115 лет назад, 22 октября 1905 года родился советский поэт Яков Захарович Шведов (1905—1984).
Песня «Орлёнок» Виктора Белого на стихи Якова Шведова. История создания
Легенда о юном герое
Я всегда был уверен в том, что песня «Орленок» писалась поэтом в два приема, а может быть, и более того. Поющие песню не замечают этого, и хорошо, что не замечают: значит, песня создает образ, вызывает большое волнение, воспринимается как целостное произведение искусства и нет ни нужды, ни желания рассматривать ее в деталях.
Почему я считал эту песню дважды написанной? Украинское слово «хлопцы» сразу определяет место действия. Добавим еще степи, ковыльные степи. Конечно, это Украина.
Но вот герой обращается к орленку — «лети на станицу». Это уже донские степи, кубанские, если станица. Но «станица» не разбивает создавшегося в сознании образа — в донских станицах да и на Кубани сливаются русская и украинская речь, и слово «хлопцы» вполне на месте.
Но строчка «гремучей гранатой от сопки врагов отмело» сразу переносит нас в другие края. Ни на Украине, ни на Дону, ни на Кубани не называют возвышенность сопкой. Курганом, холмом — да. Но сопка — слово дальневосточное. В словаре Даля оно характеризуется как сибирское и камчатское речение. Даль утверждает, что раньше сопками называли небольшие вулканы (у него еще написано «волканы»), а потом стали именовать так всякую возвышенность.
В 1904 году появился вальс «На сопках Маньчжурии».
В песнях гражданской войны, да и вообще в художественной литературе 20-х годов, слово «сопка» не звучало, видимо, казалось слишком местным речением, либо применялось только по отношению к вулканам. Постепенно слово это приобретало, так сказать, всесоюзное звучание и к 1936 году утвердилось. Дальневосточные события, пограничные инциденты, спровоцированные японскими самураями, направляли внимание народа к Дальнему Востоку. Там японские солдаты нападали на наши заставы.
«Солдаты». А было ли это слово ходовым в гражданскую войну? Нет! Доказательства? Пожалуйста, пусть свидетельствуют песни. В дальневосточной партизанской: «разгромили атаманов, разогнали воевод…» (или еще «всех господ»); в другой песне: «белая армия — черный барон…»; в песне, сочиненной одним из комиссаров Первой Конной П. Бахтуровым, «Конница лихая» битву дают буржуям, кулакам, царским холопам, палачам. А слово «солдат» не употребляется. Оно как бы осталось в окопах первой мировой войны, в декретах и воззваниях юной Советской власти. По отношению к врагу это слово стало звучать лишь в 30-х годах, и именно в связи с тем, что японские солдаты лезли на наши границы.
Итак, я давно пришел к выводу: песня писалась сперва на сюжет из гражданской войны на Украине, а потом в одну из строф проникли мысли о том, что сейчас творится па Дальнем Востоке. Я спросил недавно поэта Якова Шведова, автора «Орленка», как создавалась песня, и получил подтверждение своих предположений. Песню Шведов и композитор Виктор Белый написали для спектакля «Хлопчик», готовившегося в 1936 году к постановке в Театре имени Моссовета.
В спектакле была сцена в тюремной камере — молодые красноармейцы попали в руки белополяков (обратите внимание, что белополяков, а не каких-то неопределенных «солдат»).
В спектакле пелись лишь четыре строки:
Орленок, орленок, могучая птица,
Лети ты в далекий мой край,
Там мама-старушка по сыну томится,
Родимой привет передай.
Вот эти четыре строки — всего лишь фрагмент спектакля, цитата из недописанной песни — вдруг запелись. И пришлось Шведову и Белому дописывать песню.
Музыка уже была, образ, составляющий основу песни, уже существовал, он был задан спектаклем.
