Стихотворения Алексея Толстого, ставшие песнями

5 сентября исполняется 205 лет со дня рождения русского поэта Алексея Константиновича Толстого (1817—1875).


Алексей Толстой и русская песня

русский поэт Алексей Толстой

Алексей Константинович Толстой (1817—1875), русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман «Князь Серебряный» (опубликован в 1863), драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).

На тексты Алексея Константиновича Толстого (1817—1875) написано большое количество романсов (свыше 80 произведений). Некоторые стихотворения привлекали композиторов неоднократно: «Горними тихо летела душа небесами…» (А. Аренский, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, Кёнеман и другие), «Дробится, и плещет, и брызжет волна…» (Ц. Кюи, Н. Римский-Корсаков, А. Рубинштейн и другие), «Коль любить, так без рассудку…», «На нивы желтые нисходит тишина…» (А. Аренский, Ф. Бенуа, В. Бюцов, Ф. Блуменфельд, Панченко, А. Гречанинов, Ц. Кюи, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, Н. Черепнин и многие другие), «Не верь мне, друг…» (Ф. Блуменфельд, А. Гречанинов, Ц. Кюи, Н. Римский-Корсаков, А. Танеев, П. Чайковский, С. Рахманинов и другие), «Не ветер, вея с высоты…» (Ф. Блуменфельд, С. Донауров, Г. Катуар, Н. Римский-Корсаков, А. Рубинштейн, Н. Амани, С. Танеев и другие), «О, если б ты могла…» (Бенуа, С. Блуменфельд, Ф. Блуменфельд, Римский-Корсаков, Чайковский), «Острою секирой ранена береза…» (А. Алфераки, П. Бларамберг, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, Н. Ладухин, В. Ребиков, Стрельников), «Ходит Спесь, надуваючись…» (А. Бородин, В. Золотарев, Викт. Калинников, М. Мусоргский, Стрельников и другие).

Наиболее удачное воплощение поэзия Толстого получила у Чайковского (11 романсов и два дуэта, особенно «Средь шумного бала…», «То было раннею весной…», «На нивы желтые…»), у Н. Римского-Корсакова (13 романсов, особенно «Звонче жаворонка пенье…», «Дробится, и плещет, и брызжет волна…», «О, если б ты могла…»), у С. Танеева (кантата «Иоанн Дамаскин»), у М. Мусоргского («Горними тихо летела душа небесами…», «Ходит Спесь, надуваючись…»), у Ц. Кюи («В колокол, мирно дремавший…»), у А. Рубинштейна (цикл из 12 романсов, особенно «Дробится, и плещет, и брызжет волна…», «Не ветер, вея с высоты…», «Звонче жаворонка пенье…», «Вздымаются волны как горы…»).

На тексты Толстого, кроме называвшихся уже композиторов, музыку писали также Ф. Акименко, С. Василенко, Р. Глиэр, Б. Гродзкий, С. Ляпунов, Н. Соколов, Г. Катуар, И. Сац, Вас. Калинников, Н. Щербачев и другие.

Кроме публикуемых текстов в песенниках встречаются: «Благословляю вас, леса…» (отрывок — первые 17 строк — из поэмы «Иоанн Дамаскин», музыка Чайковского), «Гаснут дальней Альпухарры…» (серенада Дон-Жуана из поэмы «Дон-Жуан», музыка Чайковского, Ф. Блуменфельда), «Кабы знала я, кабы ведала…» (музыка А. Рубинштейна, Чайковского), «Милый друг, тебе не спится…», «Грешница», «Ой стоги, стоги…», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» (музыка Бюцова и Кюи), «Благоразумие», «Богатырь», «Ты помнишь ли, Мария…», «Ты не спрашивай, не распытывай…» (музыка А. Аренского, К. Давыдова, А. Лядова, В. Пасхалова), «Ходит Спесь, надуваючись…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взгляде…» (1-я и 5-я строфы, музыка Чайковского, Ф. Блуменфельда).

