Фёдор Шаляпин. Биография. Творчество. Оперные роли

13 февраля родился русский певец Фёдор Шаляпин (1873—19388).


Фёдор Шаляпин. Краткая биография. Оперные роли. Творчество

Детские и юношеские годы. Дебют в опере

русский певец Фёдор Шаляпин

Фёдор Иванович Шаляпин (1873—1938), русский музыкальный деятель, оперный и камерный певец, бас, народный артист Республики (1918), представитель русского реалистического исполнительского искусства, создатель галереи разнохарактерных оперных образов.

ШАЛЯПИН
Фёдор Иванович [1 (13) февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж] — русский певец (бас). Народный артист Республики (1918).

Шаляпин родился в бедной семье выходца из крестьян Вятской губернии, писца казанской земской управы. Окончил 2-классное городское училище. Уже в детском возрасте обладал красивым голосом (дискант), любил слушать народные песни, часто пел с матерью, «подлаживая голоса». С 9 лет пел в церковных хорах. Обучался сапожному, столярному и переплётному ремёслам, позже работал писцом, грузчиком, крючником. В 12 лет увлёкся театром, участвовал в качестве статиста в спектаклях гастролировавшей в Казани оперной труппы. В 1890 поступил в хор труппы С. Семёнова-Самарского в Уфе; в декабре того же года впервые выступил здесь в оперной партии (Стольник в «Гальке»). С 1891 скитался с небольшими театральными труппами по городам Поволжья, Средней Азии и Закавказья. В Тбилиси брал бесплатные уроки пения у Д. А. Усатова (1892—1893), выступал в ученических и любительских концертах. 28 сентября 1893 дебютировал на профессиональной оперной сцене в тбилисском Казённом театре (Рамфис в «Аиде»), где пел затем в течение всего сезона с нарастающим успехом; исполнял партии Мефистофеля, Мельника, Гремина; Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Тонио и многие другие.


Первый успех

С лета 1894 пел ведущие партии в оперных спектаклях, шедших в петербургском загородном саду «Аркадия», затем в Панаевском театре. 5 апреля 1895 дебютировал в Мариинском театре в партии Мефистофеля. Летом 1896 выступал в оперной труппе С. И. Мамонтова во время нижегородской ярмарки (впоследствии неоднократно приезжал в Нижний Новгород, пел на сцене ярмарочного театра и в концертах). В сентябре того же года по приглашению Мамонтова перешёл в Московскую частную русскую оперу, где сразу занял ведущее положение; за годы работы в театре создал ряд выдающихся образов в русских операх — Иван Грозный в «Псковитянке» (1896), Досифей (1897), Борис Годунов, Олоферн (оба в 1898) и другие. В. В. Стасов писал о 25-летнем Шаляпине: «Одним великим художником стало больше».


Солист мамонтовской оперы

Развитию таланта Шаляпина во многом способствовало его окружение в мамонтовской опере, где работали художники В. Д. Поленов, В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин и другие, где начинал свою дирижёрскую деятельность молодой С. В. Рахманинов, с которым Шаляпин подготовил ряд партий, в том числе Бориса Годунова и заглавную партию «Мефистофеля» Бойто. Дружба с М. Горьким, начавшаяся в 1901, во многом определила идейно-художественные принципы Шаляпина. Немалую роль в формировании его мировоззрения и художественных взглядов сыграли также встречи с историком В. О. Ключевским, В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, И. Е. Репиным и другими. С 24 сентября 1899 Шаляпин — солист Большого театра (дебютировал в партии Мефистофеля), пел часто на сцене Мариинского театра в Петербурге, регулярно давал концерты, в том числе благотворительные.


Первые выступления за рубежом

С триумфальным успехом впервые выступил за рубежом, исполнив в 1901 в миланском театре «Ла Скала» партию Мефистофеля в опере «Мефистофель» Бойто (дирижёр — А. Тосканини; Фауст — Э. Карузо); последующие гастроли утвердили мировую славу русского певца. Шаляпин выступал в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), участвовал в Исторических русских концертах, организованных в Париже С. П. Дягилевым (1907), пел в «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк, 1908), в «Русских сезонах» (Париж, 1908, 1913; Лондон, 1913, 1914).


В годы 1-й мировой войны

По признанию Шаляпина, он искренне сочувствовал революционному движению в России, считал себя его участником (давал концерты для рабочих, в пользу фонда помощи революционным организациям и другие). В годы 1-й мировой войны 1914—1918 Шаляпин пел на сцене императорских театров, а также в петроградском Народном доме и московском Оперном театре С. И. Зимина.


