Русский гитарист и композитор Семён Аксёнов
Выдающимся представителем школы А. Сихры был Семен Николаевич Аксенов (1784—1853). Известный историк гитарного искусства М. Стахович писал о С. Аксенове: «Он был одарен большою музыкальною способностью, и вместе с учителем своим — Сихрою, начал совершенствовать новоизобретенный инструмент. Сихра писал для Аксенова первые трудные вещи для гитары, которые другим ученикам были еще не под силу, а вместе с тем и сам совершенствовался как писатель и как исполнитель»1.
Действительно, свои первые технически трудные произведения «Экзерсисы», изданные в 1817 году, А. Сихра посвящает С. Аксенову. Эти пьесы, по словам М. Стаховича, «кроме высокого музыкального достоинства, исчерпывают все аппликатуры и все пассажи, могущие придать игре ход свободный и широкий»2.
Ввиду красноречивости этого посвящения, мы приводим его полностью.
«Любезный друг! Я имел удовольствие быть твоим руководителем в музыке. Дарования твои увенчались лучшим успехом, и в возмездие за труды ты полюбил меня. Посвящение экзерсисий моих да послужит доказательством, что Сихра находит славу свою в таланте Аксенова, а честь — в дружбе его»3.
М. Стахович очень высоко оценивал роль С. Аксенова в формировании национальных традиций в искусстве игры на семиструнной гитаре: «Он с первой поры оказал большие успехи и помог Сихре усовершенствовать его новый инструмент, но как русский, он первый с любовью начал обрабатывать на гитаре русские песни. С ним вместе и Сихра писал русские песни для гитары. К этому периоду вероятно относятся его великолепные пьесы „Среди долины ровныя”, „Чем тебя я огорчила” и другие вариации на русские темы…» Однако Стахович отмечал и существенные различия в исполнительстве Сихры и Аксенова: «В своих вариациях он (Аксенов — А. Ш.) первый начал употреблять особенно роскошные лигаты, и в этом они разошлись с Сихрою. Сихра не одобрял слишком больших требований певучести от гитары, которая, казалось ему, выходила у Аксенова за пределы средств инструмента; он называл это „цыганщиной”, но Аксенов остался при этом направлении: вибрации и лигаты покрывал он густыми аккордами и составил свой особый род игры и свой особый род фантазирования, в котором в свое время никто не мог с ним равняться. Но с этим вместе он уклонился от дальнейшего совершенствования игры в пассажах правой руки, которые так далеко повел Сихра»4.
Обладая пытливым умом, Аксенов искал новые средства выразительности, обогащал музыкальную палитру инструмента. Он первым стал применять на гитаре искусственные флажолеты и вообще был удивительным мастером звукоподражания. Пение птиц, звук барабана, перезвон колоколов, приближающийся и удаляющийся хор — все это можно было явственно представить, когда он брал в руки гитару. Этими звуковыми эффектами он приводил слушателей в изумление.
С. Н. Аксенов родился в семье рязанского помещика. Получив неплохое домашнее образование, семнадцатилетним юношей Аксенов в 1801 году приехал в Москву, где началась его служба в провиантском ведомстве. В 1810 году Аксенов вышел в отставку и уехал в Петербург. Вскоре он вновь определился на службу — в Лесной департамент, а в 1811 году перешел в контору адресов.
В Петербурге Аксенов знакомится с большим любителем музыки генералом С. К. Вязмитиновым (позднее — военным министром и председателем Комитета министров). Под покровительством высокопоставленного любителя музыки Аксенов довольно быстро стал подниматься по чиновничьей иерархической лестнице. С 1819 года он — чиновник для особых поручений при генерале Абакумове, с 1823 года по 1827-й — чиновник для особых поручений при Военном министерстве, с 1828 года по 1830-й в комиссариатском департаменте Морского министерства, а с того же года и до отставки — член общего присутствия департамента (должность довольно высокая). Такова биография Аксенова-чиновника.
