15 мая родился советский композитор Андрей Эшпай (1925—2015).
Андрей Эшпай. Биография. Высказывания. Список сочинений
Андрей Эшпай. Краткая биография
Лауреат Ленинской премии (1986), Государственной премии СССР (1976). Народный артист СССР (1981).
Андрей Яковлевич Эшпай родился 15 мая 1925 г. в Козьмодемьянске Марийской АССР. В период Великой Отечественной войны служил в рядах Советской Армии. В Московской консерватории, которую Эшпай окончил в 1953 г., его учителями по композиции были Н. Я. Мясковский и Е. К. Голубев, по фортепиано — В. В. Софроницкий. В дальнейшем, до 1956 г., он совершенствовался в аспирантуре под руководством А. И. Хачатуряна.
Один из виднейших мастеров советской музыки, Эшпай внес значительный вклад в развитие различных жанров. Создатель крупных сценических и концертных произведений, он завоевал широкую известность и как автор популярных лирических песен. На протяжении многих лет ведет активную музыкально-общественную деятельность как секретарь правления Союза композиторов РСФСР (1960—1979), а с 1968 г. секретарь правления Союза композиторов СССР. Талантливый пианист, А. Эшпай неоднократно возглавлял фортепианное жюри Международного конкурса им. П. И. Чайковского. В 1965—1970 гг. преподавал композицию в Московской консерватории. С 1977 г. является членом Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, в 1979 г. избран почетным членом Общества им. Ф. Листа (США).
Едва ли есть необходимость представлять любителям музыки этого художника. Не только потому, что он уже давно выдвинулся в первые ряды советских композиторов, а ныне пользуется заслуженным признанием и на мировой арене. Дело еще и в его, прямо скажем, редкой для наших дней разносторонности. Имя Эшпая одинаково хорошо знакомо и почитателям музыкального театра, и посетителям симфонических концертов, и миллионной аудитории кино, телевидения. И не просто знакомо: все они в равной степени попадают под воздействие его индивидуальности, обаяния, его неповторимого дара. Истоки этого явления нетрудно обнаружить: они не только и не столько в универсальности таланта Эшпая как таковой, сколько в органичности для него самого процесса музыкального творчества, той особой естественности, с которой возникает в нем музыка. Что бы он ни писал, над чем бы ни работал — в звуках, которые рождаются в его сознании и запечатлеваются на нотной бумаге, неизменно присутствуют два качества — высочайший профессионализм и творческая, человеческая искренность…
Вероятно, в немалой степени это объясняется самой биографией музыканта, которому, как говорится, «на роду было написано» стать именно композитором. Ведь и детские и юношеские годы его прошли в атмосфере исключительно музыкальной. Отец его, Яков Андреевич Эшпай, был одним из основоположников профессиональной марийской музыкальной культуры, посвятил свою жизнь собиранию национального фольклора, бережно, любовно относился к нему. И это отношение к народному искусству унаследовал и сын.
Затем — многие годы профессиональной учебы. Первый ее этап прошел в Музыкальной школе имени Гнесиных под руководством известного педагога Валерии Владимировны Листовой, а последний, завершающий — в аспирантуре у Арама Хачатуряна. Между этими двумя крайними точками — годы занятий в консерватории под руководством Н. Мясковского, Е. Голубева, а также в фортепианном классе В. Софроницкого. Стоит ли говорить о значении для любого молодого музыканта не только учебы, просто общения с такими мастерами?! Но вот что еще примечательно: сопоставление высказываний двух педагогов о своем ученике. В одном из писем В. Листовой к Эшпаю есть такие строки: «Люди любят тебя не только за твое творческое слово, но преклоняются перед твоей душевной чистотой и обаянием личности». А вот отзыв Хачатуряна, относящийся уже к сравнительно недавнему времени — к 1976 году: «В каждом его сочинении, в каждой нотной строчке, кажется, присутствует сам композитор, энергичный, импульсивный, остро реагирующий на каждое жизненное явление и в то же время поразительно собранный, мыслящий очень четкими категориями, глубоко человечный, интеллигентный и доброжелательный».
Да, цельность художественной и человеческой натуры в высшей степени отличает этого композитора. И, заметим, сохранена им несмотря на то, что его творческое становление и развитие проходило в бурный период музыкальной истории, период постоянного обновления средств музыкальной выразительности, а нередко и ломки сложившихся традиций. Разумеется, все ценное, действительно обогащающее арсенал композиторских приемов, не прошло мимо Эшпая, принято на вооружение, органично применяется им. Однако при этом никакие музыкальные искусы не могли и не могут поколебать его принципиальных творческих убеждений. Каждая строчка его музыки согрета теплотой характера и начисто лишена умозрительности. Холодным наблюдениям ума он решительно предпочитает заметы сердца, порой радостные, но порой и горестные. Не случайно, давая себе однажды своего рода «автохарактеристику», он вспомнил слова одного из любимых своих композиторов — Мориса Равеля: «Я всегда был убежден, что композитор должен доверять бумаге лишь то, что он чувствует, и так, как он чувствует, независимо от того, что собой представляет общепринятый стиль. Великая музыка, я в этом убежден, всегда идет от сердца, музыка, созданная только путем приложения техники, не стоит бумаги, на которой она написана». Таково и кредо самого Эшпая, кредо, которому он верен во всех своих творческих проявлениях.
Если же говорить о характерных приметах музыки этого мастера, то, несомненно, прежде всего необходимо назвать его счастливый мелодический дар, получивший отчетливую и прочную опору в фольклоре его родного марийского народа. Можно лишь напомнить здесь, что эта особенность была ощутима и в ранних работах композитора — «Трех марийских мелодиях» для кларнета и фортепиано, «Симфонических танцах на марийские темы». Не случайно и то, что позднее его внимание привлекли народные мелодии Венгрии: марийцы и венгры — два народа, очень близких по происхождению и культурным традициям. А «Венгерские напевы» для скрипки с оркестром — одно из первых произведений Эшпая, прочно закрепившихся в репертуаре, снискавших широкую популярность, и поныне покоряющих слушателей своим виртуозным блеском и динамикой, широким мелодическим дыханием. А совсем недавно эта же связь с национальными корнями была подтверждена в сочинениях, удостоенных Ленинской премии: «Песнях горных и луговых мари» и «Концерте для гобоя с оркестром».
