Что такое «фольклор»? Мнение фольклориста

О том, что такое «фольклор», рассказывает советский музыковед, фольклорист и педагог Лев Владимирович Кулаковский (1897—1989).


Лев Кулаковский. Что такое «фольклор»?

художник Латри. Танец с балалайкой

Латри Михаил Пелопидович (1875—1942). Танец с балалайкой. 1930-е.

Что же такое «фольклор»?

Точный перевод этого слова — «народная мудрость». Какая же ответственная, почетная задача — собирать, исследовать мудрость народа! А специальность фольклориста принадлежит к наименее известным. Если бы при выборе молодыми людьми профессии нашелся оригинал, заявивший о желании стать фольклористом, на него взглянули бы, как на белую ворону.

Очень уж редка эта профессия.

И действительно, в селах редко удается встретить человека, вооруженного до войны громоздким фонографом, а в наши дни магнитофоном, жадно расспрашивающего о местных музыкантах, певцах, готового выслушивать и записывать их и дома, и в клубе, и на работе, даже в поле.

И все же такие неутомимые собиратели существуют.

Фольклористы… В работе их много общего с работой археологов. Но задачи фольклористов сложнее.

Археолог занят лишь прошлым, современность его не интересует. Фольклорист же не может быть только исследователем древности. Ни одно только что рожденное словцо, ни одна присказка, частушка, песня не должны пролететь мимо его ушей.

«Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь!»—говорит старая пословица. И одна из главных задач фольклориста состоит в том, чтобы «ловить» все эти только что рожденные и готовые улететь в небытие слова, мысли, «народную мудрость» — фольклор.

И если мы не подметим, не зафиксируем кипящую вокруг нас жизнь, мы не только не ученые — мы не достойны именоваться гражданами своей страны.

Что же касается «дня вчерашнего», то тут фольклорист, не в пример археологу, должен быть предельно оперативен. Прошлое, с которым имеет дело археолог, чаще всего захоронено в земле: отыщи место — и осторожно, по всем правилам науки, копай. Спешить некуда! Сокровища (если они не раскрадены) подождут тебя, как ждали века и тысячелетия.

Старые же песни, предания, пронесенные порою через многие столетия, исчезают вместе со смертью их последних хранителей: новых «передатчиков» часто не находится.

И тут возникает вопрос, который слышишь не так уж редко: «А нужно ли вообще старинное искусство?!» Дед-перевозчик, с которым я когда-то столкнулся, не был, к сожалению, исключением. Ведь старина отходит! Старинные песни исчезли из быта, никто уже не поет их. Зачем же оживлять безвозвратно ушедшее? Отмерло оно — и дело с концом!

Таким «Иванам, не помнящим родства» следует напомнить: лучшие творения искусства сохраняют свое значение и для потомков, иногда весьма удаленных.

Вспомним о творениях Баха, оцененных вполне только через несколько десятилетий после смерти их автора. Вспомним о «Слове о полку Игореве», поэме, забытой на шесть веков, а потом найденной, ожившей, оказавшейся способной с удивительной силой воздействовать и на читателей и на поэтов. Вспомним о древнегреческом искусстве, живом и поныне, о статуе Венеры Милосской: после двух тысячелетий, проведенных в земле, статуя эта вновь принята, принята всем миром, как величайшее достижение человеческого гения. Вспомним, наконец, об одной из последних находок — бюсте Нефертити, созданном три тысячелетия тому назад: как прочно и свободно вошел он в наш художественный быт — людей XX века!

К сожалению, именно мелодии особенно часто терялись: записывать их в далеком прошлом не умели, и много древних песен, поэм сохранили для нас только свои тексты, напевы же безвозвратно погибли.

Тем более важно скорее записать еще сохранившиеся в памяти народа напевы; теперь ведь это делается так просто!

В самые разные эпохи жестокие завоеватели, чтобы сломить дух покоренных ими народов, недаром стремились не только уничтожить их культурные ценности, но и лишить эти народы истории, прошлого, вытравить весь фольклор — все предания, легенды, все, что уцелело в народной памяти. Часто это было совсем немногое. Позади нас — темнота, и чем глубже в прошлое, тем более она непроницаема.

И когда удается найти какие-то крохи — меч да серьгу, разбитый горшок, обгорелые бревна, кости, — археолог трясется над этими крохами, над каждой бусинкой из старинного захоронения: они ведь помогают ему воссоздать внешний облик, одежду, убранство наших предков!

Как же важно собрать «без потерь» такие же «крохи» и «бусинки» духовной жизни наших предков: передаваемые от поколения к поколению сказки, песни, легенды, даже простые наигрыши на дудке. Собрать и сохранить на века лучшие создания своего народа, его гордость — фольклор!

Источник: Кулаковская Н. Н., Кулаковский Л. В. За народной мудростью. Москва, 1975


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Русская песня с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>