По-иному сложилась судьба С. Аксенова-гитариста. Вместе с А. Сихрой он превращает семиструнную гитару в концертный инструмент, увлекает учителя на путь глубокой разработки фольклорного материала, открывает новые грани гитарного искусства.
В Москве Аксенов почитался лучшим гитаристом-виртуозом. Гитара и любовь к литературе (он был близок к литературным кругам, а с 1818 года состоял членом Вольного общества любителей словесности) привели его в дом известного литератора М. Хераскова, где он и познакомился с М. Высотским, ставшим его учеником.
Поселившись в Петербурге. С. Аксенов в 1814 году стал выпускать «Новый журнал для семиструнной гитары, посвященный любителям музыки». В первом номере журнала были опубликованы его вариации на темы русских песен, в том числе на популярнейшую — «Среди долины ровныя», на темы оперы «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, а также романс «Уж все весну встречает» для голоса в сопровождении гитары. Это был не единственный опыт С. Аксенова такого рода — он писал романсы на стихи поэтов-современников: «Цветы — одно мне утешенье», «Я не скажу тебе — люблю», «Ты песенки желала, Хлоя» и другие. Хотя эти сочинения предназначены для пения в сопровождении фортепиано, характер аккомпанемента — типично гитарный.
В связи с вокальными опытами С. Аксенова интересна мысль, высказанная в «Очерках по истории русской музыки»: „До сих пор почти не изучено творчество композиторов-гитаристов, сыгравших видную роль в развитии русского романса. В этом отношении нельзя не указать на вокальные пьесы лучшего ученика знаменитого Сихры — С. Н. Аксенова. Его сентиментальный романс «К цветам» на слова поэта Ф. Н. Глинки, близкого к декабристскому движению, отличается не только ясной мелодичностью, но и относительным разнообразием фактуры»5.
Кроме уже упомянутого журнала С. Аксенов издавал и отдельные пьесы, например, вариации на темы русских песен «Ах,что ж ты, голубчик», «Винят меня в народе», вариации на тему Дюссека «Охота», на тему Маурера и другие.
Усилиями С. Аксенова были изданы и «Экзерсисы» А. Сихры: он взял на себя расходы по печатанию и хлопоты по их распространению. Был, видимо, риск, что эти столь сложные пьесы не найдут спроса. Поэтому Аксенов накануне выхода «Экзерсисов» дал рекламное объявление в «Московских Ведомостях» (1817, № 21): «Господин Сихра, столь известный любителям гитарной музыки по талантам, по искусству, по практическому и подробному сведению сего инструмента, сочинил ныне для оного четыре больших экзерсисии в тонах do, sol и re major и si mineur. Сим сочинением русская семиструнная гитара смело может гордиться пред всеми доселе известными в свете этюдами, экзерсисиями и школами, изданными на гитару. Экэерсисии г. Сихры выйдут в свет под названием: „Практические правила играть на гитаре в четырех больших экзерсисиях состоящих” и составят очень немалое издание. Правила сии рекомендуются всем знатокам, любителям и обучающимся на гитаре. Только долговременная опытность и деятельность могут производить такие редкие сочинения, еще более заслуживающие внимания и уважения потому, что они сделаны для инструмента весьма нового. В четырех экзерсисиях г. Сихры находятся те же приятности, те же красоты и то же искусство музыки, чем славятся другие инструменты, давно обработанные, и чем гитара стала наряду с ними. Соединение гармонии с мелодиею в сих экзерсисиях, искусственные переходы из тона в другой составляют для слуха прелестную цепь музыкальных модуляций, везде обдуманных и приноровленных. Все пассажи в сих экзерсисиях, как в классическом сочинении, означены цифрами, показывающими лады и пальцы. Надобно прибавить, что оно весьма способно и полезно также для гитар шестиструнной и пятиструнной. Я смело могу назвать сие сочинение музыкальным источником, в коем всяк найдет пользу. Это ключ к тайне играть искусно на приятнейшем инструменте…»
Конечно, С. Аксенов видел очевидную пользу в этих больших произведениях для развития семиструнной гитары, но он также знал, что публика не привыкла к публикациям сочинений такого рода и потому тревожился за судьбу уникального технического эксперимента А. Сихры.