Список сочинений Эшпая велик и многообразен. Но бросается в глаза, что в «серьезной» сфере композитор решительно предпочитает инструментальные жанры. Да и образная рельефность музыки позволяет ему в полной мере доносить свои замыслы до аудитории и без слов. Вспомним: ни одна из пяти симфоний его не сопряжена с определенной литературной программой. Но не случайно автор счел нужным дать, например, первым двум эпиграфы, которые очень точно настраивают слушателя на нужную эмоциональную волну. На титульном листе Первой симфонии — слова Маяковского: «Надо вырвать радость у грядущих дней». Подзаголовок-эпиграф Второй короток, но ясен: «Хвала свету». Четвертая симфония по своему тематизму и образному строю перекликается с балетом «Круг», посвященным борьбе против зла, за счастье людей. Наконец, Пятая симфония не менее отчетливо связана с образами войны и борьбы за мир, ибо, по словам самого автора, в ней «выражено то главное, что было в моей судьбе — и в военную пору, и в наши дни». А то, что это не декларация, не слова, а подлинное содержание симфонии, ощутили слушатели уже в момент ее первого исполнения.
Эшпай тонко чувствует природу концертного жанра и любит его. В этом сказалось, по-видимому, и влияние второй специальности композитора — пианистической. В его фортепианных и скрипичных концертах (равно как и в концерте для гобоя) в полной мере развернулась и фантазия композитора и его мастерство; они особенно привлекательны светлой, одухотворенной лирикой, но вместе с тем многие их страницы дышат страстной экспрессией, романтической взволнованностью. Закономерно, что концерты Эшпая украсили репертуар многих выдающихся солистов, среди которых по праву должны быть названы скрипач Эдуард Грач, пианист Владимир Крайнев, гобоист Алексей Любимов.
Особое место в творческой биографии Эшпая, да и вообще в летописи советской музыки последних лет занял балет «Ангара». Блестяще поставленный в Большом театре Юрием Григоровичем, он вот уже более десяти лет не сходит со сцены. Музыка Эшпая стала подлинной основой спектакля, ибо в ней заключены яркие характеристики героев — наших современников, она словно вобрала в себя специфические признаки звуковой атмосферы наших дней, художественно обобщила их. «Композитор, оставаясь верным своим творческим принципам,— писал Евгений Светланов,— сумел проявить в «Ангаре» и новые грани своего дарования. Язык автора — современный, образный, эмоциональный. Музыке балета свойствен острый драматизм, определяющийся самим сюжетом. Наряду с этим композитору удались все лирические страницы (а их немало), связанные со светлым чувством любви и счастья. Проникновенные мелодические эпизоды, наполненные сердечной теплотой и искренностью— это, на наш взгляд, особая удача Эшпая».
Вера в демократическую природу искусства, тяга к широкой аудитории побуждают Эшпая работать не только в области симфонической и камерной музыки, но также писать песни, эстрадные инструментальные пьесы. Композитор не видит пропасти между этими жанрами, и в его творчестве они взаимно обогащаются. Его лирические песни уже давно завоевали всенародную популярность, ибо это не подделки «на потребу дня»; они неизменно отмечены строгостью и благородством вкуса. И в каждом сочинении — от балета и симфонии до инструментальной миниатюры и песни — различим и явственно слышим неповторимый голос композитора, который ведет со слушателем живую беседу, находит верный путь к сердцам. «Интересно работать в разных жанрах,— утверждает он.— Ведь главное в любом жанре — выявить и сказать правду. Думаю, что в правдивом отражении своего времени — смысл труда каждого художника».
Андрей Эшпай о своей семье
Андрей Эшпай о своих учителях
Мой педагог по Музыкальной школе имени Гнесиных Валерия Владимировна Листова — человек поразительных знаний, необыкновенной широты взглядов, подлинного учительского дара; она умела передать своим воспитанникам способность сохранять возвышенный взгляд на мир. Святое отношение к музыке, строгость музыкальных суждений, безупречный вкус соединялись у Валерии Владимировны в замечательной гармонии с тонким и острым юмором, совершенной простотой и естественностью. Учительница была строга к нам, требовательна, и она нас любила. Ее строгость и требовательность никогда не производили действия обиды. Это была высшая справедливость, которую дети прекрасно чувствуют и в которой они нуждаются.
К сожалению, у Николая Яковлевича Мясковского я занимался очень немного, лишь в самом начале консерваторского курса. И мне кажется, что в его класс должны были бы поступать более оснащенные в профессиональном смысле ученики, чем я в ту пору. Метод его преподавания мне запомнился следующим. Николай Яковлевич никогда не предлагал вам своего решения. А когда он видел, что ученик оказывался в тупике (куда идти дальше?), он порывисто вставал из-за рояля, подходил к полке, доставал те или иные ноты и предлагал студенту тот или иной образец — не для подражания, конечно, а чтобы разбудить фантазию, натолкнуть на верное решение. Конечно, так мог делать только человек с огромной эрудицией и широтой кругозора. Беспримерные личные качества Николая Яковлевича, простота и доброта в сочетании с высоким авторитетом главы московской композиторской школы (он был олицетворением музыкантской совести) делали общение с ним в высшей мере притягательным. Само это общение было громадным стимулом к работе. Он вселял в нас веру в собственные силы. А это очень важно, потому что в юные годы музыкант, как правило, мечется из одной крайности в другую («я — гений», «я — бездарность»). Для меня же это было особенно важно, так как я совмещал занятия по композиции и фортепиано. Он поощрял это, в то время как некоторые другие советовали мне бросить либо композицию (так как композиторов очень много), либо фортепиано (так как это очень трудное дело). Слову Николая Яковлевича я верил, оно меня поддерживало и поддерживает до сих пор, хотя его давно уже нет с нами…
Я чрезвычайно благодарен также и другим моим наставникам — Евгению Кирилловичу Голубеву и Араму Ильичу Хачатуряну, которые открыли мне многие секреты композиторского мастерства. Мне в жизни повезло — у меня были прекрасные учителя.
