25 сентября родился советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975). О том, как создавалась одна из самых известных его песен «Родина слышит», рассказывает автор текста — поэт Евгений Долматовский (1915—1994).
Песня «Родина слышит» Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Долматовского. История создания
Песня, спустившаяся из космоса
В своей книге «Путь к звездам» Юрий Гагарин так рассказывает о заключительном этапе первого в мире космического полета: «Трудно передать словами чувства, которые охватили меня, когда я ступил на нашу советскую землю. Прежде всего я был рад тому, что успешно выполнил задание. Вообще те чувства, которыми я был полон,— это одна радость. Когда спускался, пел песню «Родина слышит, Родина знает».
Мелодия этой песни стала позывными последних известий по радио.
В связи со всем этим у песни началась вторая жизнь, и это дает мне право рассказать о рождении песни и первой ее жизни.
Песня была задумана за восемь лет до того, как мне удалось ее написать, и за девятнадцать лет до полета Гагарина.
В 1942 году по заданию редакции фронтовой газеты я побывал у летчиков отряда, работавшего по связи с оккупированной территорией. Мне посчастливилось, правда в качестве пассажира, слетать за линию фронта, куда сбрасывали листовки и газету «Советская Украина» (ее редактором был Николай Бажан).
Возвращались «домой». Все находившиеся в самолете работали, а я только сидел на железной лавочке и ходил по кабине, чтобы размяться, да поглядывал на стрелка, по плечи ушедшего в стеклянный шар с турелью, возвышающейся над хребтом самолета. По движениям, по поведению стрелка можно было угадать об опасности.
Экипаж самолета относился к соглядатаю снисходительно. Радист даже дал мне надеть наушники, и я услышал песню «Помню, я еще молодушкой была». Оказалось, что это пеленг, что самолет наводят на свой аэродром песнями.
Красные и желтые шары зенитных снарядов бесились вокруг, когда мы пересекали линию фронта, а радист все слушал, слушал…
После возвращения меня долго мучила мысль о специальной песне-пеленге, предназначенной для наведения самолетов. Я думал о том, какое это счастье — своими словами звать самолеты домой. Сочинилось стихотворение о том, как певица поет по радио:
А где-то в небесном молчанье,
Стараясь держаться прямой,
С далекого бомбометанья
Идут самолеты домой.
Несут они много пробоин,
Идут тяжело в облаках,
Сидит за приборами воин
В своих марсианских очках.
……………………..
Два мира в эфире боролись…
Сквозь бурю, сквозь грохот и свист
Услышал серебряный голос
В наушниках юный радист.
К тому времени на фронт приехали композиторы Дмитрий Кабалевский и Иван Дзержинский. Они потрогали стихи п объяснили мне, что это о песне, а не песня, что для музыки это не годится.
Обещание, данное самому себе, нереализованная задумка всегда особенно терзают.
Шли годы, а песня все не получалась.
В мирные годы я поселился во Внукове, рядом с аэродромом, и рокот поднимающихся и идущих на посадку самолетов стал аккомпанементом моей жизни. В нелетную погоду, когда было тихо, я уже не мог спать.
Близость аэродрома постоянно напоминала о пеленге. Включив в любое время дня и ночи радиоприемник, я мог найти радиомаяк Внуковского аэродрома — песни шли впритык одна к другой: исаковские, кумачовские, сурковские, ошанинские, гусевские, чуркинские, коваленковские. Изредка попадались и мои, но пеленга среди них не было… Такого, о котором мечталось зимой сорок второго года.
В 1950 году лукавый меня попутал написать пьесу в стихах «Мир». Одним из героев этого сочинения был летчик, ставший после войны садоводом. В составе делегации сторонников мира летит он через Альпы на иностранном самолете. Самолет попадает в бурю, вынужден забираться все выше и выше в облака. Начинается кислородное голодание, и испуганный пассажир-американец скупает у летчиков скудный запас кислорода. Пилоты ослабели, не могут вести машину. Тут садовод вспоминает свою прежнюю профессию и идет в пилотскую кабину. Он ведет самолет сквозь бурю, ему помогает пеленг:
Родина слышит, Родина знает,
Где в облаках ее сын пролетает.
Вероятно, сейчас этот эпизод кажется наивным по всем своим «показателям», в том числе и техническим,— ведь теперь обычные пассажирские самолеты спокойно забираются выше потолка первых астронавтов.
