Из истории гитары

Краткая история гитары и ее современное состояние

эстрадная гитара

Так выглядит современная эстрадная гитара

Гитара является, как известно, национальным испанским инструментом. До сих пор источники происхождения гитары в точности не установлены. Надо предполагать, что прототипом ее является ассиро-вавилонская кефара или египетская кифа­ра. Она могла быть занесена на Пиренейский по­луостров римлянами (латинская гитара) или ара­бами (мавританская гитара). На первой играли приемом «пунтеадо», то есть щипком, на второй, обладавшей более резкой звучностью, играли при­емом «расгеадо», то есть бряцанием по струнам всеми пальцами правой руки.

Гитара современного типа, или во всяком слу­чае близкого к нему, произошла, надо думать, от слияния этих двух разновидностей древней кифары не ранее XVI века. Косвенное указание на это двойственное происхождение гитары мы имеем в различной манере игры на ней и по настоящее вре­мя: народной — «расгеадо», — происходящей от иг­ры на мавританской гитаре, и профессиональной — «пунтэадо», — ведущей происхождение от латин­ской гитары.

К моменту проникновения в другие европей­ские страны (XVI—XVII века) гитара имела пять струн, настроенные в квартовом соотношении, как и родственная ей лютня. Не установлено точно, в Германии или Италии произошло прибавление ше­стой струны. В таком окончательно сформировав­шемся виде гитара приобрела права серьезного инструмента. На базе этого увеличения ее музыкаль­ных возможностей шестиструнная гитара пережила эпоху своего первого расцвета (с конца XVIII и до середины XIX века). За этот период гитара выдви­нула целый ряд блестящих виртуозов и композито­ров, как, например, испанцы Агуадо и Сор и италь­янцы Джулиани, Леньяни, Каркасси, Карулли, Зани-де-Фераити, Регонди, Моретти и другие. Кон­цертная деятельность этих гитаристов в европей­ских странах подняла гитару на высокий професси­ональный уровень и снискала ей многочисленных приверженцев из числа крупнейших музыкантов, поэтов и писателей. Одни из них — как композито­ры Монтеверди, Россини, Гретри, Обер, Доницет­ти, Верди, Масснэ — использовали гитару в своих операх; другие — как композиторы Люлли, Вебер, Диабеллли, Берлиоз, Гуно — сами играли на гитаре; третьи, наконец, как Глинка, Чайковский любили слушать гитару. Особо следует отметить, что зна­менитый скрипач Паганини был в то же время прекрасным гитаристом и написал для гитары ряд произведений. Поэты и писатели, как Гете, Кер­нер, Ленау, Байрон, Шелли, Державин, Пушкин, Лермонтов, Л. Толстой, Бодлер и многие другие любили гитару и посвятили ей не одну страницу в своих произведениях.

Расцвет гитары, продолжавшийся почти до кон­ца XIX столетия, сменился ее упадком, главным образом благодаря появлению фортепиано. Однако с начала XX века мы наблюдаем период нового расцвета гитары, вызванный, по-видимому, изме­нением отношения широкой публики к ней, как к старинному и одному из наиболее выразительных народных инструментов. В результате появил­ся ряд исключительно одаренных гитаристов-вир­туозов, преимущественно испанцев (Таррега, Льобет, Сеговия, Пухоль и другие), которые довели до совершенства искусство игры на гитаре и поста­вили гитару наравне с другими традиционными сольными инструментами. И снова, как в эпоху первого расцвета, гитара привлекает к себе много­численных друзей из числа виднейших композито­ров, таких как Турина, Мануэль де-Фалья, Понсе, Руссель и других.

В нашей стране широко была распространена наряду с шестиструнной гитарой ее разновид­ность — гитара семиструнная, преимущественно с терцовым строем.

Источник: П. Агафошин. Школа игры не шестиструнной гитаре

Маленькая пьеска для классической гитары

Современное произведение для классической гитары

Запись опубликована в рубрике История, Музыка с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>