Дружеские отношения с Софроницким, сложившиеся во время учебы, сохранялись и в дальнейшем. Владимир Владимирович был художником неповторимым в своей индивидуальности. Сохранившиеся, пусть даже прекрасные, записи все же не дают полного представления о его способности воздействия на слушателей. Как истинный художник, он в своих концертах был чрезвычайно изменчив. Искренность его натуры была такова, что в минуты взлета он был способен на бесценные откровения, а иной раз творческая нерасположенность делала его концерты, по сути, несостоявшимися. Таким был Софроницкий и в жизни — чуждым всякой позе, не умеющим скрывать свое настроение, приспосабливаться к обстоятельствам и людям. Он был прост и скромен, чуждался пустых разговоров, но зато общителен и естествен во время занятий. Софроницкий много играл сам на уроках, все показывал за инструментом, объяснял лаконично и необычайно выразительно. И во всем исходил прежде всего от музыки. Техническая свобода исполнителя была для него чем-то само собой разумеющимся. Когда у нас, учеников, с этой стороной дела не все оказывалось в порядке, это его раздражало, ибо отвлекало от главного. И хотя многие его чисто профессиональные советы были чрезвычайно полезны, главное состояло в том, что он учил нас доносить до слушателя сущность музыки.
Андрей Эшпай о композиторской технике
В необъятном мире искусства происходит постоянное обновление музыкального языка: двенадцатитоновая техника, пуантилизм, алеаторика, сонористика, новый подход к оркестровому письму, дающий свежие тембровые сочетания, и тому подобное. Все это должно быть в поле зрения современного художника, и слушателя тоже — иначе он остановится в своем развитии, в своей способности воспринимать. Когда знакомишься с новыми сочинениями — что-то нравится, что-то не нравится, но все воздействует на воображение, является его пищей, которая должна быть регулярной, как обыкновенная еда. Только владея всем арсеналом композиторских средств, художник сможет полноценно выразить свою мысль. Плохо выраженная идея работает против самой идеи. Конечно, все виды техники хороши лишь тогда, когда они уместно использованы и помогают в выражении художественной мысли, а не демонстрируют лишь престидижитаторскую «ловкость рук» технически оснащенного комбинатора. Язык музыки будет развиваться и в дальнейшем. Это естественный процесс, за которым параллельно следует и развитие воспринимающих способностей слушателя.
Андрей Эшпай о народной песне и фольклоре
Андрей Эшпай о сочинительстве
Существует широкоизвестное высказывание Пауля Хиндемита, и многие композиторы его разделяют, видимо, потому, что процесс, за редкими исключениями, имеет общую основу. Суть сводится к следующему. Вы размышляете о сочинении, которое решили написать (а это навязчивая идея, и вы должны быть ею одержимы). И вот в какой-то момент перед вами внезапно, как озарение, возникает «здание» в целом. Этот изначальный импульс появляется неожиданно, он основан на тайне. Потом вы начинаете строить этот «дом». Несете при этом невосполнимые потери: исчезают все «блистательные» (на взгляд автора, разумеется) детали, да и общий контур существенно меняется, отдаляясь от первой модели. Правда, иногда появляются новые подробности — например, некий выпирающий «балкончик», деталь, которой вы гордитесь, и действительно, это может быть любопытным местом в вашем сочинении, которое привлечет внимание любознательных коллег. Но в общей конструкции оно может оказаться лишь мешающим форме придатком. Замечу, что на этом пути одно «слово», записанное вовремя, дороже вороха запоздалых воспоминаний. Строительство музыкального здания может быть быстрым или, наоборот, затянуться и стать томительно долгим. Чем меньше вы несете на дороге потерь, тем больше вам сопутствует удача, если с самого начала это не было всего лишь иллюзией. Разумеется, если вы пишите симфонию, у вас не должна получиться оперетка (хотя и такое бывает). Но часто первоначальные планы композитора претерпевают решительные метаморфозы, и замысел кардинально видоизменяется. Напомню, что, скажем, материал фортепианного концерта был использован Стравинским в его Симфонии в трех частях; много подобных случаев встречалось и в практике Прокофьева.
Ассоциации — вещь весьма индивидуальная, они зависят часто просто от настроения. Подчас можно «увидеть» в одном и том же сочинении и облака, и сточную канаву. Так что там, где автор не предпослал определенной программы, пусть слушатель руководствуется собственными ощущениями. Музыка обладает противоположными свойствами: она понятна и непереводима.
Андрей Эшпай о джазе
Андрей Эшпай об опере
Форма оперы мне, очевидно, далека. К тому же есть тематические сферы, которые я с трудом представляю себе на оперной сцене. Особенно когда речь идет о современности, хотя есть композиторы, которые находят и в этом жанре довольно убедительные пути к современной теме. Скажем, опера венгерского композитора Эмиля Петровича «Это война»; много любопытного и в опере шведа Карла Блумдаля «Аниара», действие которой происходит в космосе. Так что, повторяю, все зависит от таланта композитора. Этим же определяется и жизнеспособность оперы как жанра в каждом конкретном случае. Мне кажется, что сказанное относится, в частности, к музыкальной комедии или мюзиклу. Разница между последними невелика: на мой взгляд, мюзикл — это музыкальная пьеса с большим пониманием необходимости драматургического действия и развития. С опереттой сейчас как-то чаще ассоциируются некоторые чисто развлекательные моменты и соответствующие выразительные средства. С появлением «Моей прекрасной леди» или «Вестсайдской истории» мы получили образцы нового подхода к жанру. Эти образцы демонстрируют плодотворные пути в развитии музыкального театра. И опять-таки все зависит от таланта. У нас есть немало композиторов, которые могли бы успешно проявить себя в этой сфере.
Андрей Эшпай о своих песнях и работе в кино
Большинство написанных мною песен является частью музыки к кино. Возможно, в последних кинофильмах песен меньше, хотя я и продолжаю работу в кинематографе. Должен сказать, что рассматриваю музыку как полноправный компонент фильма. Музыка, порой даже отдельная музыкальная фраза, может решить сцену, сказать больше, чем слово. Вместе с тем подчас приходится опасаться перенасыщения музыкой той или иной киноленты. Это приводит к иллюстративности, иногда даже смешной. Музыки в фильме, на мой взгляд, должно быть ровно столько, сколько нужно, и даже чуточку меньше. Фраза должна быть «короче» мысли, заложенной в ней. Это в равной мере относится и к симфонической музыке. Для композитора, особенно молодого, работа в кино — великолепная лаборатория. Написав сегодня музыку, вы завтра же можете ее услышать, проверить себя. Но вместе с тем композитор должен очень осмотрительно, я бы сказал выборочно, работать в кино. Тут необходимо самоограничение, иначе неизбежны самоповторы, штампы. Так можно потерять что-то главное, действительно существенное.