После Октябрьской революции

После Октябрьской революции 1917 артист активно участвовал в жизни театров, был выборным членом директорий Большого и Мариинского театров, руководил художественной частью Мариинского театра (1918), разработал схему реорганизации оперной труппы, стремясь поднять творческую дисциплину и художественный уровень его спектаклей, привлёк новых дирижёров (в том числе молодого A. M. Pазовского). Шаляпин пел в 80 и более спектаклях в течение каждого сезона (почти все спектакли с его участием шли как целевые — для рабочих, красноармейцев, школ, профсоюзов и других), давал много бесплатных концертов в пользу различных организаций, выступал на заводах, перед кронштадтцами и другими. В 1918 первым из деятелей искусств удостоен звания народного артиста Республики.


Невозвращении из-за рубежа

Шаляпин несколько раз выезжал на гастроли за границу, из последней (весной 1922) обратно не вернулся, хотя долго считал своё пребывание за рубежом временным. Противоречивость натуры Шаляпина, его политическая незрелость не позволили ему до конца понять историческое значение Октябрьской революции. Значительную роль в его невозвращении из-за рубежа сыграло домашнее окружение. Однако на чужбине певец не создал ничего нового, хотя и пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира. Тоска по Родине и мысли о русском театре не покидали Шаляпина.


Исполнительское мастерство Шаляпина

Величайший представитель русской вокальной школы, Шаляпин обладал высоким певучим басом (basso cantante) огромного диапазона, необычайной гибкости, выразительности и красоты тембра. Дарование Шаляпина удивительно многогранно и органично, он был признан подлинным новатором в оперном искусстве, в том числе в области вокальной декламации; поразительно чутко ощущая слово в музыке, Шаляпин передавал тончайшие смысловые интонации.


Шаляпин-актёр и Шаляпин-музыкант

Шаляпин-актёр поражал редким даром перевоплощения, он с потрясающей глубиной и правдивостью, последовательно раскрывал характеры своих героев, приоткрывая тайники их внутреннего мира часто одной лишь фразой или жестом. Пластическое мастерство Шаляпина, одарённого художника и скульптора, было совершенным. По словам В. Ф. Лопухова, «…он оказал огромное влияние на развитие хореографического искусства XX века, фактически став учителем правды в музыкальном театре, учителем жеста, позы, ощущения музыки в каждом движении..». Шаляпин-музыкант, с его феноменальным слухом, памятью, чувством ритма, с его умением заставлять «звучать» даже паузы, строил свою роль только в полном контексте партитуры и всего авторского замысла. Высказывания Шаляпина об искусстве представляют своего рода программу реалистического мастерства оперного артиста.


Историческая роль Шаляпина

Историческая роль Шаляпина прежде всего в том, что своим мощным дарованием, преклонением перед гением М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, перед всей русской музыкой, он открыл отечественной опере (в официальных кругах находившейся в пренебрежении) путь на императорские сцены и на все сцены мира.


Репертуар Шаляпина

В репертуаре Шаляпина было около 70 партий. Непревзойдённые по своей жизненной правде образы созданы Шаляпиным в операх русских композиторов — Мельник (1894), Иван Сусанин (1895), Галицкий (1896), Иван Грозный («Псковитянка», 1896), Досифей, Варяжский гость (оба в 1897), Олоферн (1898), Борис Годунов, Сальери (оба в 1898), Варлаам и Алеко (1899), Фарлаф (1901), Ерёмка («Вражья сила», 1902), Демон (1904), Кончак (1914). Среди лучших партий в западно-европейском репертуаре — Мефистофель [оперы «Фауст» Гуно (1893) и «Мефистофель» Бойто (1901)], Дон Базилио («Севильский цирюльник», 1894), Филипп II (1907), Лепорелло (1908), Дон Кихот («Дон Кихот» Массне, 1910).


Персонажи Шаляпина

Своим искусством Шаляпин утверждал непреложный закон художественного реализма. «Единственно правильным путем к красоте я … признал для себя правду», — писал он. Шаляпин создавал типы: его персонажи жили на сцене полной жизнью, со своими положительными и отрицательными сторонами характера, страстями, страданиями и радостями; артист тщательно продумывал их внешнее пластическое выражение, грим, костюмы, но главным для него всегда оставалась внутренняя суть образа. В русском селянине (Иван Сусанин, Мельник) Шаляпин раскрывал всё величие его души. В образах властителей (Иван Грозный, Борис Годунов, Олоферн, Филипп II) глубоко обнажал раздвоенность совести, чувств, внутреннее бессилие перед высшими нравственными идеалами. В этом проявлялось неприятие Шаляпиным самовластия. Сценические концепции Шаляпина были рождены его эпохой, в них жили те же импульсы, которые определяли сущность русской общественной жизни.


