Семён Николаевич Аксёнов

Русский гитарист и композитор Семён Аксёнов

русский гитарист-виртуоз и композитор Семён Николаевич Аксёнов

Выдающиеся русские гитаристы-семиструнники Семён Николаевич Аксёнов (справа) и Андрей Осипович Сихра. Зарисовка с натуры художника Григория Чернецова (1832)

Выдающимся представителем школы А. Сихры был Семен Николаевич Аксенов (1784—1853). Известный историк гитарного искусства М. Стахович писал о С. Аксенове: «Он был одарен боль­шою музыкальною способностью, и вместе с учите­лем своим — Сихрою, начал совершенствовать новоизобретенный инструмент. Сихра писал для Аксенова первые трудные вещи для гитары, которые другим ученикам были еще не под силу, а вместе с тем и сам совершенствовался как писатель и как исполнитель»1.

Действительно, свои первые технически труд­ные произведения «Экзерсисы», изданные в 1817 году, А. Сихра посвящает С. Аксенову. Эти пьесы, по словам М. Стаховича, «кроме высокого музы­кального достоинства, исчерпывают все аппли­катуры и все пассажи, могущие придать игре ход свободный и широкий»2.

Ввиду красноречивости этого посвящения, мы приводим его полностью.

«Любезный друг! Я имел удовольствие быть твоим руководителем в музыке. Дарования твои увенчались лучшим успехом, и в возмездие за труды ты полюбил меня. Посвящение экзерсисий моих да послужит доказательством, что Сихра находит славу свою в таланте Аксенова, а честь — в дружбе его»3.

М. Стахович очень высоко оценивал роль С. Аксенова в формировании национальных тради­ций в искусстве игры на семиструнной гитаре: «Он с первой поры оказал большие успехи и помог Сихре усовершенствовать его новый инструмент, но как русский, он первый с любовью начал обрабатывать на гитаре русские песни. С ним вместе и Сихра писал русские песни для гитары. К этому периоду вероятно относятся его велико­лепные пьесы „Среди долины ровныя”, „Чем тебя я огорчила” и другие вариации на русские темы…» Однако Стахович отмечал и существен­ные различия в исполнительстве Сихры и Аксе­нова: «В своих вариациях он (Аксенов — А. Ш.) первый начал употреблять особенно роскошные лигаты, и в этом они разошлись с Сихрою. Сихра не одобрял слишком больших требований певу­чести от гитары, которая, казалось ему, выходи­ла у Аксенова за пределы средств инструмента; он называл это „цыганщиной”, но Аксенов остался при этом направлении: вибрации и лигаты покрывал он густыми аккордами и составил свой особый род игры и свой особый род фантазирования, в котором в свое время никто не мог с ним рав­няться. Но с этим вместе он уклонился от даль­нейшего совершенствования игры в пассажах правой руки, которые так далеко повел Сихра»4.

Обладая пытливым умом, Аксенов искал новые средства выразительности, обогащал музы­кальную палитру инструмента. Он первым стал применять на гитаре искусственные флажолеты и вообще был удивительным мастером звуко­подражания. Пение птиц, звук барабана, пере­звон колоколов, приближающийся и удаляющийся хор — все это можно было явственно представить, когда он брал в руки гитару. Этими звуковыми эффектами он приводил слушателей в изумле­ние.

С. Н. Аксенов родился в семье рязанского по­мещика. Получив неплохое домашнее образова­ние, семнадцатилетним юношей Аксенов в 1801 году приехал в Москву, где началась его служба в провиантском ведомстве. В 1810 году Аксенов вышел в отставку и уехал в Петербург. Вскоре он вновь определился на службу — в Лес­ной департамент, а в 1811 году перешел в кон­тору адресов.

В Петербурге Аксенов знакомится с большим любителем музыки генералом С. К. Вязмитиновым (позднее — военным министром и председате­лем Комитета министров). Под покровительством высокопоставленного любителя музыки Аксенов довольно быстро стал подниматься по чинов­ничьей иерархической лестнице. С 1819 года он — чиновник для особых поручений при генерале Абакумове, с 1823 года по 1827-й — чиновник для особых поручений при Военном министерстве, с 1828 года по 1830-й в комиссариатском департа­менте Морского министерства, а с того же года и до отставки — член общего присутствия департа­мента (должность довольно высокая). Такова биография Аксенова-чиновника.