Текст стихотворений приводится по Собранию сочинений, т. 1, М., 1963.

Источник: Песни и романсы русских поэтов. Библиотека поэта. Большая серия. Москва-Ленинград, 1965


Песни на стихи Алексея Толстого. Список

496. Колокольчики мои…
497. Средь шумного бала…
498. Коль любить, так без рассудку…
499. Ой, каб Волга-матушка да вспять побежала!..
500. То было раннею весной…
501. Колодники


Тексты песен на стихи Алексея Толстого

496. Колокольчики мои

Колокольчики мои,
 Цветики степные!
Что глядите на меня,
 Темно-голубые?
И о чем звените вы
 В день веселый мая,
Средь некошеной травы
 Головой качая?

Конь несет меня стрелой
 На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
 Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,
 Цветики степные!
Не кляните вы меня,
 Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,
 Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
 Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
 Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой,
 А куда? не знаю!

Он ученым ездоком
 Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
 Вырос в чистом поле;
И не блешет, как огонь,
 Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,
 Дикий, непокорный!

Есть нам, конь, с тобой простор!
 Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опор
 К цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?
 Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек —
 Знает бог единый!..

Упаду ль на солончак
 Умирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,
 С бритой головою,
Молча свой натянет лук,
 Лежа под травою,
И меня догонит вдруг
 Медною стрелою?

Иль влетим мы в светлый град
 Со кремлем престольным?
Чудно улицы гудят
 Гулом колокольным,
И на площади народ,
 В шумном ожиданья,
Видит: с запада идет
 Светлое посланье.

В кунтушах и в чекменях,
 С чубами, с усами,
Гости едут на конях,
 Машут булавами,
Подбочась, за строем строй
 Чинно выступает,
Рукава их за спиной
 Ветер раздувает.

И хозяин на крыльцо
 Вышел величавый;
Его светлое лицо
 Блещет новой славой;
Всех его исполнил вид
 И любви и страха,
На челе его горит
 Шапка Мономаха.

«Хлеб да соль! И в добрый час! —
 Говорит державный.—
Долго, дети, ждал я вас
 В город православный!»
И они ему в ответ:
 «Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних лет
 Чаем господина!»

Громче звон колоколов,
 Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,
 Мед и брага льются,
Шум летит на дальний юг
 К турке и к венгерцу —
И ковшей славянских звук
 Немцам не по сердцу!

Гой вы, цветики мои,
 Цветики степные!
Что глядите на меня,
 Темно-голубые?
И о чем грустите вы
 В день веселый мая,
Средь некошеной травы
 Головой качая?

1840-е годы

Впервые опубликовано в журнале «Современник», 1854, № 4, с. 129, без 6—11-й строф. В песенниках встречается с 1870-х годов («Полный русский песенник…», М., 1879) до 1915 г. Музыка Альбрехта, Анцева, Булахова, Конюса, Чугринова. Обычно поются первые три строфы.

К списку песен


497. Средь шумного бала

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

1851

Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки», 1856, № 5, с. 59. В песенниках встречается с 1870-х годов («Полный русский песенник…», М., 1879). Широкой популярностью пользуется романс Чайковского (1878). Музыка также Б. Шереметьева, Шефера. Упоминается: А. Куприн, «Молох», гл. 4. Стихотворение вызвано знакомством Толстого с его будущей женой Софьей Андреевной Миллер, урожденной Бахметевой.

К списку песен


498. Коль любить, так без рассудку

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

<1854>

Впервые опубликовано в журнале «Современник», 1854, № 4, с. 133. В песенниках встречается с начала XX в. («Русская песня», 1908, ч. 4), иногда как цыганская. Музыка И. Бородина, Глиэра, Золотарева, Речкунова, А. Рубинштейна, Симона, Соловьева, Чумаковой, Юферова, Черепнина (хор).

