18 октября родился советский композитор Владимир Григорьевич Захаров (1901—1956).
Песня «Ой, туманы мои, растуманы» Владимира Захарова на стихи Михаила Исаковского. История создания
Вряд ли найдется в нашей стране человек, который не любил бы песен, созданных двумя замечательными мастерами — поэтом Михаилом Исаковским и композитором Владимиром Захаровым. «Вдоль деревни», «Провожанье» («Дайте в руки мне гармонь»), «И кто его знает», «Шел со службы пограничник» — эти и многие другие песни известных авторов до сих пор любимы народом, хотя родились они давно, еще в 30-е годы.
Тема новой колхозной деревни всегда была ведущей в творчестве композитора В. Захарова, много лет руководившего Государственным русским народным хором имени Пятницкого. Но в военное время эта тема потребовала иного решения. Композитор хотел показать своих героев—людей колхозной деревни— в новых условиях, в суровой битве с врагом. Так родилась у Захарова мысль о партизанской песне. «Этой песни нам не хватает чрезвычайно,— писал он в январе 1942 года своему постоянному соавтору Михаилу Васильевичу Исаковскому. Тогда только что отгремели бои за Москву, принесшие нашим войскам первую важную победу. Большую помощь наступающим частям оказали в этих боях партизанские отряды — московские, брянские, смоленские.
— Вскоре я послал Захарову два новых стихотворения,— вспоминал поэт.— Одно из них было шуточное, другое — эпическое, посвященное моим землякам, партизанам Смоленской области. Это второе стихотворение, «Ой, туманы мои», возникло на основе моих воспоминаний о родных краях, захваченных оккупантами.
В это время хор имени Пятницкого совершал длительную поездку. Девять месяцев выступал он на фронте и в тылу — в военкоматах и госпиталях, на заводах, фабриках, в колхозах и совхозах.
Ранней весной 1942 года в Свердловск, где в то время выступал хор, пришло письмо из Чистополя. «Сегодня у нас радость, — записывает в своем дневнике товарищ и соратник Захарова по руководству коллективом П. Казьмин. — Владимир Григорьевич получил от Исаковского тексты новых песен. Одна из них — «Ой, туманы мои, растуманы».
Захаров с увлечением принялся за дело. Работал он, по свидетельству Казьмина, больше по ночам. Днем всевозможные дела, репетиции, вечерами — концерты. А ночью никто не мешает. «Владимир Григорьевич сидит, заправляет коптилку кусочками воска, сосредоточенно думает. Заполняются нотные листки».
Так продолжалось все лето. Захаров по нескольку раз переделывал, снова и снова шлифовал написанное.
«Песня должна быть такая,—написал на рукописи В. Захаров, — чтобы ее хотелось петь самим партизанам. Мужественность, уверенность, серьезность. Песня должна быть очень широкая, русская».
В августе в Челябинске наконец стали разучивать песню. Репетиции шли легко и быстро. «И когда ее запел весь хор, — вспоминает П. Казьмин, — когда припев подхватили высокие женские голоса, мурашки побежали по телу: хорошая песня, мужественная, раздольная, волнует по-настоящему».
Так, по ночам под тусклый свет коптилки, в купе вагона, отделенном от коридора занавеской, где не было ни рояля, ни пианино, была создана одна из лучших песен Великой Отечественной войны — «Ой, туманы мои, растуманы».
Пожалуй, ни в одной другой песне не раскрыта так грозная, могучая сила народного гнева. И когда впервые, в октябре 1942 года, песня была исполнена в Москве, слушатели с волнением воспринимали слова о партизанах, которые достойно, по-русски встретили оккупантов:
Повстречали — огнем угощали.
Навсегда уложили в лесу
За великие наши печали.
За горючую нашу слезу!
Песня звучала как клятва, как приговор врагу. В фольклорном кабинете Государственного русского народного хора имени Пятницкого бережно хранятся письма фронтовиков. В одном из них мы читаем: «Блокада прорвана. Девятые сутки идет бой. Группа бойцов и командиров услышала по радио песню «Ой, туманы мои, растуманы». Хорошая песня! Спасибо товарищу Клодниной, спасибо всему коллективу хора имени Пятницкого от фронтовиков— участников прорыва блокады города Ленина».
Валентина Клоднина, чье имя упоминается в письме фронтовиков,— одна из лучших солисток хора того времени, — была запевалой этой песни. В ее исполнении песня «Ой, туманы мои, растуманы» достигала огромного драматического звучания.
— Мне запомнилось выступление в одном из госпиталей, — вспоминает певица. — После исполнения песни наступила тишина и довольно длительная. А затем — бурные продолжительные аплодисменты. Один из раненых встал и сказал: «Спасибо за эту песню. Она дает нам новые силы, возвращает здоровье, и мы скоро вернемся на фронт».
Песня «Ой, туманы мои, растуманы», созданная Героем Социалистического Труда М. В. Исаковским и народным артистом СССР В. Г. Захаровым, здравствует и поныне. И сегодня, как и много лет назад, слышится ее мужественный и величавый напев:
Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные леса и луга!
Уходили в поход партизаны,
Уходили в поход на врага.
Источник: Луковников А. Е. Друзья-однополчане. Москва, 1980
Песня «Ой, туманы мои, растуманы». Ноты
Инструмент: ноты для голоса и аккорды;
Тональность: до-мажор;
Уровень сложности: начальный;
Источник: Луковников А. Е. Друзья-однополчане. Москва, 1980.
Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.
Песня «Ой, туманы мои, растуманы». Текст
Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные леса и луга!
Уходили в поход партизаны.
Уходили в поход на врага.
На прощанье сказали герои:
«Ожидайте хороших вестей!»
И по старой Смоленской дороге
Повстречали незваных гостей.
Повстречали — огнем угощали.
Навсегда уложили в лесу
За великие наши печали.
За горючую нашу слезу.
С той поры да по всей по округе
Потеряли злодеи покой:
День и ночь партизанские вьюги
Над разбойной гудят головой.
Не уйдет чужеземец незваный,
Своего не увидит жилья…
Ой, туманы мои, растуманы!
Ой, родная сторонка моя!
1942
Песня «Ой, туманы мои, растуманы». Слушать онлайн. Видео
«Ой, туманы мои, растуманы» («Уходили в поход партизаны»). Песня Владимира Захарова на стихи Михаила Исаковского. Исполняет Государственный русский народный хор имени М. Е. Пятницкого. Солистка — Лидия Николашина. Запись с музыкального вечера, посвящённого 100-летию со дня рождения М. Е. Пятницкого. 1964 г.