Когда пьеса была принята к постановке Николаем Охлопковым, я обратился к Дмитрию Шостаковичу с просьбой оснастить ее музыкой.
В те годы мы много работали с Шостаковичем, и это было для меня чудесной школой музыки.
Шостакович — это само вдохновение. Несколько замкнутый, внешне рассеянный, а внутренне сосредоточенный, где бы он ни находился и что бы ни делал, он всегда остается как бы наедине с миром музыки.
Я никогда не видел, чтобы он сочинял музыку за роялем, никогда не слышал, чтобы он напевал что-либо.
Он работает за письменным столом, ничего не слыша вокруг. Интересен его почерк — буковки удивительно похожи па нотные знаки.
Сочиняя музыку, Шостакович никогда не требовал от меня изменений стихотворного размера: нужно, чтобы были и мысль и чувства, тогда мелодия найдется.
Через неделю Шостакович позвал меня слушать песню.
Решение песни «Родина слышит, Родина знает» поразило меня. Мне казалось, что именно этих звуков не хватало восемь лет назад, когда наш «Дуглас» возвращался с боевого задания, что я, от рождения лишенный музыкального слуха, только эту музыку слушал, мучаясь над своей пьесой.
И в то же время музыка резко отличалась от характерных для тех времен песен хотя бы своим предназначением для исполнения а капелла.
К экземпляру пьесы были приложены ноты, переписанные квадратным почерком Дмитрия Дмитриевича.
Но пьеса не увидела сцены. С Охлопковым мы вскоре разошлись. Поверив его сценическому опыту, я стал покорно делать «необходимые» и «последние» поправки. Режиссер, однако, требовал все новых и новых поправок, а когда я начал сопротивляться, было уже поздно: пьеса показалась мне безнадежно испорченной, я забрал ее из театра, спрятал в сундук, ключ от которого потерял и до сих пор не хочу найти.
Мне было очень неудобно перед Шостаковичем — ведь он писал музыку специально для пьесы, по заказу автора, а не театра, трудился для несостоявшегося спектакля. Но деловые обстоятельства никакой роли для Шостаковича не играют. Мне казалось, он даже не слушал меня, когда я длинно и нудно объяснял, что провалился с пьесой.
Я считал, что песня погибла вместе с пьесой.
Но вскоре Шостакович обнародовал песню, и опять в очень неожиданном решении — ее исполнял мальчик из хора А. В. Свешникова Женя Таланов. Это был чудесный мальчишеский голос, и запись его осталась и поныне лучшей из всех. Вероятно, хормейстер Евгений Таланов теперь сам слушает ее с удивлением.
С хором Александра Васильевича Свешникова песня обошла всю нашу страну, побывала и за рубежом. Оказалось, что в Японии, например, она уже новинкой считаться не может.
Через десять лет песня спустилась на землю из космоса.
Источник: Долматовский Е. А. Рассказы о твоих песнях. Москва, 1973
Песня «Родина слышит». Ноты
Инструмент: ноты и аккорды;
Тональность: до-мажор;
Уровень сложности: начальный;
Источник: Песни наших дней. Москва, 1985.
Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.
Песня «Родина слышит». Текст
Родина слышит,
Родина знает,
Где в облаках ее сын пролетает.
С дружеской лаской, нежной любовью
Алыми звездами башен московских,
Башен кремлевских
Смотрит она за тобою.
Родина слышит,
Родина знает,
Как нелегко ее сын побеждает,
Но не сдается, правый и смелый!
Всею судьбой своей ты утверждаешь,
Ты защищаешь
Мира великое дело.
Родина слышит,
Родина знает,
Что ее сын на дороге встречает,
Как ты сквозь тучи путь пробиваешь.
Сколько бы черная буря ни злилась,
Что б ни случилось,
Будь непреклонным, товарищ!
1950
Песня «Родина слышит». Слушать онлайн. Видео
«Родина слышит» («Родина слышит, Родина знает») Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Долматовского. Исполняет Государственный академический русский хор п/у А. Свешникова. Солист — Женя Таланов. 1952 г.
Песня «Родина слышит», исполненная а капелла Олегом Судаковым и Егором Летовым, вошла в экспериментальный альбом арт-панк группы « Коммунизм », также названный « Родина слышит ».