Святки. Святочные обряды и песни

Святочные песни и обряды

Сегодня Рождественский сочельник — канун второго по значению православного праздника. Завтра наступит день Рождества Христова, а вместе с ним — одно из самых весёлых и долгих празднеств русского народа под названием «Святки».


Святки. Колядование

Коляда. Гравюра К. Вейермана по рисунку Г. Тихомирова.

Святки издавна празднуются с Рождества до Крещения, т. е. с 25 декабря по старому стилю (7 января по новому) до 6 января по старому стилю (19 января по новому). Первая их половина — от Рождества до Васильева дня (1/14 января) носит название «Святых вечеров», вторая половина — от Васильева дня до Крещения носит название «Страшных вечеров».

Праздник этот, приуроченный к дням зимнего солнцеворота, несомненно языческого происхождения и характера. О чём свидетельствует и тот факт, что православная церковь неоднократно запрещала и проклинала Святки. Тем не менее даже ей оказалось не под силу справиться с многовековой традицией «бесовских игрищ». И чтобы, как представляется, со временем вытеснить из народного сознания языческие представления, к святочным дням были приурочены христианские праздники.

В результате, представления христианской религии наложились на древние языческие верования. Народ исправно ходил в церковь, постился и поминал тех или иных святых, не забывая, однако, своих исконных развлечений и обрядов, которые народная традиция предписывала проводить в святочное время.

Среди святочно-рождественских мероприятий отметим славление Христа, колядования, игры ряженых, гадания и святочные вечеринки молодёжи — посиделки или игрища.


Славление Христа. Религиозные песни

Обряд славления Христа традиционно проводился деревенскими детьми и подростками в первый или второй день Рождества. Группа по пять-шесть человек ходила из дома в дом со звездой, поздравляя всех с Рождеством, что символизировало приход волхвов, ведомых чудесной звездой, взошедшей над Вифлиемом в момент рождения младенца Иисуса.

Войдя в избу, они сначала исполняли рождественскую молитву, а затем посыпали избу и всех находившихся в ней зерном, что должно было восприниматься как пожелание богатства и изобилия в наступающем новом году. Обходя крестьянские дома, дети нередко исполняли стихи или песни религиозного содержания, прославлявшие Иисуса Христа. Вот одна их них.

Песня-«слава» религиозного содержа­ния

Славите, славите,
Сами люди знаете:
Христос родился,
Ирод возмутился,
Иуда удавился,
Мир возвеселился.

С праздником поздравляю,
И вам того желаю!
Раскрывайте кису,
Вынимайте колбасу,
Больше не прошу!

Нередко исполнялись и другие произведения религиозного содержания — так называемые духовные стихи, напоминавшие баллады, в которых рассказывалось о персонажах Ветхого Завета, Евангелия, христианской канонической, апокрифической литературы и христианских легенд — о святых подвижниках, мучениках, чудотворцах, праведниках, раскаявшихся и нераскаявшихся греш­никах, об Иисусе Христе и царе Ироде, а также о Лазаре и его воскресении.

Духовный стих об Ироде и о Рождестве Хрис­товом

Дева Мати Пречистая,
С небес взята Пресветлая,
В темной ночи звезда просветила,
Дала всем верным помощи
От роду Адамова.
Родилися люди от Адама.
Девица, всем царица,
Христа сына Божия породила,
В Иудейской земле, во вертеп-горе.
Пошли волсвы Христа искать
По звезде, волсви, по честной;
Звезда идет, и волсви идут.
Пришли волсви ко вертеп-горе,
Принесли Христу честны дары;
Наложил Господь на них златы венцы;
Пошли волсви, радуются,
Не путем во дома свои,
Ироду царю про Христа не споведали.
Ирод царь возмущается,
Умом-разумом колыбается,
Не хочет он Бога видети,
Славу Божию слышати,
Хочет Бога погубить.
Посылает Ирод царь посланников
По всей земле святорусской:
«Подьте вы, посланники,
Побейте вы младенцев многосущих,
Двух годов и полутора».
Много они младенцев прибили,
Три тьмы и три тысячи.
Нигде Господи Во младенцах не изыскался.
Проречет Господь ко младенцам:
«Подьте вы, младенцы, во царствие,
Во царствие во небесное,
За ту за смерть, за напрасную
Ко святому Аврамию,
Ко Исаку, ко Иакову».
Поем славу тебе великую,
Песнь поем, алилуйя!


