Песня «Гнев Ивана Грозного на сына»

440 лет назад, 19 ноября 1581 года, скончался старший сын Ивана Грозного Иван.


Русская историческая песня «Гнев Ивана Грозного на сына»

История

Рерих. Баян

Художник Николай Константинович Рерих (1874—1947). Картина «Баян». 1910 год.

Обычно песню толковали как отклик на убийство Грозным сына царевича Ивана в 1581 году. Между тем царевич в песне остался живым. Выходило, что, сохранив жизнь царевичу, песня снимала с Ивана Грозного обвинение в сыноубийстве. Бесспорно, народ держит в памяти этот случай: песня не сомневается, что царь способен послать на плаху сына. Назван, однако, в песне не Иван, а другой царевич — то Федор, то Дмитрий. Важно и то, что царевич не похож на отца. Можно думать, что песня воспроизводит не отношения царя и царевича Ивана, который многими чертами напоминал отца, а отношения царя и другого сына его, Федора, который не был нравом и характером похож на Грозного. О царевиче Федоре современники рассказывали, что он не смог смотреть на мучения пытаемых и однажды вместе с Никитой Романовичем, дядей, ушел в город с реки Неглинной, где происходили пытки. Царю не нравилась мягкость царевича. Народу могли быть известны какие-то слухи о заступничестве Никиты Романова за царевича перед Грозным. Этот или другой похожий случай мог лечь в основу песни.

Смысл песни, однако, значительно шире простого отражения отдельного факта из истории отношений царя и сына. Мысль песни сосредоточена в разрешении спора: есть ли измена на Руси? Кто прав — сын или отец? Царь уверен, что всю измену вывел, а царевич утверждает, что измена не выведена — за царским столом сидит, пьет-ест с царем с одного блюда. Как же разрешился спор? Грозный велит казнить сына: он убежден в честности сподвижников и приближенных. Обреченного на смерть царевича, однако, не казнили, его спас дядя. Царь Иван Васильевич обрадовался, что сын остался в живых. Получается, что царь одумался. Значит, царевич прав: измена есть — она во дворце, она рядом с царем.

Едва ли можно сомневаться, что песня видит изменников в тех, кто приближен к Грозному. Царь жил, обедал, пил-ел с опричниками. Вне Кремля Иван IV воздвиг где-то на Арбате «низкие хоромы» и здесь «обычно завтракал или обедал» — так рассказывают о Грозном его современники. В опричниках песня и видит тех, от кого царю и Руси надо ждать беды.

Палачом изображен в песне Малюта Скурлатов (в песне он назван еще и Алешкой Скурлатовым). Это реальное историческое лицо. Григорий Скурата-Бельский — жестокий сподручник Ивана IV. Имя его стало нарицательным, синонимом слова «палач». Малюта с радостью решается исполнить приказ царя: «Много казнивал князей и бояр, не казнивал рода царского. Пойти сказнить младого царевича!» Видно, и его задели слова царевича об измене, которая сидит за царским столом.

С течением времени, уже в эпоху правления царя Бориса Годунова, народ мог укрепиться в мысли, что измена не была выведена Иваном IV из царских палат. Молва связала гибель царевича Дмитрия в Угличе с преступным деянием Годунова и преданных ему лиц. Роковым для репутации царя Бориса было то обстоятельство, что он был зятем Малюты. Некоторые из вариантов песни прямо указывают на Годуновых как на государственных изменников.

Песня во многом напоминает былину. Как в былинах, действие начинается с пира — и на пиру все хвастают. Былинными чертами отмечен и стих песни, но вся историческая конкретность резко отличает песню от былинного повествования.