По-иному сложилась судьба С. Аксенова-ги­тариста. Вместе с А. Сихрой он превращает семи­струнную гитару в концертный инструмент, увле­кает учителя на путь глубокой разработки фоль­клорного материала, открывает новые грани ги­тарного искусства.

В Москве Аксенов почитался лучшим гита­ристом-виртуозом. Гитара и любовь к литературе (он был близок к литературным кругам, а с 1818 года состоял членом Вольного общества любите­лей словесности) привели его в дом известного литератора М. Хераскова, где он и познакомился с М. Высотским, ставшим его учеником.

Поселившись в Петербурге. С. Аксенов в 1814 году стал выпускать «Новый журнал для семиструнной гитары, посвященный любителям музыки». В первом номере журнала были опуб­ликованы его вариации на темы русских песен, в том числе на популярнейшую — «Среди долины ровныя», на темы оперы «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, а также романс «Уж все весну встречает» для голоса в сопровождении гитары. Это был не единственный опыт С. Аксенова такого рода — он писал романсы на стихи поэтов-совре­менников: «Цветы — одно мне утешенье», «Я не скажу тебе — люблю», «Ты песенки желала, Хлоя» и другие. Хотя эти сочинения предназначены для пения в сопровождении фортепиано, характер аккомпанемента — типично гитарный.

В связи с вокальными опытами С. Аксенова интересна мысль, высказанная в «Очерках по истории русской музыки»: „До сих пор почти не изучено творчество композиторов-гитаристов, сыгравших видную роль в развитии русского романса. В этом отношении нельзя не указать на вокальные пьесы лучшего ученика знаменитого Сихры — С. Н. Аксенова. Его сентиментальный романс «К цветам» на слова поэта Ф. Н. Глинки, близкого к декабристскому движению, отличает­ся не только ясной мелодичностью, но и относи­тельным разнообразием фактуры»5.

Кроме уже упомянутого журнала С. Аксенов издавал и отдельные пьесы, например, вариации на темы русских песен «Ах,что ж ты, голубчик», «Винят меня в народе», вариации на тему Дюссека «Охота», на тему Маурера и другие.

Усилиями С. Аксенова были изданы и «Экзер­сисы» А. Сихры: он взял на себя расходы по печа­танию и хлопоты по их распространению. Был, видимо, риск, что эти столь сложные пьесы не найдут спроса. Поэтому Аксенов накануне выхода «Экзерсисов» дал рекламное объявление в «Московских Ведомостях» (1817, № 21): «Господин Сихра, столь известный любителям гитарной музыки по талантам, по искусству, по практиче­скому и подробному сведению сего инструмента, сочинил ныне для оного четыре больших экзерсисии в тонах do, sol и re major и si mineur. Сим сочинением русская семиструнная гитара смело может гордиться пред всеми доселе известными в свете этюдами, экзерсисиями и школами, изданными на гитару. Экэерсисии г. Сихры вый­дут в свет под названием: „Практические прави­ла играть на гитаре в четырех больших экзерсисиях состоящих” и составят очень немалое издание. Правила сии рекомендуются всем знато­кам, любителям и обучающимся на гитаре. Толь­ко долговременная опытность и деятельность могут производить такие редкие сочинения, еще более заслуживающие внимания и уважения потому, что они сделаны для инструмента весь­ма нового. В четырех экзерсисиях г. Сихры нахо­дятся те же приятности, те же красоты и то же искусство музыки, чем славятся другие инстру­менты, давно обработанные, и чем гитара стала наряду с ними. Соединение гармонии с мелодиею в сих экзерсисиях, искусственные переходы из тона в другой составляют для слуха прелест­ную цепь музыкальных модуляций, везде обду­манных и приноровленных. Все пассажи в сих экзерсисиях, как в классическом сочинении, означены цифрами, показывающими лады и паль­цы. Надобно прибавить, что оно весьма способно и полезно также для гитар шестиструнной и пятиструнной. Я смело могу назвать сие сочине­ние музыкальным источником, в коем всяк най­дет пользу. Это ключ к тайне играть искусно на приятнейшем инструменте…»

Конечно, С. Аксенов видел очевидную поль­зу в этих больших произведениях для развития семиструнной гитары, но он также знал, что публика не привыкла к публикациям сочинений такого рода и потому тревожился за судьбу уникального технического эксперимента А. Сихры.