Мелодия — одно из самых сильных выразительных средств, одно из главных свойств самой музыки. А отсутствие этого дара у композитора ставит для меня под сомнение талант сочинителя вообще.
Андрей Эшпай об исполнительстве
Судьба сочинения зависит от исполнения, иногда первого — удачного или неудачного. Оно может означать рождение партитуры, а может стать и «смертным приговором» сочинению. Кто нас играет, тот и дает жизнь нашим опусам: неисполненное сочинение не существует. Талантливый, умный, заинтересованный артист — главный помощник композитора. Нужны яркие пропагандисты среди интерпретаторов, чтобы композиторы знали, что их творения будут исполнены живо и с любовью. И такие исполнители есть — как среди дирижеров, так и среди инструменталистов и вокалистов. Тем не менее в повседневной филармонической практике существует известная инертность. Слов нет, проще и надежнее сыграть симфонию Бетховена или Брамса, даже что-нибудь из советской классики, чем неапробированное сочинение. К совсем новой музыке отношение чаще всего несколько опасливое. Не каждый хочет брать на себя смелость знакомить с ней публику, даже если сам он убежден в ее высоких художественных достоинствах. Но мне, как представителю «композиторского цеха», не хотелось бы бросать упрек исполнителям. Действительно, далеко не всякую аудиторию заинтересует новая музыка; люди, воспитанные на классическом или, скажем, романтическом искусстве, могут поначалу отнестись к ней с непониманием. А ведь исполнителю как воздух необходима сочувственная реакция аудитории. И это тоже надо иметь в виду, когда речь идет о контактах с разными группами слушателей. Мне кажется, нужна нормальная филармоническая жизнь, которая подразумевает систематическое исполнение, наряду с классикой, новых сочинений современных авторов. В таких условиях широкая, интересующаяся искусством публика регулярно знакомилась бы с ними, получала бы необходимую художественную информацию. И тогда настоящее искусство найдет себе верных приверженцев, а то, что художественно неполноценно, неизбежно отомрет.
Андрей Эшпай о музыкальной критике
Список музыкальных сочинений Андрея Эшпая
балеты — Ангара (по пьесе А. Арбузова «Иркутская история», 1976, Большой т-р СССР), Помните! (Круг, 1981, Куйбышевский т-р оперы и балета),
оперетта Нет меня счастливее (Внимание, съемка!, 1968, Ленингр. т-р муз. комедии, Киев: 1972, под названием Седьмое небо, Прага);
мюзикл Любить воспрещается (Свадьба по жребию, 1973, Братислава);
для голосов, хора и орк. — кантата Ленин с нами (сл. В. Маяковского, 1968);
для орк. — 5 симфоний (1959; Хвала свету, 1962; Памяти отца, 1965; Симфония-балет, 1981; 1985—1986), симф. танцы на марийские темы (1951), Вариации на тему Н. Я. Мясковского (1966), праздничная увертюра Кремлевские куранты (1970), Песни горных и луговых мари (1983; Ленинская премия. 1986), концерт для орк. с солирующими трубой, ф-п., вибрафоном и контрабасом (1967);
для инструментов с орк. — концерты: 2 для ф-п. (1954, 1972), 2 для скр. (1956, 1-я премия на 6-м Междунар. фестивале демократич. молодежи и студентов в Москве; 1977, памяти Н. Я. Мясковского), для гобоя (1982; Ленинская премия, 1986), Венгерские напевы для скр. с орк. (1953, 1-я премия на 5-м Междунар. фестивале демократич. молодежи и студентов в Варшаве);
камерно-инстр. ансамбли — для скр. и ф-п.: 2 сонаты (1966, для 3-го Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского; 1970), Мелодия и танец (1950), для квинтета медных духовых Анданте и Аллегро (1985),
для кларнета и ф-п. — 3 марийские мелодии (1947), сюита (1952), прелюдия, адажио, фуга (1949);
для ф-п. — 2 сонатины (1951, 1971), Колыбельная и 6 прелюдий (1947), Детский альбом (1970), Метр и ритм (1970). Венгерская тетрадь (25 венгерских песен для ф-п., 1976), Две испанские песни (1979), Навязчивый мотив (1979);
для органа — Пассакалия (памяти Н. Я. Мясковского, 1951), прелюдия (1975); 3 пьесы для флейты соло (1984—1985);
для голоса с ф-п.— романсы и песни (ок. 100), в т. ч. С первой встречи с тобой (сл. Г. Регистана, 1955), Нет, скажешь ты! (сл. Г. Регистана, 1957), Москвичи (Сережка с Малой Бронной, сл. Е. Винокурова, 1958), Почему, отчего? (сл. В. Котова, 1958), Ты, только ты! (сл. Г. Регистана, 1959), Песня Маши (сл. Г. Поженяна, 1960), А снег идет (сл. Е. Евтушенко, 1962), Песня о дружбе (сл. В. Карпеко, 1962), Песня о тишине (сл. Л. Дербенева, 1972);
музыка к спектаклям драм, т-ров — «Опасный возраст» С. Нариньяни (1960, Моск. т-р им. Ленинского комсомола), «Танцы на шоссе» З. Гердта и М. Львовского (1962, Ленингр. т-р драмы им. А. С. Пушкина), «Покой нам только снится» Ю. Шевкуненко (1962, Моск. т-р им. А. С. Пушкина), «Прерванная мелодия» К. Коршунова (1964, Марийский т-р им. М. Шкетана, Йошкар-Ола), «Волшебники живут рядом» А. Хазина (1964, Ленингр. т-р миниатюр под рук. А. Райкина), «Теория невероятности» М. Анчарова (1966, Моск. т-р им. М. Н. Ермоловой), «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по А. Линдгрен (1968, Моск. т-р сатиры), «Неравный брак» В. Константинова и Б. Рацера (1970, Моск. т-р им. М. Н. Ермоловой), «Обыкновенное чудо» Е. Шварца (1971, Моск. т-р сатиры);
музыка к кинофильмам и телефильмам (ок. 50) — «Повесть о первой любви» (1957), «Ночной патруль» (1957), «Исправленному верить» (1959), «Жажда» (1960,), «Карьера Димы Горина» (1961), «Приходите завтра» (1963), «Майор Вихрь» (1968), «Бабье царство» (1968), «Директор» (1970), «Адъютант его превосходительства» (1972), «Трактир на Пятницкой» (1978), «Емельян Пугачев» (1979).