Как я и предполагал до разговора со Шведовым, на листке бумаги происходила борьба между сюжетом, продиктованным пьесой об украинском хлопчике в гражданскую войну, и волновавшими в те дни, в 1936 году, всех людей событиями на Дальнем Востоке. Короче говоря, поэту очень хотелось написать современную песню, но его сдерживали сюжет пьесы и то, что песня должна была запеться именно в театре.
Вот как проникли в песню «Орленок», «сопка» и «солдаты».
Как это уже не раз бывало с героями песен, шестнадцатилетний герой «Орленка» по мере распространения песни становился все более реальной и даже исторической фигурой. Почему это происходило? Потому, что в красноармейских первых отрядах много было таких вот мальчпшек и называли их орлятами. И уже не имело решающего значения место действия — сопка или курган, степь или горы. Самоотверженность, вера в победу, волнение за судьбу героя — все это шло из песни к людям. И «Орленок» завоевывал сердца в те далекие довоенные времена.
Песню пели многие артисты, а потом она стала звучать на комсомольских собраниях и пионерских линейках. Когда песню поют все, артисты перестают ее петь. Но певец Александр Окаемов слишком любил эту песню, чтоб исключить ее из репертуара по причине — все и так знают песню, что ж ее петь со сцены.
Александр Окаемов летом 1941 года вступил добровольцем в народное ополчение. Осенью того же года ополченцы с Красной Пресни попали в окружение. Пропал без вести красивый и милый человек, певец, ставший воином.
На протяжении последующих восемнадцати лет об Александре Окаемове ничего не было известно. Кто-то распространил слухи, что певец поступил на службу к врагу. Все, кто знал Окаемова, не верили этому.
Наша вера в чистоту пропавшего без вести товарища недавно получила документальное подтверждение. Попав в руки врага, Александр Окаемов стал подпольщиком. Его предали. Гестаповцы требовали, чтобы он выдал своих товарищей, обещали за это сохранить жизнь. Певец-патриот, конечно, отказался отвечать на допросах. Зимней ночью его, избитого, босого, вывели на расстрел. Окаемов запел «Орленка».
Рассказ о том, как верного сына Родины вели на расстрел, дошел до нас, долетел с таким опозданием, а все же долетел благодаря поискам, проведенным директором Кричевского краеведческого музея товарищем Мельниковым. От доброго имени Саши Окаемова была отогнана тень, а песня об орленке приобрела еще одну трагическую и высокую ноту.
«Орленок» — один из немногих литературных героев, которому поставлен памятник (на Урале, в Челябинске).
Источник: Долматовский Е. А. Рассказы о твоих песнях. Москва, 1973
Песня «Орлёнок». Ноты
Инструмент: ноты и аккорды;
Тональность: си-бемоль минор;
Уровень сложности: начальный;
Источник: Песни наших дней. Москва, 1985.
Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.
Песня «Орлёнок». Текст
Орленок, орленок,
Взлети выше солнца
И степи с высот огляди.
Навеки умолкли веселые хлопцы,
В живых я остался один.
Орленок, орленок,
Блесни опереньем,
Собою затми белый свет.
Не хочется думать о смерти, поверь мне,
В шестнадцать мальчишеских лет.
Орленок, орленок,
Гремучей гранатой
От сопки солдат отмело.
Меня называли орленком в отряде,
Враги называют орлом.
Орленок, орленок,
Мой верный товарищ,
Ты видишь, что я уцелел.
Лети на станицу, родимой расскажешь,
Как сына вели на расстрел.
Орленок, орленок,
Товарищ крылатый,
Ковыльные степи в огне.
На помощь спешат комсомольцы-орлята,
И жизнь возвратится ко мне.
Орленок, орленок,
Идут эшелоны,
Победа борьбой решена.
У власти орлиной орлят миллионы,
И нами гордится страна.
1936
Песня «Орлёнок». Слушать онлайн. Видео
«Орлёнок» («Орленок, орленок, Взлети выше солнца»). Песня Виктора Белого на стихи Якова Шведова. Исполняет Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Виктора Попова в программе «Праздничный пионерский концерт». 1983 г.