Наверное, самым популярным массовым жанром кинематографа является «боевик», жанр весьма непритязательный, созданный по определённому шаблону, и поэтому, как правило, не вызывающий интереса интеллектуальной публики. А зря!
Конечно, с точки зрения высокого искусства здесь, как говорится, нечего ловить, но если посмотреть на боевики с другой стороны, с точки зрения менталитета той или иной нации, проблема сразу же приобретает необходимую глубину и неоднозначность.
Каков принцип построения сюжетной линии боевика?
Немного раздолбаистый главный герой, наделённый всевозможными положительными качествами, плюс препятствия, подчас непреодолимые, которые он с трудом или легко преодолевает, чтобы, в конце концов, поубивать всех злодеев и выйти из многих катаклизмов победителем.
Такова основная канва повествования, различаются, от страны к стране, детали, которые, собственно, и говорят нам о том, что массовый зритель считает, если не соответствующим действительности, то хотя бы возможным в принципе, то есть об одном из аспектов национального менталитета.
Приведём конкретный пример, типичный для боевиков.
Главный герой без оружия пытается убежать от преследователей, петляет по улицам какого-либо города, и вдруг (как и положено в данном жанре) перед ним — тупик и гладкая стена высоченного дома.
Как поведёт себя персонаж американского фильма? Наверное, в самый последний момент выяснится, что на крышу незаметно пробрался тайный друг главного героя, который и сбросит заветный автомат или пулемёт для уничтожения злодеев.
Европеец попытается поссорить между собой или склонить на свою сторону врагов, а потом незаметно раствориться среди населения близлежащих улиц.
А китаец? Китаец (это я видел собственными глазами), не прекращая бега, ВЗБЕРЁТСЯ ПО ВЕРТИКАЛЬНОЙ СТЕНЕ.