В наше время практически невозможно представить себе русскую народную песню без семиструнной гитары. Однако завоевала она популярность, вытеснив из обихода городского населения балалайку, сравнительно недавно — в XIX веке. С тех пор каждый человек, одарённый музыкальными способностями наряду с любовью к народной песне и русской культуре, отдаёт дань этому замечательному музыкальному инструменту, хотя, конечно, на сегодняшний день шестиструнная гитара намного более востребована и популярна как среди профессионалов эстрады, так и в кругу музыкальных любителей.
Данный пост посвящён некоторым аспектам истории семиструнной гитары в России.
Русские музыканты и семиструнная гитара
Гитара была излюбленным инструментом многих известных русских музыкантов. А. Алябьев, А. Варламов, А. Жилин, И. Хандошкин и многие другие деятели отечественной музыкальной культуры XVIII—XIX веков отдавали предпочтение русской семиструнной гитаре. В этой статье мы расскажем лишь о некоторых из них: Г. А. Рачинском, А. Е. Варламове, А. А. Алябьеве, П. А. Булахове, О. А. Петрове.
Гаврила Андреевич Рачинский
Гаврила Андреевич Рачинский (1777—1843) родился в городе Новгород-Северском, на Украине. Замечательный скрипач и композитор, он очень любил семиструнную гитару, часто играл на ней в концертах, сочинял вариации и пьесы. В течение многих лет жизнь Рачинского была связана с Москвой. В 1795—1797 годах он учился в гимназии при Московском университете, а затем довольно длительное время работал там же учителем музыки. С 1823 по 1840 год Г. Рачинский вновь в Москве. Именно в этот период он неоднократно гастролировал в Петербурге и других городах России, что принесло ему славу выдающегося артиста.
Характерно, что еще в 1817 году в «Московских ведомостях» (№№ 24 и 27) Г. Рачинский уведомлял о подписке на издание своих двадцати произведений для скрипки и семиструнной гитары. Среди десяти гитарных сочинений упоминались два вариационных цикла на темы русских народных песен «Я по цветикам ходила» и «Молодка молодая», а также пять полонезов, вальс, марш и фантазия. Но издать их по неизвестным нам причинам не удалось.
Человек разносторонней культуры, «вольтерьянец», как тогда говорили, Г. Рачинский был близок московским литературным кругам, в которых его имя было весьма популярно. На различных литературных вечерах он часто играл вариации на темы русских и украинских народных песен. На одном из таких вечеров, посвященном памяти поэта и драматурга Н. Н. Николева (его стихи легли в основу таких популярных песен, как «Взвейся выше, понесися», «Вечерком румяну зорю»), Г. Рачинский исполнил свои произведения и на скрипке, и на гитаре. Собравшиеся в доме воспитанника поэта И. Маслова, большого поклонника семиструнной гитары, автора сочинений для нее, были восхищены мастерством музыканта. «В тот вечер,— отмечалось в журнале „Сын Отечества” (1817, № 9),— скрипка в руках Рачинского и самая гитара одушевлялись под его перстами и заставляли ему удивляться».
Известно, что замечательным музыкантом были созданы для семиструнной гитары фантазии «Вечор был я на почтовом дворе» и «На берегу Десны».
Александр Егорович Варламов
Прекрасно владел гитарой творец многих популярнейших романсов Александр Егорович Варламов (1801—1848). У него рано проявилась музыкальная одаренность: самостоятельно мальчик научился играть на фортепиано, скрипке, виолончели, гитаре. В десятилетнем возрасте отец отправил его в Петербург, где он был зачислен в штат Придворной певческой капеллы малолетним певчим. Заметив прекрасные способности мальчика, директор капеллы, выдающийся русский композитор Д. Бортнянский, стал руководить его занятиями. По признанию самого А. Варламова, именно Д. Бортнянскому он обязан прекрасной вокальной школой и тонким знанием вокального искусства. Завершив музыкальное образование, А. Варламов в течение четырех лет служил учителем певчих в церкви при русском посольстве в Гааге. Здесь он уже выступает не только в качестве певца, но и гитариста. 19 февраля 1851 года петербургская газета «Северная пчела» в статье «Воспоминания о А. Е. Варламове» писала: «В другом концерте (в Брюсселе) из угождения артисту, дававшему концерт, (он) сыграл на гитаре Вариации Роде. Чистота и беглость игры на мелодическом инструменте, для многих слушателей того времени неизвестном, возбудили громкие рукоплескания; на другой день во французских брюссельских газетах было помещено выражение общей благодарности за доставленное публике удовольствие». Его выступление в Гааге было не единственным, в дальнейшем, уже в России, он нередко выступал как гитарист в концертах и в домашнем кругу.
