19 сентября родился советский поэт Виктор Боков (1914—2009).
Виктор Боков. Краткая биография
БОКОВ
Виктор Федорович [6(19 по новому стилю) сентября 1914, деревня Язвицы, ныне Московская область — 15 октября 2009, Москва] — поэт.
Родился в семье крестьянина. Как вспоминает Боков в автобиографической заметке «О себе», его первыми учителями были отец, мать, крестьянский труд, уличная гармонь и частушки. Работал токарем, учился в Загорском педагогическом техникуме. В 1934 опубликовал стихи в районной газете, их отметил М. Пришвин.
Помимо поэзии занимался также прозой, его рассказ «Дорога» одобрил А. Платонов, который увидел в нем «силу и прелесть», «свой способ изложения темы», «глубину искреннего чувства», «острый литературный такт» (Детская литература. 1939. № 10–11. С. 3). Интерес к проблеме народности проявил и как собиратель, исследователь фольклора. Напечатал статьи «Юный фольклорист» (Литературное обозрение. 1936. № 24), «О народной частушке, ее издателях и фальсификаторах» (Литературный критик. 1939. № 8–9), «Фольклорные экспедиции учащихся» (Литература в школе. 1940. № 2), опубликовал также записанное им произведение современного фольклора (Огонек. 1940. № 3).
В 1938 окончил Литературный институт имени М. Горького. В июле 1941 с Б. Пастернаком помогал Марине Цветаевой при ее сборах и отъезде в эвакуацию. В 1942 был призван в армию, находился в военном лагере. Неожиданно ночью 19 августа 1942 был несправедливо арестован, началась тюремная, а затем и лагерная одиссея. Недоумением и душевной болью полны были новые стихи поэта:
«Товарищ Сталин! Слышишь ли ты нас?
Заламывают руки, бьют на следствии»
(Стою на своем! С. 41).
Бодрость духа заключенного поддержали письма М. Пришвина и А. Платонова, пришедшие к нему в сибирский лагерь.
10 сентября 1947 Боков писал из Сибири А. Платонову: «Сообщаю, что скоро месяц, как я гражданин. Остался работать в Сибири…» (РО ИРЛИ. Ф. 780). Проработал в Сибири вольнонаемным до весны 1948, затем жил в Калужской области под Москвой, в столице жить еще не разрешалось. В 1958 опубликовал сборники стихов «Яр-хмель» и «Заструги». Появились благожелательные отклики в печати Н. Рыленкова (Литература и жизнь. 1959. 27 мая), И. Михайлова (Нева. 1959. № 11).
Вспоминая позже это время, Боков признавался: «Пришло уверенное вдохновение от встречи с людьми, с родной землей, с народной речью, которая рвет узды грамматик и вольно пасется на своем лугу» (Боков В. Стихотворения и песни. М., 1973. С. 15). Появляются новые книги стихов «Весна Викторовна» (1961), «Ветер в ладонях» (1962), «Лирика» (1964), «Алевтина» (1968), «Свирь» (1968), «Избранное» (1970). Критика приветствовала песенный дар Бокова: «Радость стиха» (Ушаков Н. // Литература и жизнь. 1962. 11 мая), «Вечно живые» (Денисова И. // Знамя. 1966. № 4). Н. Рыленков констатировал: «…в поэзию пришел самобытный и притом вполне сложившийся художник, накрепко всеми своими корнями связанный с родной почвой, влюбленный в родное певучее слово, знающий цену хлеба и соли» (Рыленков Н. Поэзия родных просторов. М., 1964. С. 6).
По убеждению Бокова, Россия начинается с пристрастия к труду, к терпенью, к правде, к доброте, такой он и рисует свою родину, его поэзия празднична, это праздничность сенокоса. Поэту дорога вся страна: «Брусничная Вологда, рыбная Астрахань, яблочный Курск… таежный Онего, степная Ока, желтоглазый Иртыш» («Клятва»). Многокрасочна палитра поэта, широка гамма передаваемых им чувств и картин народной жизни — от первого снега до урожайной осени. Своей поэзией Боков полемизирует с теми, кто мысленно разрывает Россию на прошлую и настоящую, на белокаменную и шлакоблочную; для него дорога Россия и былинных богатырей, и современных космонавтов. Н. Рыленков отмечал, что его оптимизм выстрадан и родствен оптимизму рабочего человека.
Поэт народной души, Боков закономерно стал автором нестареющих, получивших народное признание песен: «Оренбургский пуховый платок», «На побывку едет…», «Ой, Наташа», «Колокольчик», «А любовь все жива», «На Мамаевом кургане», «Шуми, береза белая», «Ой, снег-снежок». Современник свидетельствует: «…его песни звучали везде — на улицах, в цехах заводов, в каждой семье» (Завтра. 1995. № 12. С. 7).