Колядования. Колядки для всей семьи

Обряд колядования проводился деревенской молодёжью, которая ходила от избы к избе с пением поздравительных новогодних песен — колядок, которые имеют и другие названия («виноградье», «овсень»), связанные с обязательным рефреном этих песен: «коляда! коляда!», «виноградье красно, зе­леное!», «овсень!», «таусень!».

Колядки — разновидность обрядового песенного фольклора — представляли собой величальные или благопожелательные песни, предназначавшиеся всей семье или каждому ее члену в отдельности. Колядки для всей семьи состояли из зачина, основной части и концовки. В зачине говорилось о приходе коляды, в основной части — величались хозяева и их дом, в концовке требовали вознаграждение за своё творчество. После его получения желали счастья в новом году: здоровья, богатства и урожая. Величальные песни, предназначенные отдельному члену семьи — хозяину дома, его жене или детям — восхваляли его многочисленные достоинства и рассказывали о будущей счастливой судьбе.

Колядки начинали исполнять при подходе к дому.

Песня, исполнявшаяся при под­ходе к дому

Уродилась коляда
Накануне Рождества.
За горою за крутою,
За рекою за быстрою.
За горою за крутою,
За рекою за быстрою
Стоят леса дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят пылающие.
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят, колядуют:
«Ой коляда, коляда,
Ты бываешь, коляда,
Накануне Рождества».

Подойдя к дому, начиналось «выкликание коляды», услышав которое хозяева выходили на крыльцо, не приглашая, однако, колядовщиков в дом.

Песня, исполнявшаяся под окном дома

Коляда! Коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком,
Или сена клок, Или вилы в бок.
Тут ходили,
Тут гуляли
Колядовщики, —
Искали коляду
По всем по дворам,
По всем улочкам,
Переулочкам.

Затем начиналось величание хозяина, хозяйки и их детей.

Песня-похвала хозяевам дома

Этот припев повторяется после каждого стиха:

Виноградье красно, зеленое!
Еще ходят же ребята колядовщики.
Виноградье красно, зеленое.

Еще ищут же ребята государева двора,
Государев-то дворец середи Москвы стоит,
Середи Москвы стоит, середь ярманки.
А вокруг его двора стоит железный тын,
А на каждой тынинке по маковке, —
Что по маковке и по золоту кресту.
А сам-то Государь как светел месяц взошел,
А сама-то Государыня как утрення заря,
Малы детоньки, часты звездочки.
Сам-то Государь на крылечко выходил,
На крылечко выходил и по рублику дарил,
А сама-то Государыня по полтине дарила,
Малы деточки по копеечке.

Колядка, адресованная хозяйке дома

Как у кочета головушка краснехонька,
Таусень!
У Степана-то жена хорошохонька.
Она по двору идет, ровно пава плывет.
Она в избушку идет, ровно буря валит,
Впереди-то сидит, ровно свечка горит.
В пологу она лежит, ровно зайка дышит.

После величания колядовщики в шуточной форме требовали вознаградить их за труды. Хозяева подавали им рождественское печенье, которое выпекалось из ржаного теста в виде различных животных — коровок, лошадок овечек, и называлось «козульками».

Песня-пожелание щедрым на подарки хозяевам

Куда конь хвостом,
Туда жито кустом.
Куда коза рогом,
Туда сено стогом.
Сколько дубочков
Столько сыночков.
Сколько осиночек,
Столько свиночек.
Сколько свечек,
Столько овечек.

По традиции ходили колядовать накануне Рождества (в Рождественский сочельник), Васильева дня и Крещения (в Крещенский сочельник).


Игры ряженых. Песни, исполнявшиеся ряжеными на игрищах

Мы уже говорили о том, что Святки были приурочены к дням зимнего солнцеворота (зимнего солнцестояния), когда в природе происходила смена жизненных циклов, разрушался старый и возникал новый миропорядок, и ненадолго воцарялся первозданный хаос. В это время граница между миром живых и миром мёртвых была особенно зыбкой. Отсюда происходит вера в то, что в период Святок не только мертвецы, но и разнообразная нечисть могли беспрепятственно разгуливать по земле, заглядывая в дома к добрым христианам. Обряд ряжения, когда замаскировавшаяся молодёжь, с лицами, измазанными сажей, с шумом, свистом и гамом врывалась в избы односельчан, веселя или пугая окружающих своим видом, как раз и символизировал подобные представления.

Рядиться можно было в кого угодно: в старика, старуху, барина, фельдшера; медведя, коня, козу, быка, журавля или даже в монашку. Ряженые должны были остаться неузнанными, принятыми за «чужих». Нередко ряжеными исполнялись специальные песни.