В 1819 году Аксенов, учитывая все возраста­ющую популярность семиструнной гитары и от­сутствие доступных пособий для самообучения, переиздал Школу И. Гельда. По заказу книготорговца В. Плавилыцикова она вышла под названи­ем «Школа семиструнной гитары Игнатия фон Гельда, рассмотренная и дополненная С. Аксе­новым». В эту школу он поместил собственную главу — «Способ играть на гитаре гармонически­ми звуками», где дал объяснение, как исполнять на гитаре натуральные и искусственные флажо­леты. Включил он в Школу И. Гельда также собственные пьесы, этюды и обработки. Отметим, что данное учебное пособие от дополнений, сделанных С. Аксеновым, выиграло и в художественном, и в методическом отношении.

Введение Аксеновым искусственных флажо­летов вызвало в музыкальных кругах восторжен­ную реакцию. Журнал «Отечественные записки» отозвался на это так: «Нынче известный люби­тель и отличный игрок на гитаре С. Н. Аксенов открыл способ разыгрывать на сем инструменте гармонические все ноты. До сего известны были единственно три лада — 4,5, 76, издающие флажолетные звуки. С. Аксенов распространил их на все полутоны, привел в систему и приспособил так, что всякий, игравший на гитаре, легко может постичь сие открытие, коль скоро со вни­манием изучит описание оного, помещенное в новой гитарной школе… Любители гармонии с благодарностью узнают о сем открытии, ибо ничто не может быть приятнее флажолетных зву­ков на гитаре: она тогда делается нежнее духо­вых инструментов»7. Примечательно, что гита­рист Фоссэ дополнил Школу Д. Агуадо искусствен­ными флажолетами только в 1827 году.

В 30-е годы Аксенов, с горечью наблюдая падение интереса к гитаре, оставляет ее. М. Стахович по этому поводу писал: «Раз в Лебедян­ской ярмарке встретили его некоторые из моих соседей в гостинице, где пели цыгане. Сидя один в углу, Аксенов взял было гитару и бога­тыми аккордами начал наигрывать цыганскую песню „Ты не поверишь”. Только что вошли в ту комнату другие, привлеченные необыкновенными звуками его игры, он положил гитару и ушел. В последнее время его жизни редко кому удава­лось его слышать, и то слишком близким людям или родственникам. По их отзывам игра его была необыкновенна. Но случаи эти были слишком редки: обманом, как рассказывали мне, добыва­ли забытую им превосходную гитару (гитара работы знаменитого крепостного мастера И. А. Батова — А. Ш.) из ящика, переносили из комнаты в комнату, чтоб он не догадался и чтоб сам слу­чайно взял ее и, играя, зафантазировался. Тогда только можно было его слышать»8.

Умер С. Аксенов в селе Лошаки Рязанской губернии, похоронен в селе Хитрово. На мрамор­ном памятнике начертано: «Здесь погребено тело полковника Семена Николаевича Аксенова, скончавшегося 1853 года мая 30 на 69 году от роду». А ниже: «Боже, суди меня не по беззако­ниям моим, а по милосердию своему».


Примечания:

1 Стахович М. История семиструнной гитары. Спб., 1864.
2
Там же.
3
Там же.
4
Там же.
5
Очерки по истории русской музыки/Под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша. Л. 1956. С. 105.
6
Лады указаны в журнале ошибочно. Натуральные фла­жолеты извлекаются на 5, 7 и 12 ладах.
7
Отечественные записки. — Прим. авт. 1821. Ч. 5. С. 118—119.
8
Стахович М. История семиструнной гитары. С. 9—10.

Источник: А. Ширялин. Семен Николаевич Аксенов // Музыкальный альманах. Выпуск 2. Гитара. М., 1990


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Гитара, Искусство, История, Русская музыка, Русская песня с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>