сказка» обычно ассоциируется с какой-нибудь незатейливой историей развлекательного характера, в которой всё разложено по полочкам: сюжет прост и ясен, персонажи либо на 100% положительные, либо на 100% отрицательные, добро побеждает зло, а всеми презираемый дурачок получает в конце повествования награду в виде половины царства и прекрасной царевны.

Всё это, конечно, справедливо для большинства сказок, а как быть с теми, что не вписываются в устоявшуюся в массовом сознании схему?

Возьмем, к примеру, всем известную русскую народную сказку «Курочка ряба». О чём она? О том, что натуральное яйцо лучше золотого? Или о том, что маленькая мышка обладает большей физической силой, чем дед и баба? А зачем им было нужно непременно разбить золотое яйцо, а не, скажем, продать и поделить деньги?

Ответы на эти вопросы лежат вне компетенции логического подхода, хотя и ответить-то на них однозначно невозможно. Можно только принять или не принять противоречия бытовой логике, на которых строится художественное произведение. Но что самое интересное, сказки подобные «Курочке Рябе» порой затмевают самые немыслимые фантазии ортодоксального сюрреализма. А таких сказок не так уж и мало. Вот некоторые из них.

Барашек из-под пола

Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома.

В одно прекрасное время приходят родители домой, де­ти жалуются, что с ними барашек играет.

— Какой барашек? — спрашивают.

— Да с-под пола,— отвечают дети.

Просят дети достать барашка, но кто поверит?

И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек все вы­лазил и играл с детьми. Золотой шарик вылазил… то золо­тым человеком, то барашком вновь прикидывался.

Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых домах музыка играла, черти плясали. Молодежь отсиживалась по вечерам дома.

И дошла эта весть до станичного атамана. Взял он доб­рых казаков и пришел в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в эту семью и начали делать раскопки. И обнаружили на глубине трех метров саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто ложил клад, сделал заклинание и что клад таким образом должен обнаружиться.

И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было завещано предками потомству.

Источник: Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Сост. В. П. Зиновьев. Новосибирск, 1987. С. 288—289.

Ходят черные кошки кругом

Недалеко от Чердаклов (Самарская губерния, Ставро­польский уезд) есть дуб. Под ним лежит клад.

Вот раз мужики пошли его рыть, ружье на всякий слу­чай взяли. Пришли. Видят — около дуба (с полуночи) ходят черные кошки кругом. Стали они смотреть — глаз отвести не могут. Закружилась у них голова — и попадали мужики наземь. Очнулись, хотели рыть, а кошки опять хороводиться пошли, то влево, то вправо. Так и бросили: страшно стало. Говорят, что на этом дубе повесился тот, кто клад зарыл.

Источник: Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д. Н. Садовниковым. Спб., 1884. С. 361.

Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Искусство, Литература, Филология с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>