Сейчас, когда не за горами выборы в Государственную Думу, активизировались различного рода пиарщики и политтехнологи, зарабатывающие на хлеб внедрением в массовое сознание обещаний о скором и бесповоротном построении Рая в отдельно взятой стране. Бог с ними, с обещаниями. Любой политик во все эпохи и времена раздавал их направо и налево. А люди, чьей профессией является распространение заманчивой агитации среди доверчивой человеческой массы? Бытует мнение, что профессия пропагандиста – изобретение XX или, по крайней мере, XIX века. Но, оказывается, искусство массового психологического воздействия и люди, владеющие этим искусством, существовали испокон веков.
Об этом рассказывает глава из книги Е. Б. Черняка «Химеры старого мира» (Москва, 1970) под названием «Пророки и золотой телец».
Первым организатором психологической войны иногда считают того самого змия, который в раю подтолкнул Еву отведать плод от древа познания. Впрочем, библейский искуситель выгодно отличался от своих последователей, которые не стремились научиться распознавать отличие добра от зла, а были озабочены скорее тем, чтобы выдать одно за другое. Библия знает и другие примеры ловко организованной пропаганды. В предсказаниях библейских пророков более поздние поколения, возможно, многое сочли бы образчиком первобытной психологической войны. Однако пророки неодобрительно относились к поклонению золотому тельцу и не ратовали за его почитание.
Элементы психологической войны можно различить уже в действиях жрецов Древнего Египта, которые, используя свой авторитет и эксплуатируя существовавшие суеверия, не раз провоцировали выступления толпы в борьбе за власть с фараонами. Аналогичные факты известны в истории Индии, Китая и других древних государств Азии. Значительное развитие получила политическая пропаганда в древнегреческих городах-государствах, особенно в Афинах в V и IV веках до нашей эры.
Греческого государственного деятеля и полководца Фемистокла (начало V в. до н. э.) иногда называют родоначальником «черной» пропаганды (ведущейся от имени подставных лиц). Историк Геродот рассказывает, что во время греко-персидских войн Фемистокл около источника питьевой воды высек надпись на камне. Это было обращение к ионийским грекам, которых наступавшие персы включили в состав своей армии. Оно было составлено так, будто бы исходило от самих ионийцев, и призывало ионийских воинов не сражаться на стороне «варваров». Обращение ставило цель вызвать у персидского командования опасение за лояльность своих подневольных союзников. Надо добавить, что исторические сочинения самого Геродота некоторые историки склонны относить к одной из форм государственной пропаганды в древних Афинах.
Сторонники македонского царя Филиппа, стремившегося завоевать всю Грецию, развернули такую деятельную пропаганду, что знаменитый оратор Демосфен, отстаивавший независимость Афин, должен был оправдываться от обвинения в разжигании братоубийственной войны. Немалое значение имела политическая пропаганда в завоеваниях Александра Македонского и в последующем укреплении власти его преемников в захваченных странах Азии и Африки. Еще большую роль играла она в Древнем Риме в эпоху расцвета республики и первые века империи (приблизительно в III в. до н. э. — II в. н. э.). Пропагандистские мотивы окрашивали искусные речи Цицерона, воспоминания Юлия Цезаря, афоризмы императора Марка Аврелия. При раскопках древнеримского города Помпеи (погребенного под потоками лавы во время извержения Везувия в 79 г. н. э.) было найдено примерно 1600 объявлений на стенах, большая часть которых посвящена политическим вопросам. Интересам политической пропаганды во времена империи служили и знаменитые древнеримские зрелища — триумфальные возвращения победоносных полководцев, игры в цирках. Они ставили конечной целью превращение столичного плебса в опору и послушное орудие императорского деспотизма.
Христианство, заняв в IV веке положение господствующей государственной церкви в Римской империи, широко использовало свое влияние на массы верующих для осуществления различных политических планов.
Политическая пропаганда оказалась столь же эффективным оружием в распространении ислама и в завоевании арабами при Мухаммеде и его преемниках-калифах в VII—VIII веках Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и большей части Пиренейского полуострова.
Всё правильно! Мы все вроде как знаем, что нами манипулируют (СМИ, ТВ, РЕКЛАМА и т.д. и т.д.), но поголовно поддаемся этому, как бараны… Очень хитро и умно на нас воздействуют! “ЗАРАЖАЮТ” НАШИ ГОЛОВЫ ЧЕМ ХОТЯТ…. Владимир Ильич (но, я – не Ленин).
Вот-вот. Поэтому и надо задать себе вопрос: кому это выгодно?
” Нам Солнца не надо! Нам партия светит!!!”
Ув. господин Григорьев! А почему бы и Вам в депутаты не пойти? Давно пора!