В 1819 году Аксенов, учитывая все возрастающую популярность семиструнной гитары и отсутствие доступных пособий для самообучения, переиздал Школу И. Гельда. По заказу книготорговца В. Плавилыцикова она вышла под названием «Школа семиструнной гитары Игнатия фон Гельда, рассмотренная и дополненная С. Аксеновым». В эту школу он поместил собственную главу — «Способ играть на гитаре гармоническими звуками», где дал объяснение, как исполнять на гитаре натуральные и искусственные флажолеты. Включил он в Школу И. Гельда также собственные пьесы, этюды и обработки. Отметим, что данное учебное пособие от дополнений, сделанных С. Аксеновым, выиграло и в художественном, и в методическом отношении.
Введение Аксеновым искусственных флажолетов вызвало в музыкальных кругах восторженную реакцию. Журнал «Отечественные записки» отозвался на это так: «Нынче известный любитель и отличный игрок на гитаре С. Н. Аксенов открыл способ разыгрывать на сем инструменте гармонические все ноты. До сего известны были единственно три лада — 4,5, 76, издающие флажолетные звуки. С. Аксенов распространил их на все полутоны, привел в систему и приспособил так, что всякий, игравший на гитаре, легко может постичь сие открытие, коль скоро со вниманием изучит описание оного, помещенное в новой гитарной школе… Любители гармонии с благодарностью узнают о сем открытии, ибо ничто не может быть приятнее флажолетных звуков на гитаре: она тогда делается нежнее духовых инструментов»7. Примечательно, что гитарист Фоссэ дополнил Школу Д. Агуадо искусственными флажолетами только в 1827 году.
В 30-е годы Аксенов, с горечью наблюдая падение интереса к гитаре, оставляет ее. М. Стахович по этому поводу писал: «Раз в Лебедянской ярмарке встретили его некоторые из моих соседей в гостинице, где пели цыгане. Сидя один в углу, Аксенов взял было гитару и богатыми аккордами начал наигрывать цыганскую песню „Ты не поверишь”. Только что вошли в ту комнату другие, привлеченные необыкновенными звуками его игры, он положил гитару и ушел. В последнее время его жизни редко кому удавалось его слышать, и то слишком близким людям или родственникам. По их отзывам игра его была необыкновенна. Но случаи эти были слишком редки: обманом, как рассказывали мне, добывали забытую им превосходную гитару (гитара работы знаменитого крепостного мастера И. А. Батова — А. Ш.) из ящика, переносили из комнаты в комнату, чтоб он не догадался и чтоб сам случайно взял ее и, играя, зафантазировался. Тогда только можно было его слышать»8.
Умер С. Аксенов в селе Лошаки Рязанской губернии, похоронен в селе Хитрово. На мраморном памятнике начертано: «Здесь погребено тело полковника Семена Николаевича Аксенова, скончавшегося 1853 года мая 30 на 69 году от роду». А ниже: «Боже, суди меня не по беззакониям моим, а по милосердию своему».
Примечания:
1 Стахович М. История семиструнной гитары. Спб., 1864.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Очерки по истории русской музыки/Под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша. Л. 1956. С. 105.
6 Лады указаны в журнале ошибочно. Натуральные флажолеты извлекаются на 5, 7 и 12 ладах.
7 Отечественные записки. — Прим. авт. 1821. Ч. 5. С. 118—119.
8 Стахович М. История семиструнной гитары. С. 9—10.
Источник: А. Ширялин. Семен Николаевич Аксенов // Музыкальный альманах. Выпуск 2. Гитара. М., 1990