Список литературных сочинений Андрея Эшпая
Старейший чувашский музыкант: Хроника музыкальной жизни // Сов. музыка. 1953. № 11. С. 93 [А. Н. Тогаев];
Вечер камерной музыки: Из концертных залов // Сов. музыка. 1954. № 12. С. 96 [Произведения К. Дебюсси, И. Ферстера, Д. Шостаковича];
Радостно жить и работать в такое время!: К новому музыкальному году // Сов. музыка. 1961. № 1. С. 7—9 [Высказывания композиторов о своей работе в 1960 году и о планах на 1961];
А вам смешно? // Моск. правда. 1961. 1 янв.: [Подборка ответов деятелей искусства и литературы столицы на вопросы анкеты-шутки газеты «Московская правда» о самом смешном событии в истекшем году и об их новогодних пожеланиях];
Музыку диктует жизнь // Марийская правда (Йошкар-Ола). 1961. 1 янв.;
Путевые заметки // Сов. музыка. 1961. № 3. С. 161 —163: [О поездке с авторским концертом в Кишинев, Одессу, Сталине, Харьков];
На ленинградском смотре // Сов. музыка. 1961. № 6. С. 76—79; [Смотр творчества композиторов Российской Федерации];
Песня мира звучит в космосе // Муз. жизнь. 1962. № 17, сент. С. 1—3 [Высказывания деятелей музыкального искусства о космических полетах];
Творить для народа, во имя коммунизма: С пленума правления Союза композиторов СССР // Правда. 1963. 29 марта [Отчет с пленума, посвященного работе молодежи. Выступления];
Талант призван служить обществу: Творить для народа, во имя коммунизма // Сов. культура. 1963. 30 марта [Речь на II пленуме правления Союза композиторов СССР];
С трибуны молодежного пленума // Сов. музыка. 1963. № 6. С. 16 [Выступление на II пленуме Союза композиторов СССР, посвященном творчеству молодых композиторов];
Марсель Рубин — композитор и дирижер // Сов. культура. 1963. 4 июня; Советская песня в Польше // Муз. жизнь. 1963. № 14, июль. С. 13 [Об итогах проведенного Обществом польско-советской дружбы Всепольского конкурса участников самодеятельности на лучшее исполнение советской песни];
Звучит музыка Кодая // Сов. музыка. 1964. № 3. С. 103—104;
За круглым столом «Молодой гвардии» // Мол. гвардия. 1964. № 7, июль. С. 309—316: [Высказывания композиторов и музыковедов о развитии музыкальных жанров, их связях и взаимовлиянии. О джазовой музыке и ее влиянии на песню];
Три вопроса автору // Сов. музыка. 1965. № 11. С. 149: [Беседа с композитором о его творческих планах, о работе над опереттой «Тетя Соня из Херсона»];
О судьбе народа // Сов, культура. 1965. 7 ноября: [О творческом пути молодого чувашского композитора М. Алексеева];
Читатели — журналу // Муз. жизнь. 1965. № 24, дек. С. 1—2 [О работе журнала и его задачах в связи с наступлением Нового года];
Как вы оцениваете прошедший фестиваль? О своих впечатлениях говорят… // Муз. жизнь. 1966. № 3, февр. С. 3: [Высказывания о прошедшем в Москве фестивале «Музыкальное искусство Ленинграда»];
Музыка над Невой // Правда. 1966. 3 мая: [Об итогах фестиваля «Ленинградская музыкальная весна»];
Слушая Эдуарда Грача… // Сов. культура. 1966. 17 ноября: [О концерте Э. Грача в Малом зале Московской консерватории];
Подснежники // Труд. 1967. 26 февр. [Их подарки: мелодии, стихи, картины. Беседа о новых работах. О законченной оперетте «Т. С. (Тетя Соня)» и новых песнях];
Талант и поиск: Проблемы современного музыкального творчества // Веч. Ленинград. 1968. 8 июня: [О соотношении традиции и эксперимента в советском музыкальном искусстве];
В спорах о бесспорном // Сов. культура. 1968. 22 июня [О различных музыкальных жанрах];
На неделе Карла Орфа // Сов. музыка. 1968. № 10. С. 124—125 [О творчестве композитора Карла Орфа (ФРГ). Об опере К. Орфа «Прометей» и об ее постановке в Вюртембергском оперном театре];
Искусство отличается от факта на величину души художника // Сов. музыка. 1968. № 12. С. 4—6 [Современное искусство и современные средства выразительности. Вопросы национального стиля];
Обсуждаем «Поэторию» Р. Щедрина // Сов. музыка. 1969. № 11. С. 29—30 [Выступление в секретариате Союза композиторов СССР];
Певцы и песни Сопота // Муз. жизнь. 1969. № 21, ноябрь. С. 22 [Беседа с членом жюри IX фестиваля эстрадной песни А. Я. Эшпаем о прошедшем фестивале];
Диалог о старшем друге / Совм. с Р. Щедриным // Грант Григорян. Воспоминания, очерки, статьи.— М., 1971. С. 31—39: [О творчестве Гранта Григоряна];
Радость взаимопонимания // Сов. культура. 1971. 17 апр. [О состоявшейся в Орджоникидзе в Северо-Осетинской гос. филармонии творческой встрече трудящихся республики с делегацией московских композиторов];
Творчество молодых композиторов и современность // Муз. жизнь. 1971. № 14, июль. С. 1—3; Сов. музыка. 1971. № 8. С. 9—16: [Доклад на IV пленуме правления Союза композиторов СССР];
Дружба не знает границ // Веч. Москва. 1972. 28 янв.: [О творческой дружбе коллективов Московского театра оперетты и Пражского музыкального театра «Карлин-Нусле»]: «Ангара» — новый балет // Веч. Москва. 1972. 9 сент. [О своих новых работах];