Песня парня, переодетого монашкой

Пожертвуйте на сальную свечу
Ивану Кузьмичу!
Его-то мощи
Лежат в осиновой роще!
Они там потеют,
Плясать к нам не поспеют!

Ряженые принимали участие в разнообразных святочных играх как развлекательного, так и ритуального характера, среди которых наиболее популярными в народе были игра «в козу и медведя» и игра «в умруна» — покойника.

Игра «в козу и медведя» заключалась в следующем. Один из ряженых, переодетый козой, плясал под звуки песни или балалайки, другой — парень в вывернутом тулупе изображал медведя, неуклюже приплясывавшего вместе с козой. Неожиданно коза с криком падала — «умирала» и также неожиданно вскакивала — «воскресала». После «воскресения» козы пляска продолжалась.

Игра «в умруна» была ритуальной святочной игрой. Ряженые вносили в избу завёрнутого в белый саван парня, с обсыпанным мукой лицом, с зубами, вырезанными из брюквы, и под общий смех бросали его на пол. Затем смеющиеся участники игры оплакивали и отпевали «умруна», пародируя церковный обряд. Внезапно парень вскакивал со своего места и бросался к девушкам, пытаясь их поцеловать. В этот момент присутствующие кричали «Умрун воскрес!». Во время игры её участники могли исполнять разнообразные песни юмористического и пародийного содержания. Вот одна из них.

Песня-молитва парня, переодетого попом

Паки, паки,
Попа съели собаки,
Кабы не дьячки,
Прирвали на тарачки.
Оглушительно.
Поп попадью
Переделал на бадью,
А дьякон дьяконицу
Переделал на сахарницу.
Оглушительно, оглушительно.
— Дьякон, дьякон,
Куды табак спрятал?
— Полторы напойки
В алтаре на полке.
Усмешительно, усмешительно.
— Покури
Да и мне оставь.
А поп забрался в овин
Да и пользовался один.
Оглушительно, оглушительно.
Бедный мужик
Ведет ковать коня в кузницу,
А богатый — в кутьицу.
Усмешительно, усмешительно.
У богатого мужика
На столе золотые ложки,
А у бедного одни плошки.
Оглушительно, оглушительно.
— Дьякон ты, дьякон,
Ты погляди-тко в окошко,
Там не идет ли кто,
Не несет ли чего?
— Идет старуха
Да несет кошель на клюхе.
— Это тебе, господи!
Оглушительно, оглушительно.
У батюшки новое кадило,
Да берегись, чтобы в рыло не всадило.
Оглушительно, оглушительно.
У батюшки кадило новое,
Да цепи-то старые,
Да далеко ли хватит?
Усмешительно, усмешительно!


Гадания девушек. Подблюдные песни

В период Святок, в Святые или Страшные вечера, накануне Рождества, Нового года или Крещения, деревенские девушки собирались к какой-нибудь избе, чтобы погадать о будущем замужестве. При этом ими исполнялись специальные песни, которые называются «подблюдными». Подблюдные песни получили свое название по главному атрибуту гадания — наполненному водой блюду, в которое девушки клали свои украше­ния. Пытаясь узнать свою судьбу, девушки вынимали из блюда украшения под звуки одной из подблюдных песен, однако в начале гадания исполнялось специально предназначенное для этого произведение.

Подблюдная песня, исполнявшаяся в начале гадания

Катилося зерно
По бархату,
Слава!
Еще ли то зерно
Бурмитское.
Прикотилося зерно
Ко яхонту.
Крупен жемчуг
Со яхонтом.
Хорош жених
Со невестою.

Да кому мы спели,
Тому добро!
Кому вынется,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется.

После этого исполнялись короткие пе­сенки, которые в иносказательной форме предвещали счастье или несчастье, богат­ство или бедность, ско­рое замужество или долгое девичество. Под эти песенки, одна за другой, девушки вынимали из блюда украшения. Если девушка вытаскивала своё украшение, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если чужое, то не сбудутся. В этом случае можно было гадать дальше. Вот некоторые образцы подблюдных песен.

Подблюдные песни к свадьбе

1. Куют кузнецы

Куют кузнецы
Золотые венцы.
Диво улиляду!
Кому спели,
Тому добро!

2. Полно те, иголочка

Полно те, иголочка,
В коробочке лежать,
Пора тебе, иголочка,
Дары припасать.
Ладо, ладу,
Кому мы поем,
Тому честь воздаем.

