13 февраля родился русский певец Фёдор Шаляпин (1873—19388).
Фёдор Шаляпин. Краткая биография. Оперные роли. Творчество
Детские и юношеские годы. Дебют в опере
ШАЛЯПИН
Фёдор Иванович [1 (13) февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж] — русский певец (бас). Народный артист Республики (1918).
Шаляпин родился в бедной семье выходца из крестьян Вятской губернии, писца казанской земской управы. Окончил 2-классное городское училище. Уже в детском возрасте обладал красивым голосом (дискант), любил слушать народные песни, часто пел с матерью, «подлаживая голоса». С 9 лет пел в церковных хорах. Обучался сапожному, столярному и переплётному ремёслам, позже работал писцом, грузчиком, крючником. В 12 лет увлёкся театром, участвовал в качестве статиста в спектаклях гастролировавшей в Казани оперной труппы. В 1890 поступил в хор труппы С. Семёнова-Самарского в Уфе; в декабре того же года впервые выступил здесь в оперной партии (Стольник в «Гальке»). С 1891 скитался с небольшими театральными труппами по городам Поволжья, Средней Азии и Закавказья. В Тбилиси брал бесплатные уроки пения у Д. А. Усатова (1892—1893), выступал в ученических и любительских концертах. 28 сентября 1893 дебютировал на профессиональной оперной сцене в тбилисском Казённом театре (Рамфис в «Аиде»), где пел затем в течение всего сезона с нарастающим успехом; исполнял партии Мефистофеля, Мельника, Гремина; Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Тонио и многие другие.
Первый успех
Солист мамонтовской оперы
Развитию таланта Шаляпина во многом способствовало его окружение в мамонтовской опере, где работали художники В. Д. Поленов, В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин и другие, где начинал свою дирижёрскую деятельность молодой С. В. Рахманинов, с которым Шаляпин подготовил ряд партий, в том числе Бориса Годунова и заглавную партию «Мефистофеля» Бойто. Дружба с М. Горьким, начавшаяся в 1901, во многом определила идейно-художественные принципы Шаляпина. Немалую роль в формировании его мировоззрения и художественных взглядов сыграли также встречи с историком В. О. Ключевским, В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, И. Е. Репиным и другими. С 24 сентября 1899 Шаляпин — солист Большого театра (дебютировал в партии Мефистофеля), пел часто на сцене Мариинского театра в Петербурге, регулярно давал концерты, в том числе благотворительные.
Первые выступления за рубежом
В годы 1-й мировой войны
По признанию Шаляпина, он искренне сочувствовал революционному движению в России, считал себя его участником (давал концерты для рабочих, в пользу фонда помощи революционным организациям и другие). В годы 1-й мировой войны 1914—1918 Шаляпин пел на сцене императорских театров, а также в петроградском Народном доме и московском Оперном театре С. И. Зимина.
После Октябрьской революции
Невозвращении из-за рубежа
Шаляпин несколько раз выезжал на гастроли за границу, из последней (весной 1922) обратно не вернулся, хотя долго считал своё пребывание за рубежом временным. Противоречивость натуры Шаляпина, его политическая незрелость не позволили ему до конца понять историческое значение Октябрьской революции. Значительную роль в его невозвращении из-за рубежа сыграло домашнее окружение. Однако на чужбине певец не создал ничего нового, хотя и пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира. Тоска по Родине и мысли о русском театре не покидали Шаляпина.
Исполнительское мастерство Шаляпина
Шаляпин-актёр и Шаляпин-музыкант
Шаляпин-актёр поражал редким даром перевоплощения, он с потрясающей глубиной и правдивостью, последовательно раскрывал характеры своих героев, приоткрывая тайники их внутреннего мира часто одной лишь фразой или жестом. Пластическое мастерство Шаляпина, одарённого художника и скульптора, было совершенным. По словам В. Ф. Лопухова, «…он оказал огромное влияние на развитие хореографического искусства XX века, фактически став учителем правды в музыкальном театре, учителем жеста, позы, ощущения музыки в каждом движении..». Шаляпин-музыкант, с его феноменальным слухом, памятью, чувством ритма, с его умением заставлять «звучать» даже паузы, строил свою роль только в полном контексте партитуры и всего авторского замысла. Высказывания Шаляпина об искусстве представляют своего рода программу реалистического мастерства оперного артиста.
Историческая роль Шаляпина
Репертуар Шаляпина
В репертуаре Шаляпина было около 70 партий. Непревзойдённые по своей жизненной правде образы созданы Шаляпиным в операх русских композиторов — Мельник (1894), Иван Сусанин (1895), Галицкий (1896), Иван Грозный («Псковитянка», 1896), Досифей, Варяжский гость (оба в 1897), Олоферн (1898), Борис Годунов, Сальери (оба в 1898), Варлаам и Алеко (1899), Фарлаф (1901), Ерёмка («Вражья сила», 1902), Демон (1904), Кончак (1914). Среди лучших партий в западно-европейском репертуаре — Мефистофель [оперы «Фауст» Гуно (1893) и «Мефистофель» Бойто (1901)], Дон Базилио («Севильский цирюльник», 1894), Филипп II (1907), Лепорелло (1908), Дон Кихот («Дон Кихот» Массне, 1910).
