Поэт Алексей Фатьянов. Биография. Творчество

13 ноября ушёл из жизни советский поэт Алексей Фатьянов (1919—1959).


Поэт Алексей Фатьянов. Краткая биография. Песни. Творчество

Начало творческого пути

советский поэт Алексей Фатьянов

Фатьянов Алексей Иванович (1919—1959), русский поэт. Популярные песни (сборники «Поет гармонь», 1955, «Соловьи» опубликован 1960), поэма «Хлеб» (опубликована 1960).

ФАТЬЯНОВ Алексей Иванович [5 марта 1919, село Малое Петрино, ныне Вязниковский район Владимирской области — 13 ноября 1959, Москва] — поэт-песенник.

Всего написал около 200 песен, работал с композиторами В. Соловьевым-Седым, Б. Мокроусовым, А. Новиковым, Н. Богословским, М. Блантером, С. Кацем, И. Дзержинским и другими. Рос в селе Малое Петрино (ныне город Вязники).

В 1929 семья переехала в Подмосковье. В 1937 на Дальнем Востоке давал гастроли Театр Красной Армии. Фатьянов был еще не артист, а ученик театральной школы, но театр взял его с собой. В 1938 окончил ГИТИС (Государственный институт театрального искусства). В 1940 Фатьянов — в ансамбле красноармейской песни и пляски Орловского военного округа, ведущий концертной программы и чтец ансамбля.


Песня «Соловьи». Слушать онлайн. Видео

Песня «Соловьи» («Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат») Василия Соловьева-Седого на стихи Алексея Фатьянова. Исполняет Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. Дирижёр Борис Александров. Солист Евгений Беляев. 9 мая 1975 г.


Великая Отечественная война

Великая Отечественная война застала ансамбль в авиационном гарнизоне в Брянской области. За 25 дней войны ансамбль дал 54 концерта. Фатьянов пишет сатирические частушки, сценки, песни, неистощимы его вдохновение и работоспособность. На передовых позициях Брянского фронта хорошо встречают поэму Фатьянова «Скрипка бойца», его песню «Сходит с линкора моряк» (музыку написал баянист ансамбля А. Рыбалкин). Фатьянов просит отправить его на фронт — его оставляют в ансамбле. В начале 1942 артисты выступили перед воинами прославленной Панфиловской дивизии. Это был последний фронтовой концерт Фатьянова— после разгрома фашистов под Москвой ансамбль был направлен в войска Южно-Уральского округа. На берегу реки Урал произошла встреча Фатьянова и В. Соловьева-Седого, который вспоминал: «Ко мне подошел солдат в кирзовых сапогах — красивый, рослый молодец, голубоглазый, с румянцем во всю щеку, назвался Алексеем Фатьяновым, поэтом, прочел, встряхивая золотистой копной волос, свою песню „Гармоника“. Песня мне понравилась лиризмом, напевностью, юмором. Еще больше мне понравился автор. Чувствовалась в нем богатырская сила…» (Хентова С. Соловьев-Седой в Петрограде–Ленинграде. Л., 1984. С. 94). Командование военного округа поручило Фатьянову и В. Соловьеву-Седому написать песню для воиновуральцев. «Южно-Уральская» сразу стала любимой песней, и сводный полк, отправлявшийся на фронт, прошел с ней по г. Чкалову под духовой оркестр.


Песня «В городском саду». Слушать онлайн. Видео

Песня «В городском саду» Матвея Блантера на стихи Алексея Фатьянова (1947). Исполняет Геннадий Белов. Фрагмент записи с авторского вечера композитора Матвея Блантера. 1978 г.


Фатьянов и Соловьева-Седой

Содружество Фатьянова и Соловьева-Седого уже в 1942 дало 2 песни — «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Музыка к песне «Соловьи» была написана в один присест. Через несколько дней Всесоюзное радио уже передавало эту песню. Маршал Г. К. Жуков назвал «Соловьев» среди трех лучших песен Великой Отечественной войны. После «Соловьев» последовали песни «Ничего не говорила» (1943), «Давно мы дома не были…», «Где ж ты, мой сад?» (1944). Среди песен 1945, победного года «Далеко родные осины» и знаменитая песня о Ленинграде — «Наш город»: «В целом мире нет, нет красивее Ленинграда моего». Солдаты признавали своими песни Фатьянова, переписывали их тексты из армейских газет: «Они с нами шли в годы войны по лесам, полям и болотам, помогали нам жить, воевать, работать, поддерживали нас в трудную минуту…» (Когда весна придет. С. 70).


Песня «На крылечке твоём». Слушать онлайн. Видео

Песня «На крылечке твоём» Бориса Мокроусова на стихи Алексея Фатьянова(1949). Исполняют Вера Васильева и Владимир Ушаков. Кадры из кинофильма «Свадьба с приданым». 1953 г.