Подблюдные песни к долгому девичеству

1. Сидит кисурка

Сидит кисурка
В печурке,
Ей теплёшенько,
Горячёшенько.

Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.

2. Ай, венички-пошумельнички

Ай, венички-пошумельнички,
Еще повисят,
Еще пошумят,
Слово мое.
Кому вынется —
Правда сбудется,
Слово мое.

Подблюдные песни к богатству

1. Рылся кочеток

Рылся кочеток
На завалинке,
Вырыл кочеток
Жемчужинку.

Кому спели,
Тому добро!

2. Комар пищит

Комар пищит,
Каравай тащит,
Комариха верещит
Гнездо веников тащит.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Слава!

3. За рекой мужики живут богатые

За рекой мужики живут богатые, слава!
Гребут золото лопатою, слава!
Кому песню поем, тому добро, слава!
Тому сбудется, не минуется, слава!

Подблюдные песни к бедности

1. Обулся не так

Обулся не так,
Оболокся не так,
Заехал в ухаб —
Не выехать никак.

Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!

2. Ходит рыжичек

Ходит рыжичек
По лесу,
Ищет рыжичек
Рыжее себя.
Илею, илею!
Кому песню поем,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется,
Илею, илею!

Подблюдная песня к разлуке

Висит полотенце в горенке, —
Придется ль нам с милым утираться им?
Кому поем, тому — с добром,
Кому сбудется — не минуется.


Посиделки, игрища. Посиделочные песни

В период от Рождества до Крещения устраивались посиделки — святочные вечеринки моло­дежи или «игрища», на которых парни и девушки плясали кадриль, лансье и польку, играли на различных музыкальных инструментах и, конечно же, исполняли специальные плясовые, любовные или игровые песни, которые называются «посиделочными». Вот некоторые из них.

Плясовая посиделочная песня

Этот припев повторяется после каждых двух стихов:

Как по лугу, лугу,
По зеленому лугу,
Ай люли, ай люли!
По зеленому лугу.

Разливалася вода,
Растилалася трава,

Растилалась трава,
Трава шелковая.

Как у молодца, молодца
Разгорелися глаза,

Разгорелися глаза,
Что девчонка хороша,

Что девчонка хороша,
Плясать по кругу пошла.

Сама пляшет, рукой машет,
Приаукивает:

«Ау, ау, пастушок,
Ау, миленький дружок,

Ты скотинушку паси, —
Ночевать ко мне ходи!»

Пастух ночку ночевал, —
Он овечку потерял,

Как другую ночевал, —
Со ярочкою.

«Кабы знала молода,
Не манила б пастушка,

А сама бы стерегла,
Про себя бы берегла.

Ай люли, ай люли!
Про себя бы берегла».

Любовная посиделочная песня

Вот как девица садочком шла,
Раскрасавица зелененьким.
На ней платьице белеется,
Полушалочек алеется.
На головушке розовый цветок,
Во правой руке немецкий веерок.
Веерочком помахивает,
Добрый молодец поглядывает:
«Ах ты верная, любезная моя!
Красота неоцененная твоя!
Уж я сколько бесед обошел,
Тебя лучше и краше не нашел.
Хоть и лучше и краше тебя есть,
В моем сердце желанной из тех нет».

В репертуаре посиделочных песен были также и песни литературного происхождения, популярные у молодежи последней трети XIX в. — «Скакал казак через долину», «Вечер поздно из лесочка», «Бывали дни веселые» и многие другие.

Песня литературного происхождения

Бывали дни веселые,
Гулял я, молодец,
Не знал тоски-кручинушки,
Как вольный удалец.

Бывало, вспашешь пашенку,
Лошадок запряжешь,
И сам тропой знакомою
В заветный дом пойдешь.

Она, моя желанная,
Красавица моя,
Глаза полуоткрытые,
Румяна и бела.

Остался в одиночестве,
Я точно опьянел,
И всю ту ночку темную
В раздумье просидел.

Блеснула мысль злодейская,
Впотьмах нашел топор,
Простился с отцом, с матерью
И вышел через двор.

Иду, а ночка темная,
Вдали ручей журчит.
И дело совершилося,
Теперь я стал злодей.

Теперь в Сибирь на каторгу
Угонят молодца
За девку черноокую,
За черта за купца.

Источник: Шангина И. И. Русские традиционные праздники. СПб., 1997.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике История, Народная песня, Народный календарь, Русская музыка с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>