Выходят новые книги стихов: «Когда светало…» (1972), «Три травы» (1975), «Поклон России» (1976), «В трех шагах от соловья» (1977); они находят позитивные отклики: «Даль слова» (В. Цыбин // Литературная Россия. 1972. 25 февраля), «Вечное родство» (В. Коробов // Наш современник. 1974. № 9), «Ключ сердца» (Д. Ковалев // Литературное обозрение. 1975. № 3), «Ветер молодости» (В. Сорокин // Молодая гвардия. 1976. № 3). Еще в 1950 Боков издал составленную им антологию «Русская частушка», в 1970-е продолжает изучение фольклора. Обращается к жанру поэмы, одну за другой создает поэмы на различные темы современности: «Свирь» (1965), «После Победы» (1976), «Злата Прага» (1979) и другие. Как сказал о нем В. Сорокин: «и богат он щедростью воспринимать и делиться, удивляться и находить» (Огонек. 1974. № 38. С. 15). Он пишет добрые предисловия к книгам А. Боброва, В. Богданова, В. Туркина, Н. Журавлева, В. Замятина и других поэтов, отзывается в печати о стихах В. Казанцева, В. Кузнецова, А. Прасолова и других. Пишет о Н. А. Некрасове, С. А. Есенине, М. М. Пришвине, Н. Н. Асееве, особенно примечательны воспоминания о Б. Пастернаке «Собеседник рощ» (Юность. 1989. № 11). Еще до войны Боков был увлечен «высоковольтной правдой» творчества А. Платонова, ему посвящена статья Бокова «Высокое слово Андрея Платонова» (Литературная Россия. 1989. 24 марта).
Расширяя свой творческий диапазон, Боков обращается к переводам, дает вторую жизнь на русском языке стихам поэтов разных народов СССР: А. Граши, К. Герасименко, М. Грубияна, С. Данилова, П. Заднипру, М. Квливидзе, А. Копштейна, И. Тарба, С. Чиковани. В 1963 издает книгу прозы «Над рекой Истермой».
Как художник истинно народного склада, Боков не чужд также юмора и сатиры — раешника, частушки, сатирических жанров. Книга «Частушки родины Шукшина» не случайно вышла в 1986 в Барнауле с предисловием Бокова.
Поэт верен теме патриотизма, теме России как матери-Родины. В новых стихах он пишет:
«Время смутное, сатанинское,
Балом правят карман и обман.
Русь родная! Заступница близкая
— Ты одна!»
(Наш современник. 1993. № 7. С. 47).
Вновь возникает образ Пушкина, постоянного спутника Бокова. Пушкин для него «поэт поэтов», «высокий свет» России.
Современники так определили главное в поэзии Бокова: «…знание необъятной Родины с ее городами и весями, лесами и реками вошло в плоть и кровь лучших стихов Бокова» (Гринберг И.— С. 243); «…Виктор Боков самый народный поэт после Александра Прокофьева» (Сорокин В.— С. 37); «…ритмическая неординарность, может быть, самая примечательная черта поэтики Бокова» (Михайлов Ал.— С. 134). Источником же ритмических вариаций, усиливающих эмоциональное воздействие на читателя, служит осваиваемое поэтом частушечно-песенное богатство русского фольклора. И перед читателями новых поколений поэт предстает «мастером, вобравшим в себя лучшие традиции русской поэзии, убежденным собеседником, думающим о России, о ее и своей нелегкой судьбе, любви и милосердии» (Что думалось и пелось. 4-я страница Обложки).
Источник: В. А. Шошин. Боков Виктор Фёдорович. // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь.
Сочинения Виктора Бокова:
Собрание сочинений: в 3 томах. М., 1983–84;
Избранные произведения: в 2 томах. М., 1975;
Весенние звоны;
Высокое слово Андрея Платонова // Лит. Россия. 1989. № 12;
Собеседник рощ // Юность. 1989. № 11;
Высота духа // Слово. 1990. № 7;
День за днем…: стихотворения. М., 1991;
Великий Берендей // Воспоминания о Михаиле Пришвине. М., 1991. С 104–110;
Стою на своем!: стихи. М., 1992;
Воспоминания о Марине Цветаевой. М., 1992. С. 524–525;
Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993. С. 347–352;
Что думалось и пелось: Избранные стихи и песни. М., 1994;
Любовь моя, Россия! М., 1994;
Россия в сердце не случайна: Избранные стихи. Ставрополь, 1997;
Травушка-муравушка: Новая книга стихов. Оренбург, 1997;
«Я в России живу не гостем…»: Образ современной России в эпистолярии и лирике В. Бокова / публикация, вступительная статья и комментарии В. М. Головко // Вестник Ставропольского университета. 1997. Выпуск 10;
Я готовлю тебе воскресение… // Дальний Восток. 1998. № 7;
Жизнь — радость моя: Избранное. М., 1998;
Повечерье: Новая книга лирики. М., 2000.
Литература о Викторе Бокове:
Рыленков Н. Традиции и новаторство. М., 1962. С. 120–121;
Федоров Вас. Наше время такое… М., 1973. С. 439–440;
Платонов А. Размышления читателя. М., 1980. С. 92–96;
Михайлов Ал. Тайны поэзии М., 1980. С. 134–139;
Гринберг И. Труд и вдохновение. М., 1983. С. 233–248;
Сорокин В. Благодарение. М., 1986. С. 33–47;
Творчество Андрея Платонова. СПб., 1995. С. 163–164, 173–176, 194–205;
Шошин В. А. Стою на своем! // Вестник Ставропольского университета. 1998. Выпуск 14;
Бобров А. А. Россия, Переделкино, Бокову: К 85-летию Виктора Федоровича Бокова // Русский дом. 1999. № 10;
Головко В. М. Три встречи: Литературно-критические очерки. Ставрополь, 2001;
Головко В. Побудь со мной на высоте // Литературная Россия. 2002. № 34.
Да, неплохой поэт, хотя иногда и делал “ляпы”.