После войны

После войны Фатьянов создает такие замечательные песни, как «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «В городском саду», «Золотые огоньки», «По мосткам тесовым…», «Поет гармонь за Вологдой», «Мы люди большого полета», «Путевая-дорожная». Тема авиации в творчестве Фатьянова началась еще во время войны, он написал несколько песен о летчиках и затем с успехом пишет для кинофильма о летчиках «Небесный тихоход» песни — «Перелетные птицы» и «Потому что мы пилоты». К спектаклю «Свадьба с приданым» написал песни «Хвастать, милая, не стану», «На крылечке твоем», «Зацветает степь лесами». Особенно популярной стала песня «Когда весна придет» из фильма «Весна на Заречной улице». Для фильма «Дом, в котором я живу» написал песню «За Рогожской заставой». Для кинофильма «Иван Бровкин» были написаны песни «Ромашка моя», «Сердце друга», «Шла с ученья третья рота», для кинофильма «Бровкин на целине» — песня «Степи оренбургские».


Песня «Хвастать, милая, не стану». Слушать онлайн. Видео

Куплеты Курочкина («Хвастать, милая, не стану») (1949). Песня Бориса Мокроусова на стихи Алексея Фатьянова. Исполняет Виталий Доронин. Кадры из кинофильма «Свадьба с приданым». 1953 г.


Песни Фатьянова в оценке современников

Сердечно встречали песни Фатьянова его современники. М. Луконин вспоминал: «Как мы пели „Соловьи, соловьи!“ А как замечательно пел он сам — помню слезы на глазах у Александра Твардовского» (Там же. С. 61). Фатьянов обладал душой нежной и широкой — это и сказалось в его песнях, в тайне их обаяния, в волшебстве воздействия на слушателей. Феноменальна песенность лирического склада Фатьянова: «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри самой поэтической строки» (Там же. С. 49). К этим словам М. Матусовского можно добавить, что образно-напевные тексты сами подсказывали композиторам оптимальные мелодии, оставалось лишь запечатлеть их на нотном листе. Природную одаренность дополняла постоянная работа над словом, при внешней непритязательности текстов Фатьянова они — плод большого мастерства, «поисков в области ритма с всевозможными затактами, паузами, неожиданными сдвигами и перенесениями ударений в области строения песенной строфы, запева и припева, новых свежих и оригинальных рифм» (Там же. С. 50). Творчество Фатьянова — еще одно свидетельство неизбывной песенной силы России: «Ему не везло — при жизни у него вышла только маленькая книжечка стихов во Владимирском издательстве. Его часто кусали в газетах и журналах… Но ему чертовски везло, он родился в рубашке,— он был одним из любимейших поэтов народа, поэтов, чьи песни пелись буквально на всех углах» (Ошанин Л. Как создавалась песня. М., 1967. С. 170).

Земляки много сделали для увековечения памяти поэта — его имя присвоено школе, в которой он учился, улица в Вязниках, где он жил, также носит ныне его имя. «Ну кто сказал о том, что нет Фатьянова? Поэты в песнях продолжают жить!» (Когда весна придет. С. 17).


5. Песня «Когда весна придет, не знаю». Слушать онлайн. Видео

«Когда весна придет, не знаю» (1956). Песня Бориса Мокроусова на стихи Алексея Фатьянова. Исполняет Николай Рыбников. Кадры из кинофильма «Весна на Заречной улице». 1956 г.


Источник: В. А. Шошин. Фатьянов Алексей Иванович. // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П—Я. С. 667—669.


Сочинения Алексея Фатьянова:

Избранное. М., 1985;
Соловьи. М., 1960;
Это все Россия: стихи и песни. Владимир, 1962;
Соловьи, соловьи: Песни и стихи. Тула, 1977;
Когда весна придет. Ярославль, 1979;
Однополчане: стихотворения и поэмы. М., 1980;
Как песня молодой: книга стихов. М., 1985;
Чудное мгновенье. М., 1988. Т. 2. С. 393–395;
Соловьи [и др. стихи] // Гимн любви. М., 1991. Т. 1. С. 417–418;
Я не хочу судьбу иную…: Стихи и песни. М., 1999.


Литература об Алексее Фатьянове:

Миронер Ф., Хуциев М. Песни в строю // Искусство кино. 1960. № 2;
Ваншенкин К. Из книги «Наброски к роману» // Юность. 1972. № 2;
Парыгин В. Будто встретился с другом военной поры // Октябрь. 1979. № 5;
Матусовский М. Книга, которую можно спеть // Знамя. 1981. № 8;
Железнов П. Наставники и друзья. М., 1982. С. 222–227;
Малышева Т. Алексей Фатьянов: Страницы жизни, страницы творчества. М., 1984;
На крылечке твоем: О песнях А. Фатьянова. Ярославль, 1990;
Бобров А. «Когда весна придет, не знаю…» // Советская Россия. 1994. 29 марта;
Сидоровский Л. «Пусть солдаты немного поспят…» // 24 часа. 1995. № 17;
Петрова В. Алексей Фатьянов // Фатьянов А. Я не хочу судьбу иную…: Стихи и песни. М., 1999. С. 337–340;
Русакова Е. В. Памяти Алексея Ивановича Фатьянова // Русский вестник. 1999. № 41.


