Как все-таки стремглав мельчает человечество

От Михаила Бакунина до Бориса Акунина

Популярный детективщик Борис Акунин, он же — Григорий Чхартишвили, отказался принять участие в Российском литературном собрании в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы, мотивируя свой отказ тем, что на этом собрании будет присутствовать президент Российской Федерации — Владимир Путин, а ему — Борису Акунину — не хочется «находиться поблизости от правителя, просто даже в одном с ним помещении» и «изображать кордебалет» «пока в стране есть политзаключенные».

плакат времён Советского Союза. советский плакат «Не лги никогда!»

Советский плакат «Не лги никогда!». Художник Галина Шубина (1965)

Пока в стране есть политзаключенные, находиться поблизости от правителя, просто даже в одном с ним помещении, я не могу. Это означало бы, что я считаю для себя возможным внимать речам о прекрасном, исходящим от человека, который держит в тюрьме людей за их политические убеждения.

Нет, не считаю.

Я с удовольствием пообщаюсь с Путиным на темы литературы и чтения после того, как всех «политических» выпустят. Вот обещают скорую амнистию. Посмотрим, распространится ли она на узников 6 мая. Посмотрим, затеется ли третье дело Ходорковского. Посмотрим, отпустят ли Надежду Толоконникову  и Марию Алехину.

А пока — нет, невозможно. Изображая кордебалет вокруг авторитарного правителя, писатель, да и всякий публичный человек, тем самым как бы соглашается с его методами правления.

Далее Акунин добавляет, что кому-то его «позиция покажется вздорной или чистоплюйской». Как же он ошибается! Не вздорной или чистоплюйской, а лукавой!

В Интернет-рецензиях на заявление уважаемого писателя, обсуждаются самые разнообразные проблемы — зачем ему нужны такие демарши, правильно или неправильно обоснован отказ, однако все без исключения рецензенты уверены в том, что Акунин говорит неискренно, т.е., попросту говоря, лукавит, и ни мнимые политзаключённые, ни авторитарный правитель и его режим не имеют для Акунина никакого значения. А если так, то закономерно встаёт вопрос — что же имеет, и к чему вся эта пустопорожняя болтовня и дешёвая риторика?

Некоторые утверждают, что всё дело в дополнительной возможности пропиариться, повысить цитируемость в СМИ и, как результат, увеличить продажи своих произведений. Конечно, увеличение продаж в наше время не самый последний мотив для любых телодвижений, однако, на мой взгляд, причина вовсе не в этом.

Как беллетрист коммерческого пошиба Григорий Шалвович вполне успешен: огромные тиражи, повсеместное употребление литпродукции, востребованность в киноиндустрии. А как русский писатель? Вряд ли.

Для того чтобы «глаголом жечь сердца людей» недостаточно лихо закрученного сюжета и обаятельного героя а-ля Шерлок Холмс. Нужно ещё «в свой жестокий век восславить Свободу» и «призывать милость к падшим», но жизнь в обособленном от простого народа виртуальном пространстве никаких возможностей для этого не предоставляет. А так хочется на шестом десятке, чтобы тебе, как в рассказе Куприна, простые люди пропели «многая лета» вместо предписываемого властью «анафема». Так хочется. Поэтому и появляется игра в оппозиционно настроенную к власти интеллигенцию, эдакая мышиная возня в лучших традициях отечественной псевдокультуры. Посмотрите, вот — новая совесть нации! Мы не хуже тех, что были!

Поживём — увидим. А сейчас ясно лишь одно, господа хорошие: масштаб-то у вас не тот. И Борис Акунин также мало походит на Льва Толстого, как «Запорожец» на «Мерседес».

Только я подумал: как все-таки стремглав мельчает человечество. От блистательной царицы Тамары — до этой вот Тамарочки. От Франсиско Гойи — до его соплеменника и тезки генерала Франко. От Гая Юлия Цезаря — к Цезарю Кюи, а от него уж совсем — к Цезарю Солодарю. От гуманиста Короленко — до прокурора Крыленко. Да и что Короленко? Если от Иммануила Канта — до «Слепого музыканта». А от Витуса Беринга — к Герману Герингу. А от псалмопевца Давида — к Давиду Тухманову.

Так написал Венедикт Ерофеев.

«А от Михаила Бакунина до Бориса Акунина», — добавим мы.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Наша жизнь с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Как все-таки стремглав мельчает человечество

  1. АЛЕКСАНДР говорит:

    ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН С ВАМИ! Мышиная возня – вокруг России, многим неймется и хочется… Неужто не видно!? Чем больше они все “голосят”, – тем больше видна Иудина их сущность! Или за дураков нас всех они принимают? А что будет, если такие доберутся до Власти? Страшно подумать… Б.Акунин просто жалок в своей “болезни” нести понос, Но и быть художником.

    • Спасибо за комментарий!
      Действительно, все эти ребята с «Иудиной сущностью» считают, что вокруг них — быдло, совки, нищеброды и т.д. и т.п., а они призваны возвышаться над убогой человеческой массой, наставлять на путь истинный. Но это их проблемы. Радует то, что никто эти козьи потягушки на гениальность и нравственный авторитет не воспринимает всерьёз.

  2. Катерина говорит:

    Неужели эти, больные на голову, люди: Б.Акунин, Ф.Бэкон, Марат Гельман, “оппозиция”, “несогласные” и др. – убеждены, что все Мы, россияне, – темные, забитые и отсталые людишки? Смешно слушать и смотреть… Чего тогда здесь хорошо кормятся и живут припеваючи? На Запад гнать их всех! Пусть там побираются, подачки просят! Без них – кислороду больше будет!

    • К сожалению, убеждены, потому что видят, как народ принимает за чистую монету низкопробную интеллектуальную продукцию разных публичных людей — дебильные телепередачи, тошнотворную музыку и лживые политические заявления. Думаю, если «убить в себе телевизор», масштаб проблемы будет намного меньшим. А на Западе они никому не нужны, там своих деятелей хватает.

  3. ВИКТОР говорит:

    Про Ленина – ГЕНИАЛЬНО! Всё верно! К чему пришли? Что имеем? Как жить дальше? Кому верить? Эти вопросы не спрячешь…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>