В 1823 году Варламов возвратился на родину. На жизнь он зарабатывает уроками в различных учебных заведениях и частных домах. В это время композитор много сочиняет, часто исполняет свои романсы в концертах и в дружеском кругу, но не издает их. С 1832 года, получив место капельмейстера и «композитора музыки» Московских императорских театров, он поселился в Москве. Здесь Варламов находит признание и поддержку в московской артистической среде. Его талант ценили знаменитый трагик П. С. Мочалов, сам певец и сочинитель песен; поэт и актер Н. Г. Цыганков, на слова которого А. Варламов написал ряд своих романсов; М. С. Щепкин, А. Н. Верстовский и другие деятели русской культуры.
Вышедший в 1833 году в Москве сборник романсов композитора принес ему громкую славу. Песни его распространялись с необычайной быстротой и пелись представителями всех сословий. Особенно прославился романс А. Варламова «Красный сарафан», который звучал, по словам композитора Н. Титова, «и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика».
А. Варламов написал около 150 романсов, большинство на слова русских поэтов, некоторые на народные и собственные тексты. Характерно, что фактура сопровождения многих его романсов сугубо «гитарная», ибо этот инструмент был им особенно любим. А. Варламов сочинял не только романсы, но и театральную и балетную музыку.
Последние годы жизни композитора связаны с Петербургом. Здесь он работал над сборником народных песен «Русский певец», так и оставшимся незавершенным. В 1848 году А. Варламов скоропостижно скончался. В Музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве хранится рукопись сочинения Варламова для голоса в сопровождении семиструнной гитары.
Александр Александрович Алябьев
Для гитары писал и разносторонне одаренный композитор Александр Александрович Алябьев (1787—1851). Многие творения его вокальной лирики намного опередили свою эпоху. Он обогатил русскую музыку новым содержанием, отразил в ней лучшие, прогрессивные устремления. Передовой человек своего времени, участник Отечественной войны 1812 года, он привнес в русскую вокальную лирику мотивы, присущие гражданской поэтике декабристов, мотивы патриотизма, любви к свободе, думы о тяжелой доле народа, сочувствие угнетенным. Многие его произведения стали явлением непреходящей ценности.
Среди его друзей — будущие декабристы А. Бестужев-Марлинский, П. Муханов, Ф. Глинка; писатели А. Грибоедов, В. Даль, В. Одоевский, знаменитый поэт-партизан Д. Давыдов; композиторы А. Верстовский и М. Виельгорский.
Творческое наследие Алябьева велико: 6 опер, 20 водевилей, множество произведений для оркестра и камерных ансамблей, фортепианные пьесы, хоровые произведения, свыше 150 романсов. Будучи прекрасным знатоком семиструнной гитары, он мастерски аранжировал для нее и оркестра произведения А. Сихры и С. Аксенова. Они были впервые исполнены гитаристом-концертантом В. Свинцовым в 1827 году1. В свою очередь, гитаристы делали блестящие обработки романсов Алябьева.
П. А. Булахов. В. И. Радивилов
Играл на семиструнной гитаре и Петр Александрович Булахов (ок. 1793—1835), отец автора многих популярных романсов П. П. Булахова. Он жил в Москве, был замечательным певцом. Хорошо владея гитарой, часто аккомпанировал себе в концертах.