Интерпретация камерной вокальной музыки

Шаляпин был столь же великим интерпретатором камерной вокальной музыки. Дар перевоплощения, отмечавший его сценические образы, захватывал и концертную аудиторию. Репертуар певца включал до 400 произведений разного плана, в основном камерного и народнопесенного жанров. Благодаря Шаляпину стали широко исполняться многие вокальные произведения русских композиторов, а также соч. западно-европейских авторов. В числе шедевров исполнительского мастерства Шаляпина — «Блоха», «Забытый», «Полководец» и «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Старый капрал» Даргомыжского, «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Шумана, «Двойник» Шуберта и другие.


Исполнение русских народных песен. Оперная режиссура

Шаляпин безраздельно увлекал проникновенным исполнением русских народных песен, особую известность приобрела «Дубинушка», которую он спел 26 ноября 1905 со сцены Большого театра в разгар революционных событий 1905—1907. Шаляпин выступал и как оперный режиссёр [им поставлены оперы «Дон Кихот» Массне (1910), «Хованщина» (1911), «Дон Карлос» (1917)], снимался в фильмах — «Царь Иван Васильевич Грозный» (по опере «Псковитянка», 1915, Россия), «Дон Кихот» (1932, Франция), был талантливым скульптором, живописцем, графиком, обладал литературным даром.


Значение Шаляпина для мировой художественной культуры

Шаляпин оставил глубокий след в мировой художественной культуре, оказав огромное воздействие не только на развитие вокального искусства и музыкального театра в целом, но и на многие смежные области. «Ф. Шаляпин — лицо символическое, это удивительно целостный образ демократической России…» — так оценивал Горький артиста в период его наивысшего расцвета.


Сочинения и письма Фёдора Шаляпина:

Страницы из моей жизни (Автобиография Ф. И. Шаляпина), «Летопись», 1917, № 1—12 (частично), полностью в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;
Les fleurs de mon Pays, «Matin», 1908, 19 mai (русский перевод — Шаляпин Ф., Цветы моей Родины, «Судоходец», Нижний Новгород, 1908, 12 мая, также в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;
Маска и душа, Париж, 1932, фрагменты в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;
Sаlарin Teodor, Spiewak na scenie operowei, «Muzyka», t. 9, 1934 (русский перевод — Певец на оперной сцене, «Советская музыка», 1953, № 4, то же в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976);
Об А. М. Горьком (вместо некролога), Париж, 1936, июль, то же, в книге Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;
Переписка Ф. И. Шаляпина с А. М. Горьким, «Горьковские чтения. 1949—1952», М., 1954, также в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;
Переписка Ф. И. Шаляпина с В. В. Стасовым, в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976.


Литература о Фёдоре Шаляпине:

Старк Э., Шаляпин, Пг., 1915;
его же, Ф. И. Шаляпин (К двадцатипятилетию артистической деятельности), «Аполлон», 1915, № 10;
Асафьев Б. В., Шаляпин, в сборнике: Советская музыка, сборник 4, М.-Л., 1945;
Залкинд Г., Рисунки Ф. И. Шаляпина, «Театральный альманах», книга 3 (5), М., 1946;
Янковский М., Шаляпин и русская оперная культура, Л.-М., 1947;
его же, Ф. И. Шаляпин, М.-Л., 1951, Л., 1972;
Стасов В. В., Статьи о Шаляпине, М., 1952;
Никулин Л., Федор Шаляпин, М., 1954;
Ф. И. Шаляпин [Сборник, редактор-составитель Е. А. Грошева], т. 1—2, М., 1957—1958;
Рaскин A., Шаляпин и русские художники, Л.-М., 1963;
Коллар В., 187 дней из жизни Шаляпина, Горький, 1967;
Коровин К. A., Шаляпин. Встречи и совместная жизнь, в книге: Константин Коровин вспоминает…, М., 1971;
Дмитриевский В., Великий артист, Л., 1973;
Федор Иванович Шаляпин [Сборник, редактор-составитель Е. А. Грошева], т. 1—3, М., 1976—1979;
Feschotte J., Ce géant, F. Chaliapine, P., 1968;
Goury J., F. Chaliapine, P., 1970 (с дискографией);
Cosma V., Saliapin în România, «Muzica», 1973, № 2.

Источник: E. A. Грошева. Шаляпин Фёдор Иванович // Музыкальная энциклопедия — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973—1982.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике История, Русская песня с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>