Рассказывает Андрей Эшпай: Наши интервью // Сов. Чувашия (Чебоксары). 1972. 3 окт.; На вопросы «Советской музыки» отвечают… // Сов. музыка. 1972. № 12. С. 11 —12 [Критические заметки и воспоминания о советской музыке];
Единство: В братской семье народов // Сов. культура. 1973. 1 янв.: [О мероприятиях Союза композиторов, в связи с 50-летием образования СССР];
Высокое звание учителя / Совм. с С. Стемпневским, Ю. Зверевой // Сов. музыка. 1973. № 2. С. 134—135 [К 60-летию советского педагога-музыканта Д. А. Блюма];
«Дирижер»: Телепремьеры // Сов. культура. 1973. 2 февр. [Рец. на фильм о творчестве Е. Светланова];
Крылатый смычок скрипача // Веч. Москва. 1973. 21 февр.: [Рец. на выступления скрипача Э. Грача];
«Композиторы Москвы — трудящимся столицы»: Говорят участники Московского пленума // Сов. музыка. 1973. № 9. С. 12—13: [Публикация фрагментов докладов композиторов на пленуме Московского Союза композиторов СССР];
Песня, которую я люблю: Круглый стол «Советской культуры» // Сов. культура. 1973. 13 ноября;
Крылья мелодии // Известия (моск. веч. вып.), 1974. 12 марта [Рец. на две новые работы Московского театра оперетты — ревю «Песня для тебя» и оперетту-песню «Василий Теркин»];
Наша цель — воспеть великие свершения советского народа: V съезд композиторов СССР // Сов. культура. 1974. 9 апр.;
…Привлек меня высоким мастерством: Фестиваль «Ленинградская музыкальная весна» // Веч. Ленинград. 1974. 13 мая;
Впереди — «Ангара» // Веч. Москва. 1974. 13 июля: [О своих новых работах для кино и театра];
Советская музыка — верный друг, воспитатель строителей новой жизни: Говорят делегаты V съезда Союза композиторов СССР // Сов. музыка. 1974. № 8. С. 9—11;
Новое имя в искусстве: Певица Валентина Толкунова // Сов. Россия. 1974. 17 авг.;
Музыкантов ГДР приветствует Андрей Эшпай: К 25-летию Германской Демократической Республики // Сов. музыка. 1974. № 10. С. 108;
Оркестр озвучивает фильмы // Веч. Москва. 1974. 12 окт.: [К 50-летию со дня образования Гос. симфонического оркестра кинематографии СССР];
Отстаивать художественные замыслы: Музыка в кино // Сов. культура. 1974. 13 дек.;
Источник вдохновенья // Правда. 1974. 30 дек.: [К 70-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского];
Большой театр в моей жизни: Предложение // Театр. 1976. № 3. С. 130—131: [Деятели искусства и литературы, науки и техники, спорта о значении Большого театра в их жизни];
Композитор о своем творчестве // Сов. Чувашия (Чебоксары). 1976. 4 марта;
Смотр творчества московских композиторов // Муз. Жизнь. 1976. № 8, апр. С. 20—21; Щедрость таланта // Веч. Москва. 1976. 20 апр. [О творчестве актрисы Московского театра оперетты Т. Шмыги];
Скрипка — душа исполнителя // Веч. Москва. 1976. 23 июня: [Рец. на цикл концертов «Шедевры скрипичной камерной музыки». Исполнители Э. Грач и А. Малолеткова];
Весело, остроумно // Сов. культура. 1976. 7 дек. [Об оперетте Р. Гаджиева «Мама, я женюсь!» в Московском театре оперетты];
Голос скрипки: Концерт Эдуарда Грача // Сов. культура. 1977. 21 янв.;
Музыка молодых // Моск. комсомолец. 1977. 17 февр.;
Моск. правда. 1977. 17 февр.: [О работе IV пленума правления Союза композиторов СССР];
Проблемы творчества молодых композиторов: IV пленум правления Союза композиторов СССР // Муз. жизнь. 1977. № 8, апр. С. 1—3: [Доклад];
О задачах Союза композиторов СССР по выполнению постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» // Сов. музыка. 1977. № 5. С. 8—23: [Доклад на IV пленуме правления Союза композиторов СССР];
Открытие мелодии // Сов. Россия. 1977. 15 мая: [О творчестве советской композиторской молодежи];
Сын полка — народный артист // Сов. культура. 1977. 20 мая [Творческий портрет народного артиста СССР К. К. Иванова];
Радуюсь успехам своих друзей: Звучит музыка композиторов РСФСР // Сов. музыка. 1977. № 7. С. 32—33: [Заметки о VII пленуме марийских композиторов];
Революции посвящается: Навстречу 60-летию Великого Октября // Сов. музыка. 1977. № 10. С. 12;
Вижу заполненный зал: Союз искусства и труда // Сов. культура. 1977. 4 окт.;
Принадлежит народу // Сов. Россия. 1977. 25 окт.: [О культуре и искусстве РСФСР];
Молодые композиторы принимают эстафету // Культура и жизнь. 1978. № 1. С. 10—11;
Личность легендарная…: Анатолию Николаевичу Александрову — 90! // Сов. музыка. 1978. № 5. С. 6—7;
Слово об учителе // Муз. жизнь. 1978. № 10, май. С. 8—9: [О А. И. Хачатуряне];
Москва открывает новые имена // Сов. культура. 1978. 9 июня: [Интервью. О VI Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве];
Заключительные аккорды конкурса // Известия. 1978. 7 июля: [Об итогах конкурса пианистов на VI Международном конкурсе им. П. И. Чайковского];
Москва. Эстрада. Джаз-78 // Муз. жизнь. 1978. № 15, авг. С. 8—9: [О Шестом фестивале советской эстрадной и джазовой музыки];
Выполняя решения партийного съезда // Сов. музыка. 1978. № 9. С. 2—7;
Незабываемое впечатление // Заря Востока (Тбилиси). 1978. 28 ноября [О программе концерта грузинской симфонической музыки в Москве];