Персонажи Шаляпина
Интерпретация камерной вокальной музыки
Шаляпин был столь же великим интерпретатором камерной вокальной музыки. Дар перевоплощения, отмечавший его сценические образы, захватывал и концертную аудиторию. Репертуар певца включал до 400 произведений разного плана, в основном камерного и народнопесенного жанров. Благодаря Шаляпину стали широко исполняться многие вокальные произведения русских композиторов, а также соч. западно-европейских авторов. В числе шедевров исполнительского мастерства Шаляпина — «Блоха», «Забытый», «Полководец» и «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Старый капрал» Даргомыжского, «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Шумана, «Двойник» Шуберта и другие.
Исполнение русских народных песен. Оперная режиссура
Значение Шаляпина для мировой художественной культуры
Шаляпин оставил глубокий след в мировой художественной культуре, оказав огромное воздействие не только на развитие вокального искусства и музыкального театра в целом, но и на многие смежные области. «Ф. Шаляпин — лицо символическое, это удивительно целостный образ демократической России…» — так оценивал Горький артиста в период его наивысшего расцвета.
Сочинения и письма Фёдора Шаляпина:
Страницы из моей жизни (Автобиография Ф. И. Шаляпина), «Летопись», 1917, № 1—12 (частично), полностью в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;
Les fleurs de mon Pays, «Matin», 1908, 19 mai (русский перевод — Шаляпин Ф., Цветы моей Родины, «Судоходец», Нижний Новгород, 1908, 12 мая, также в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;
Маска и душа, Париж, 1932, фрагменты в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;
Sаlарin Teodor, Spiewak na scenie operowei, «Muzyka», t. 9, 1934 (русский перевод — Певец на оперной сцене, «Советская музыка», 1953, № 4, то же в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976);
Об А. М. Горьком (вместо некролога), Париж, 1936, июль, то же, в книге Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;
Переписка Ф. И. Шаляпина с А. М. Горьким, «Горьковские чтения. 1949—1952», М., 1954, также в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976;
Переписка Ф. И. Шаляпина с В. В. Стасовым, в книге: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976.
Литература о Фёдоре Шаляпине:
Старк Э., Шаляпин, Пг., 1915;
его же, Ф. И. Шаляпин (К двадцатипятилетию артистической деятельности), «Аполлон», 1915, № 10;
Асафьев Б. В., Шаляпин, в сборнике: Советская музыка, сборник 4, М.-Л., 1945;
Залкинд Г., Рисунки Ф. И. Шаляпина, «Театральный альманах», книга 3 (5), М., 1946;
Янковский М., Шаляпин и русская оперная культура, Л.-М., 1947;
его же, Ф. И. Шаляпин, М.-Л., 1951, Л., 1972;
Стасов В. В., Статьи о Шаляпине, М., 1952;
Никулин Л., Федор Шаляпин, М., 1954;
Ф. И. Шаляпин [Сборник, редактор-составитель Е. А. Грошева], т. 1—2, М., 1957—1958;
Рaскин A., Шаляпин и русские художники, Л.-М., 1963;
Коллар В., 187 дней из жизни Шаляпина, Горький, 1967;
Коровин К. A., Шаляпин. Встречи и совместная жизнь, в книге: Константин Коровин вспоминает…, М., 1971;
Дмитриевский В., Великий артист, Л., 1973;
Федор Иванович Шаляпин [Сборник, редактор-составитель Е. А. Грошева], т. 1—3, М., 1976—1979;
Feschotte J., Ce géant, F. Chaliapine, P., 1968;
Goury J., F. Chaliapine, P., 1970 (с дискографией);
Cosma V., Saliapin în România, «Muzica», 1973, № 2.
Источник: E. A. Грошева. Шаляпин Фёдор Иванович // Музыкальная энциклопедия — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973—1982.
Февраль наступившего 2023 года обещает быть интересным!
11 февраля в Кирове, на родине предков Ф.И. Шаляпина, пройдёт фестиваль-конкурс, посвящённый 150-летию Ф. И. Шаляпина и С. В. Рахманинова. Участники смогут проявить себя в следующих номинациях: классический вокал, народный вокал, инструментальное искусство, искусство концертмейстера. Возрастные рамки конкурса – от учащихся 7-9 лет до педагогических работников.
Перечень конкурсных произведений не ограничен лишь произведениями С. В. Рахманинова. Можно выступить с композициями из репертуара Ф. И. Шаляпина или любимыми в те времена русскими народными песнями. Также приветствуется исполнить произведения отечественных композиторов конца XIX – начала XX века, которые звучали в эпоху расцвета творчества двух гениев русского музыкального искусства.
Все подробности о фестивале-конкурсе и заполнении заявки на участие вы сможете узнать из положения конкурса! https://kkmi.ru/konkursy-i-festivali/