Интересные аранжировки для гитары с оркестром принадлежат В. И. Радивилову, известному скрипачу и балалаечнику. Так, 2 апреля 1836 года он в дуэте с П. Дельвигом, учеником М. Высотского, играл свое сочинение для скрипки и гитары с оркестром. В том же концерте Дельвиг на семиструнной гитаре исполнил вариации на тему русской песни «Скажу, матушка, голова болит».
Михаил Иванович Глинка
Интересовался гитарой и основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка. Его знакомство с испанским фольклором во время путешествия по Испании в 1845 году состоялось во многом благодаря испанским гитаристам. Наигрыши Ф. Кастильо и особенно Ф. Мурсиано, которого М. Глинка назвал «удивительным гитаристом», послужили ему материалом для создания таких замечательных произведений, как «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота».
М. Глинка не только хорошо знал гитару и многих гитаристов, но и сам играл на ней. Известный композитор и пианист А. Дюбюк вспоминал: «Михаил Иванович Глинка часто слушал игру О. А (знаменитого оперного певца О. А. Петрова, ученика Сихры), случалось, что сам брал гитару и подбирал на ней аккорды»2.
Осип Афанасьевич Петров
Интересно, что выдающийся певец Осип Афанасьевич Петров (1807—1878) был незаурядным гитаристом, учившимся у А. Сихры. О несомненном признании его достижений свидетельствует тот факт, что А. Сихра поместил его аранжировку этюда Габербира в свою Школу. О. Петров научился играть на гитаре еще в раннем детстве. Любопытные факты об этом, а также о бытовании гитары в российской провинции, приводит В. Ястребов: «Следует полагать, что Петров еще в погребке выучился играть на гитаре… Гитара пользовалась тогда общей любовью городского населения и только около 1830 года уступила место гармонике. Иные гитаристы доходили до замечательного совершенства и приобрели знаменитость на несколько губерний; к таким известным игрокам принадлежал и Кладовщиков, привозивший в Елизаветград вина с Дона; сам он познакомился с этим искусством в Москве у какого-то местного виртуоза (у М. Высотского — А. Ш., Л. М.), а от него… научился Петров и научился так хорошо, что на целый город не было лучшего гитариста: „ Пальцы у него бегали по струнам как живые, по выражению одного елизаветградского знакомого Осипа Афанасьевича”»3.
Конечно, погребок дядюшки был не местом для одаренного юноши. Случай сводит его с заезжей театральной труппой, в которую он и поступает в 1826 году. 10 октября 1830 года состоялся дебют Петрова на сцене Мариинского театра в Петербурге. Трудолюбие и талант вскоре сделали О. А. Петрова одним из лучших исполнителей оперных партий.
Великий певец любил гитару до конца своей жизни. В Петербурге он стал учеником А. Сихры, имея самые серьезные намерения в отношении гитары. Дружеские отношения связывали его с В. Морковым, В. Саренко и другими гитаристами.
Семиструнная гитара оказала большое влияние на становление русской романсовой лирики. В сопровождении гитары пелись романсы и в великосветском салоне, и в скромном жилище мастерового, а иногда и в крестьянской избе!
Определенное влияние семиструнная гитара оказала и на русскую фортепианную музыку, особенно четко это прослеживается в творчестве А. Дюбюка, который под впечатлением от игры М. Высотского начал активно разрабатывать фольклорный материал.
Конец XVIII—середина XIX столетий — время расцвета искусства игры на семиструнной гитаре, уникальный культурный пласт непреходящей ценности.
Примечания
1 См.: Дамский журнал. 1827. № 7. С. 18.
2 Гитарист. 1904. № 5. С. 4.
3 Ястребов В. Осип Афанасьевич Петров/Русская старина. 1882. Т. XXXVI.
Источник: А. Ширялин, Л. Менро. Русские музыканты и семиструнная гитара. // Музыкальный альманах. Выпуск 2. Гитара. М., 1990