Искусство высокое, праздничное // Известия (веч. вып.) 1979. 11 сент.: [Рец. на премьеру программы «Нам 60 — все цирки в гости к нам» в Московском цирке];
Искать гармонию // Коме, правда. 1979. 25 ноября: [О деятельности Всесоюзной комиссии по работе с творческой молодежью Союза композиторов СССР ];
VI съезд композиторов СССР // Сов. культура. 1979. 27 ноября;
Старейший дирижер // Веч. Москва. 1980. 1 февр.: [О творческом вечере дирижера Г. Юдина в Большом зале Моск. консерватории];
Великая миссия советской музыки: Из выступлений делегатов VI съезда композиторов СССР // Сов. музыка. 1980. № 3. С. 56—78;
Секрет популярности // Сов. культура. 1980. 11 марта: [Рец. на кн.: Зак В. О мелодике массовой песни];
Волнующий мир чувств / Совм. с Б. Чайковским // Сов. культура. 1980. 28 марта: [Краткая рец. на концерт Большого симфонического оркестра ВР и ЦТ под упр. В. Федосеева];
Интересное исследование // Муз. жизнь. 1980. № 12, июнь. С. 24: [Рец. на кн.: Блок В. Метод творческой работы С. Прокофьева. М., 1979];
Песня и жизнь: За круглым столом «Музыкальной жизни» // Муз. жизнь. 1980. № 15, авг. С. 1;
Годы активного творчества: Корреспонденту «Советской культуры» рассказывают… // Сов. культура. 1980. 8 авг.;
Музыка Сергея Прокофьева / Совм. с Е. Малининым // Веч. Москва. 1981. 23 апр.;
Заключительный аккорд фестиваля // Веч. Москва. 1981. 11 мая: [О I Моск. Международном музыкальном фестивале];
Начало традиции // Сов. культура. 1981. 12 мая: [Впечатления от I Международного музыкального фестиваля в Москве];
Памятные для меня встречи: Золотой юбилей БСО // Сов. музыка. 1981. К» 7. С. 73—74: [50-летие Большого симфонического оркестра ЦТ и ВР];
Ждем творческих встреч и открытий / Совм. с Г. Свиридовым, Е. Образцовой, Б. Покровским, А. Бабаджаняном, К. Караевым и др. // Заря Востока (Тбилиси). 1981. 22 окт. [О Всесоюзном фестивале советской музыки в Грузинской ССР];
Приглашение в мастерскую // Сов. культура. 1981. 10 ноября: [Рец. на кн.: Ансимов Г. Режиссер в музыкальном театре. М., 1980];
Сердце чище злата: К 125-летию со дня рождения С. И. Танеева // Огонек. 1981. № 50, дек. С. 26—27;
Скрипка и альт // Веч. Москва. 1981. 21 дек.: [О концерте Э. Грача в Концертном зале им. П. И. Чайковского];
Нужны знатоки жанра // Сов. культура. 1982. 23 апр.: [О проблеме подготовки артистов эстрады в музыкальных училищах];
Школа консерватории // Веч. Москва. 1982. 24 апр.: [О музыкальном училище при Моск. консерватории];
Мелодии наших дней / Совм. с В. Рябовым // Веч. Москва. 1982. 14 окт.;
Эстрадный альбом // Сов. культура. 1982. 26 окт.: [Рец. на концерт эстрадно-симфонического оркестра ЦТ и ВР под управлением Ю. Силантьева];
Встреча с юностью // Муз. жизнь. 1983. № 1, янв. С. 3: [О своей поездке по сельским районам Чувашской АССР];
Первые лауреаты // Сов. культура. 1983. 8 янв.: [Об итогах Всесоюзного конкурса музыковедов им. Б. В. Асафьева];
Нужны непосредственные связи с жизнью / Совм. с В. Левашовым, О. Фельцманом // Сов. музыка. 1983. № 2. С. 121 —124: [Композиторы о своих концертных поездках в сельскую местность];
Дни, полные музыки // Таллин. 1983. № 3, май — июнь. С. 86—87: [О Всесоюзном фестивале советской музыки. Таллин, 1983, март];
Радость общения // Веч. Москва. 1983. 19 сент.: [О творческом пути Академического симфонического оркестра Московской филармонии. К 30-летию со дня организации];
Музыка мира и дружбы // Сов. культура. 1983. 20 окт.: [К итогам II Международного симпозиума музыковедов в Самарканде];
Музыка молодых // Сов. Россия. 1984. 24 янв.;
Не числом прожитых лет // Сов. культура. 1984. 21 февр.: [Размышления о творчестве молодых советских композиторов];
Биение живых голосов // Сов. культура. 1984. 7 авг.; Традиционное в современности // Коммунист Таджикистана (Душанбе). 1984. 19 сент.
Литература об Андрее Эшпае
Медведев А. Андрей Эшпай // Советская музыка: Статьи и материалы.— М., 1956. Вып. 1. С. 278—280;
Никифорова Л. Новые встречи в искусстве: Композитор Эшпай // Моск. комсомолец. 1956. 19 июля;
Евгеньев И. Художественная взыскательность // Сов. культура. 1957. 19 марта;
Дараган Д. Скрипичный концерт А. Эшпая.— М., 1959;
Дараган Д. Г. Андрей Эшпай.— М., 1960;
Карташев Н. Большой полет его музыки // Марийская правда (Йошкар-Ола). 1961. 12 янв.;
Хренников Т. Гимн свету // Правда. 1962. 5 ноября: [О Второй симфонии];
Чулаки М. Вторая симфония А. Эшпая // Сов. культура. 1962. 13 ноября;
Мартынов И. Хвала свету // Известия (веч. вып.). 1962. 14 ноября;
Калашников М. Вторая симфония А. Эшпая // Марийская правда (Йошкар-Ола). 1962. 25 ноября;
Мирзоев М. Андрей Эшпай в Баку // Бакинский рабочий. 1962. 26 дек.;
Кипнис В., Шапиро И. Встреча с композитором // Львовская правда. 1963. 21 дек.;
Нисневич Л. Фронтовики // Сов. культура. 1964. 9 мая;
Чичков Ю. Его песни распевает молодежь // Соц. Якутия (Якутск). 1964. 26 июня;