Тексты песен на стихи Алексея Фатьянова

СОЛОВЬИ. Музыка В. Соловьева-Седого

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
Немного пусть поспят.

Пришла и к нам на фронт весна.
Ребятам стало не до сна,
Не потому, что пушки бьют.
А потому, что вновь поют.
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

Но что война для соловья!
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом.
Где соловьи всю ночь поют.
А в доме том солдата ждут.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.
Пусть солдаты немного поспят.
Немного пусть поспят.

А завтра снова будет бой —
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив;
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят.
Пусть ребята немного поспят.

1945


В ГОРОДСКОМ САДУ. Музыка М. Блантера

В городском саду играет
Духовой оркестр.
На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест.
Оттого, что пахнут липы
И река блестит,
Мне от глаз твоих красивых
Взор не отвести.

ПРИПЕВ:
Прошел чуть не полмира я —
С такой, как ты, не встретился
И думать не додумался,
Что встречу я тебя.

Знай, такой другой на свете
Нет наверняка,
Чтоб навеки покорила
Сердце моряка.
По морям и океанам
Мне легко пройти,
Но к такой, как ты, желанной,
Видно, нет пути.

ПРИПЕВ

Вот рассвет весенний гасит
Звездочки в пруду.
Но ничто не изменилось
В городском саду.
На скамейке, где сидишь ты,
Нет свободных мест…
В городском саду играет
Духовой оркестр.

1947


НА КРЫЛЕЧКЕ ТВОЕМ. Музыка Б. Мокроусова

На крылечке твоем
Каждый вечер вдвоем
Мы подолгу стоим
И расстаться не можем на миг.
«До свиданья», — скажу,
Возвращусь и хожу,
До рассвета хожу
Мимо милых окошек твоих.

И сады, и поля,
И цветы, и земля,
И глаза голубые,
Такие родные твои,
Не от солнечных дней,
Не от теплых лучей —
Расцветают от нашей
Горячей и светлой любви.

Если надо пройти
Все дороги-пути,
Те, что к счастью ведут,
Я пройду, мне их век не забыть.
Я люблю тебя так,
Что не сможешь никак
Ты меня никогда,
Никогда, никогда разлюбить.

1949


ХВАСТАТЬ, МИЛАЯ, НЕ СТАНУ. Музыка Б. Мокроусова

Хвастать, милая, не стану:
Знаю сам, что говорю.
С неба звёздочку достану
И на память подарю.

Обо мне все люди скажут:
Сердцем чист и не спесив.
Или я в масштабах ваших
Недостаточно красив?

Но про новые рубахи
И костюм, что в праздник сшил,
Мне районный парикмахер
Комплименты говорил.

Ничего не жаль для милой
И для друга ничего.
Для чего ж ходить вам мимо —
Мимо взгляда моего?

Задержитесь на минуту,
Посмотрите мне в глаза.
Я ведь вам ещё как будто
Про любовь не рассказал.

Для такого объясненья
Я стучался к вам в окно —
Пригласить на воскресенье
В девять сорок пять в кино.

Из-за вас, моя черешня,
Ссорюсь я с приятелем.
До чего же климат здешний
На любовь влиятелен!

Я тоскую по соседству
И на расстоянии.
Ах, без вас я, как без сердца,
Жить не в состоянии.

Я тоскую по соседству
И на расстоянии.
Ах, без вас я, как без сердца,
Жить не в состоянии.

1949


КОГДА ВЕСНА ПРИДЕТ, НЕ ЗНАЮ. Музыка Б. Мокроусова

Когда весна придет — не знаю,
Пройдут дожди, сойдут снега…
Но ты мне улица родная
И в непогоду дорога.

На этой улице подростком
Гонял по крышам голубей,
И здесь, на этом перекрестке,
С любовью встретился своей.
И здесь, на этом перекрестке,
С любовью встретился своей.

Теперь и сам не рад, что встретил, —
Моя душа полна тобой.
Зачем, зачем на белом свете
Есть безответная любовь!
Зачем, зачем на белом свете
Есть безответная любовь!

Когда на улице Заречной
В домах погашены огни,
Горят мартеновские печи,
И день и ночь горят они.
Горят мартеновские печи,
И день и ночь горят они.

Я не хочу судьбу иную,
Мне ни за что не променять
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня.
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня.

На свете много улиц разных,
Но не меняю адрес я.
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя.
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя.

1956


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Отечественная война, Советская песня с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>