К списку песен


499. Ой, каб Волга-матушка да вспять побежала!

Ой, каб Волга-матушка да вспять побежала!
Кабы можно, братцы, начать жить сначала!
Ой, кабы зимою цветы расцветали!
Кабы мы любили да не разлюбляли!
Кабы дно морское достать да измерить!
Кабы можно, братцы, красным девкам верить!
Ой, кабы все бабы были б молодицы!
Кабы в полугаре поменьше водицы!
Кабы всегда чарка доходила до рту!
Да кабы приказных по боку да к черту!
Да кабы звенели завсегда карманы!
Да кабы нам, братцы, да свои кафтаны!
Да кабы голодный всякий день обедал!
Да батюшка б царь наш всю правду бы ведал!

5 декабря 1855

Впервые опубликовано в журнале «Современник», 1856, № 2, с. 274. В песенниках встречается с 1890-х годов («Собрание романсов, народных и военных песен», М., 1891). Музыка Абисова, Базилевского, Главача, Морозова, Пергамента, Блейхмана (хор), Кюи, Панченко (хор), Чеснокова (хор), Ренчицкого, Тидемана.

К списку песен


500. То было раннею весной

То было раннею весной,
 Трава едва всходила,
Ручьи текли, не парил зной,
 И зелень рощ сквозила;

Труба пастушья поутру
 Еще не пела звонко,
И в завитках еще в бору
 Был папоротник тонкий.

То было раннею весной,
 В тени берез то было,
Когда с улыбкой предо мной
 Ты очи опустила.

То на любовь мою в ответ
 Ты опустила вежды —
О жизнь! о лес! о солнца свет!
 О юность! о надежды!

И плакал я перед тобой,
 На лик твой глядя милый, —
То было раннею весной,
 В тени берез то было!

То было в утро наших лет —
 О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!
 О свежий дух березы!

20 мая 1871

Впервые опубликовано в журнале «Вестник Европы», 1871, № 12, с. 604. В песенниках встречается в начале XX в. («Либретто», 1904). Известен романс Чайковского (1878), написанный в стиле пасторали. Музыка также Римского-Корсакова, Поталовского, Ригельмана, Шефера. Навеяно стихотворением Гейне «Mailied».

К списку песен


501. Колодники

Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль,—
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.

Идут они с бритыми лбами,
Шагают вперед тяжело,
Угрюмые сдвинули брови,
На сердце раздумье легло.

Идут с ними длинные тени,
Две клячи телегу везут,
Лениво сгибая колени,
Конвойные с ними идут.

«Что, братцы, затянемте песню,
Забудем лихую беду!
Уж, видно, такая невзгода
Написана нам на роду!»

И вот повели, затянули,
Поют, заливаясь, они
Про Волги широкой раздолье,
Про даром минувшие дни,

Поют про свободные степи,
Про дикую волю поют,
День меркнет всё боле, — а цепи
Дорогу метут да метут…

Впервые опубликовано в журнале «Вестник Европы», 1876, № 2, с. 710. В песенниках встречается с начала XX в. («Бродяга. Новый песенник», М., 1909). Музыка Гречанинова, Гена, Лопухина, Лишина, Н. Соколова (хор), Маныкина-Невструева, Голова, Энгеля. Стало популярной песней, особенно в среде революционеров и политических ссыльных. В устном исполнении после каждой строфы припев:

Динь-бом, динь-бом —
Слышен звон кандальный,
Динь-бом, динь-бом —
Путь сибирский дальний,
Динь-бом, динь-бом —
Слышно, как идут (вариант: там и тут) —
Нашего товарища на каторгу ведут.

Песенные варианты встречаются в сборниках «Песни подполья», Л., 1924, с. 6—8; «Песни каторги и ссылки», М., 1930 с. 40; «Фольклор семейских», с. 283.

К списку песен


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Русская песня с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>