Разумова Т. Гости Магнитки: Встреча с автором популярных песен // Магнитогорский рабочий. 1965. 30 янв.;
Гродницкая Н. Новые встречи с Андреем Эшпаем // Коммунист (Саратов). 1965. 17 марта;
Оганесян Э. Музыка моего друга // Комсомолец (Ереван). 1965. 26 мая;
Страженкова И. О родном крае // Сов. культура. 1965. 29 мая: [О 3-й симфонии];
Мурадели В. Творческий портрет: Песни сердца // Веч. Москва. 1965. 13 июля;
Свершения и люди // Сов. культура. 1966. 20 янв.;
Савиных Р. Андрей Эшпай // Красное знамя (Харьков). 1966. 8 апр.;
Сосновская О. Оперетта А. Эшпая // Сов. музыка. 1967. № 1. С. 33—35 [Об оперетте А. Эшпая «Тетя Соня»];
Поляновский Г. Музыкальные премьеры // Веч. Москва. 1969. 8 янв.: [О кантате «Ленин с нами»];
Музыкальная Лениниана // Ленинское знамя. 1969. 10 янв.;
Трошева Е. Внимание: оперетта! // Муз. жизнь. 1970. № 10, май. С. 17—18: [Рец. на оперетту А. Эшпая «Внимание, съемка!»];
Соколов М. Дебютирует… концерт // Веч. Москва. 1972. 26 сент.: [О 2-м концерте для ф-п. с оркестром];
Андрей Эшпай.— М., 1973;
Таривердиев М. Музыка утра // Комс, правда. 1973. 28 авг.;
Васильев Н. В контакте с народом // Сов. культура. 1973. 14 сент.;
Богданова А. Андрей Эшпай // Муз. жизнь. 1974. № 2, янв. С. 15—17;
Штейнберг Е. Утверждение радости // Коммунист (Саратов). 1974. 27 янв.;
Рудовский И. Балет «Ангара» // Сов. культура. 1974. 15 марта;
Пасхалов В. За роялем автор // Сов. культура. 1974. 20 авг.;
Савицкий Н. В стихии музыки. Кинообозрение // Правда. 1974. 28 дек.: [Рец. на фильм «Звезда экрана»];
Богданова А. Андрей Эшпай.— М., 1975;
Богданова А. Щедрость красок // Сов. культура. 1975. 11 апр.;
Хачатурян А. О моем ученике // Сов. музыка. 1975. № 5. С. 14—15;
Балтии А. «Река течет, берега остаются…» // Там же. С. 16—18;
Козлова Н. «Всегда праздник…» // Сов. культура. 1975. 16 мая;
Виноградов И. Новая встреча с Эшпаем // Марийская правда (Йошкар-Ола). 1975. 18 мая;
Артищева Р. Звучит марийская музыка // Марийская правда (Йошкар-Ола), 1975. 1 июня;
Захарько В. Рождение «Ангары» // Известия. 1976. 1 янв.;
Макаров А. На берегу Ангары // Лит. газета. 1976. 28 июля. С. 8;
Хачатурян К. Все жанры музыки… На соискание Государственной премии СССР // Сов. Россия. 1976. 13 авг.;
Леденев Р. Живая музыка: На соискание Государственной премии СССР // Сов. культура. 1976. 28 сент.;
Страженкова И. Музыка Андрея Эшпая // Моск. правда. 1976. 12 дек.;
Лихачева И. Щедрость мелодии // Сов. Россия. 1978. 11 июля;
Богданова А. «Эта музыка требует новых мыслей» // Сов. музыка. 1980. № 4. С. 49—51: [О кантате А. Эшпая «Ленин с нами»];
Новоселова Л. Творчество А. Эшпая / Общ. ред. С. В. Аксюка.—М., 1981.
Андрей Эшпай. Дискография
«Ангара», фрагменты балета. Орк. ГАБТа СССР, дир. А. Жюрайтис // СЮ 11949
«Круг», балет в двух действиях. Симф. орк. Гостелерадио, дир. Э. Хачатурян // СЮ 16189 (2 пл)
Симфония № 1 ми-бемоль минор. ГСО СССР, дир. К. Иванов; Симфония № 3 «Памяти отца». БСО Гостелерадио СССР, дир. Ф. Мансуров // СЮ 05401
Симфония № 2 ля мажор. ГСО СССР, дир. К. Иванов; Соната № 1 для скрипки и ф-п. си-бемоль мажор. Э. Грач, А. Малолеткова; Соната № 2 для скрипки и ф-п.
Э. Грач, А. Эшпай // СЮ 05649
Симфония № 2 ля мажор. ГСО СССР, дир. К. Иванов; Концерт для оркестра с
солирующими трубой, ф-п., вибрафоном и контрабасом. БСО Гостелерадио СССР, дир. Г. Рождественский, солисты: Т. Докшицер, М. Мунтян, А. Огородников, Л. Андреев // СЮ 04305
Симфония № 4 (Симфония-балет). БСО Гостелерадио СССР, дир. В. Федосеев // СЮ 19279
«Ленин с нами», кантата для хора с орк., (ел. В. Маяковского), Большой хор и
БСО Гостелерадио СССР, дир. И. Гусман // СЮ 02499
1. Концерт для оркестра с солирующими трубой, ф-п., вибрафоном и контрабасом; 2. Концерт № 2 для ф-п. с оркестром. ГСО СССР, дир. Е. Светланов; солисты: А. Максименко, П. Мещанинов, Б. Степанов, Р. Азархин (1), А. Эшпай (2) // СЮ 05659
Концерт № 2 для ф-п. с оркестром. В. Крайнев, Симф. орк. Моск. Филармонии, дир. Д. Китаенко // СЮ 21273
Концерт № 1 для скрипки с оркестром соль минор; Венгерские напевы для скрипки с оркестром. Э. Грач, Симф. орк. Гостелерадио СССР, дир. Ф. Мансуров; Соната № 2 для скрипки и ф-п. Э. Грач, А. Эшпай // СЮ 13773
Концерт № 2 для скрипки с оркестром (Памяти Н. Мясковского). Э. Грач, Симф.
Орк. Моск. Филармонии, дир. Д. Китаенко; Соната № 1 для скрипки и ф-п. си-бемоль мажор. Э. Грач, А. Малолеткова; Соната № 2 для скрипки и ф-п. Э. Грач, А. Эшпай // СЮ 16731
Соната № 2 для скрипки и ф-п. Э. Грач, А. Эшпай // СЮ 03239
Токката для ф-п. М. Воскресенский. // МЮ 35279
Колыбельная и Танец для двух ф-п. Г. и Ю. Туркины // МЮ 36575
Эстрадные песни // М61 06891
Фрагменты из сюиты «Цирк». Эстр. орк. п/у Ю. Силантьева // С62 00509
«Солнечный день». Песни, эстрадные и джазовые композиции // С60 09229
«Воспоминания». Увертюра, Фантазия на темы трех песен, Джазовая композиция «Воспоминания» // С60 42635
Источник: Андрей Эшпай. // Гордость советской музыки. М., 1987.