Песня «Гнев Ивана Грозного на сына». Текст

Как у нас было в каменной Москве,
У Грозного царя Ивана Васильевича,
Столованьице было, пированье — почестней пир
На многие князи и бОяра.
Белый день идет к вечеру,
Батюшка Грозный царь весел стал.
Говорит Грозный царь Иван Васильевич:
«Что же у меня в беседе никто ничем не хвастает,
Не хвастает, не похвалится?»
Один боярин хвастал чистым серебром,
Другой боярин хвастал красным золотом,
Третий боярин хвастал скатным жемчугом.
Не золота трубочка вострУбила,
Не серебряна сиповочка возыграла —
Грозный царь Иван Васильевич слово вымолвил:
«Не делом вы, братцы, хвастаетесь,
Не добром вы, братцы, похваляетесь:
Злато-серебро — не Откупа,
Скатен жемчуг — не оборона,
Чистый бисер — не заступа.
Как я, грозен царь, чем похвастаю:
Вывел я измену изО Пскова,
Вывел я измену из каменной Москвы,
Казанское царство мимоходом взял…»
Гут проговорил его родимый сын:
«Ах ты батюшка Грозный царь,
Царь Иван сударь Васильевич!
Где тебе вывести измену изо Пскова,
Где тебе вывести измену из каменной Москвы?
Может быть, измена за столом сидит,
Пьет-ест с тобою с одного блюда».
Говорит же Грозный царь Иван Васильевич:
«Покажи мне, где измена за столом сидит?»
От молода царевича на то ответа нет.
Говорит Грозный царь Иван Васильевич:
«Ой вы гой еси, палачи московские!
Вы казните младого царевича,
Выньте из груди сердце с печенью,
Принесите мне на покАзанье!»
Все палачи приужАхнулись,
Один Алешка Малютин Скурлатов сын
Не ужАхнулся,
Скочил Алешка из застольица,
Выводил младого царевича,
ПричитАл Алешка Скурлатов сын:
«Много казнивал князей и бояр,
Не казнивал рода царского.
Пойти сказнить младого царевича!»
Снимал с него Алешка платье цветное,
Надевал на него платье черное,
Посадил его на добра коня;
Младый царевич наперед едет,
Алешка Скурлатов позади едет,
Острый палаш на плече держИт.
Перепала скорая весточка
Дяде Никите Романову.
Дядюшка был трудЁн-болЁн,
ТрудЁн-болЁн, об одной ноге,
РазИлся он скоро на конюшний двор,
Обседлал своего добра коня,
Ухватил с собой конюха любимого,
Поехал скоро на чисто поле
И кричит-зычит громким голосом:
«Вор, собака, Малюта Скурлатов сын!
Отдай мне-ка младого царевича,
Казни конюха моего любимого,
Вынь из груди сердце с печенью
И свези царю на показанье!»
Алешка Скурлатов послушался,
Отдал ему младого царевича,
Казнил конюха его любимого,
Вынул из груди сердце с печенью
И привез царю на показанье.
Ото сна встает царь Иван Васильевич, пробуждается,
Своего сына он хватается,
Своего сына Дмитрия-царевича.
Прознав дело, рвется и мечется
И говорит таковы речи:
«Ой вы слуги мои верные!
Вы зачем меня не Уняли,
Вы зачем попустили на дело окаянное?»
Отвечают ему слуги верные:
«Ой ты батюшко Грозный царь,
Царь Иван сударь Васильевич!
Не посмели мы перечить тебе,
Убоялися мы твоего гнева скорого!»
Услышал царь Иван Васильевич
Радость-веселие у Никиты Романова,
Грозному царю за беду стало,
За беду стало за великую;
Ухватил он копье острое,
Бежит к дяде Никите Романову.
Во хоромах у Никиты Романовича пир навЕсело.
УчУл он у своих гостей:
«Бежит,— говорят,— царь Иван Васильевич,
Во руке держит копье острое,
Бежит прямо к нему, к Никите Романову».
Недосуг Никите гостей чествовать:
Бросился он на крылечко стекольчато,
Встрету ладит царю Ивану Васильевичу.
Говорит Грозный царь Иван Васильевич:
«Аль ты рад, Никита Романович,
Моему несчастью великому,
Аль ты веселишься кАзни сына моего любимого?»
Замахнул он копье острое,
Тял в ногу Никите Романовичу.
Ответ держит Никита Романович:
«Грозный царь Иван Васильевич!
Погляди-ко ко мне во большой угол!»
Поглядел царь во большой угол,
Увидел сына своего Дмитрия-царевича:
Сидит весел и здоров во большом углу.
Царь нашел в том радость великую,
Закурили на радостях зелена вина,
Заварили на радостях меду пьяного,
Пировали на радостях почестной пир.


Песня «Гнев Ивана Грозного на сына». Примечания

Столованьице — от «столовать», «пировать», «обедать»; столованье — званый пир, пированье.
Почестной пир — пир в доказательство уважения, почтения к кому-либо; здесь: в честь князей и бояр — «на многие князи и бояра».
В беседе — в собрании, на сходке, в кружке; здесь: на пиру.
Скатный жемчуг — крупный, круглый, ровный, будто скатанный.
СипОвочка, или сиповка,— дудка, свирель, делалась из бузины, ивы.
Гой еси — пожелание здоровья, древняя форма приветствия, приблизительно соответствует сегодняшнему «Будь здоров!»; от слова «гоить» — исцелять, живить, ухаживать.
Из застольица — из-за стола.
Причитал — приговаривал.
Наперед идет — впереди.
Палаш — меч.
Перепала — дошла.
Трудён — удрученный, отягченный болезнью.
Об одной ноге — на одной здоровой ноге.
Разился — кинулся, бросился, метнулся.
Дмитрий-царевич— Имя царевича по вариантам меняется. Здесь он назван именем популярного в народе малолетнего царского сына, убитого в Угличе. В других вариантах песни действует Федор.
Никита Романов — брат первой жены Грозного.
Учул — узнал, услышал.
Встрету ладит — выходит навстречу, устраивает встречу.
Аль — или.
Тял — от глагола тетИ, то есть рубить, сечь, тыкать. Грозный проткнул острым посохом ногу Никите Романову.
Большой угол — передний в избе, палатах, где почетное место для гостя.
Закурили зелена вина.—Курить вино — готовить его, гнать через куб. Вино зеленОе приготовлено из хлеба, злака (отсюда и название вина — зелье).

Источник: Старинные исторические песни. Москва, Издательство «Детская литература», 1971


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Древняя Русь, Народная песня, Русская музыка с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>