«Царь Салтан» в Мариинском театре
Опера «Сказка о царе Салтане» относится к числу наиболее значительных произведений, написанных русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым (1844—1908) в последние годы жизни.
«Сказка о царе Салтане» была создана Римским-Корсаковым летом 1899 года, когда в России повсеместно отмечалось столетие со дня рождения А. С. Пушкина. Соавтор композитора — Владимир Бельский (1866—1946) взял за основу одноимённую сказку и «начал писать свое превосходное либретто, пользуясь, по мере возможности, Пушкиным и художественно и умело подделываясь под него». Последняя картина «Сказки о царе Салтане» датирована в автографе партитуры «19 января 1900 г.», а первое представление состоялось 21 октября (2 ноября по старому стилю) 1900 г. на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра. Вот как отозвался Римский-Корсаков об этой постановке в своей автобиографической книге «Летопись моей музыкальной жизни».
В дальнейшем «Сказка о царе Салтане» с успехом ставилась не только в Москве, но и в Петербурге. В 1902 году появилась постановка Петербургской консерватории, в 1906 — Оперного театра Зимина. Однако на сцене императорских театров премьера оперы состоялась лишь спустя 13 лет после её создания (в 1913-м — в Большом, в 1915-м — в Мариинском театре). В советское время были осуществлены постановки в Москве (1959, 1986), Ленинграде (1930, 1937), Риге (1947), Куйбышеве (1959), Фрунзе (1964) и других городах Советского Союза.
В современной России опера вошла в репертуар Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1997), Московского детского музыкального театра им. Наталии Сац, а также Ростовского музыкального театра. Не остался в стороне и Мариинский театр, с деятельностью которого во многом было связано творчество Римского-Корсакова.
Нынешняя сценическая версия сказки, входящая в репертуар театра, была создана в 2005 году Александром Петровым. Сама по себе постановка красива и зрелищна. Радует и то, что к воплощению на сцене сказочного сюжета режиссёр отнёсся также бережно, как некогда Владимир Бельский к тексту Пушкина. В результате получился хороший спектакль, в котором режиссура, свет, декорации и костюмы, созданные, кстати говоря, по мотивам эскизов Ивана Билибина, прекрасно гармонирует с замечательной музыкой Римского-Корсакова.