Баллада Жуковского «Светлана». Фильм

25 декабря наступает католическое Рождество, а с ним целая череда традиционных христианских праздников. До православного Рождества (7 января) ещё далеко, но уже предчувствуется и Рождественская ночь, и Старый новый год, и Крещение. Самое время посмотреть какой-нибудь интересный фильм.


Экранизация баллады Василия Жуковского «Светлана»

Карл Брюллов. Гадающая Светлана

Картина Карла Брюллова (1794—1881) «Гадающая Светлана» (1836), Художественный музей, Нижний Новгород.

Характеризуя балладу Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) «Светлана» (1808—1822), русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848), как-то написал такие строки:

Тогдашнее общество бессознательно почувствовало в этой балладе новый дух творчества, новый дух поэзии. И общество не ошиблось.

Здесь трудно не согласиться со словами неистового Виссариона. Да, действительно, общество не ошиблось. Ни тогдашнее, ни современное нам с вами. Произведение Жуковского высоко ценили не только представители первой половины XIX века (например, Пушкин несколько раз упоминает и цитирует «Светлану» в романе «Евгений Онегин»), но и благодарные потомки вплоть до наших времён, когда оно вошло в школьную программу.

Среди многих достоинств баллады можно выделить одно, которое каким-то неведомым образом, наверное, никогда не попадало в поле зрения критиков.

Романтический сюжет, таинственная атмосфера, древние языческие обряды… Всё это — необычайно богатый материал для изобразительного искусства, что, например, блестяще продемонстрировал Карл Павлович Брюллов (1799—1853), написав картину «Гадающая Светлана» (1836). Для кинематографа, по той же самой причине, баллада представляет не меньшую ценность, и, подобно многим шедеврам русской классической литературы, она могла бы стать одним из самых любимых произведений отечественных кинематографистов, но…

Остаётся только гадать, почему «Светлана», вот уже более двухсот лет вызывающая всеобщее восхищение, была экранизирована только в 1997-м году, когда появился фильм Надежды Якушевой.

Этот фильм мы и предлагаем вам посмотреть. А тем, кому фильм понравится, мы предлагаем ознакомиться с историей его создания, взятой вместе с фотографиями вот отсюда.


Экранизация баллады Жуковского «Светлана». Смотреть онлайн

Фильм Надежды Якушевой «Светлана». По мотивам одноимённой баллады Василия Жуковского
Автор сценария и режиссёр: Надежда Якушева. Оператор: Валерий Мартынов (II). Композитор: Геннадий Банщиков. Художник: Владимир Банных. Продюсер: Александр Капица.
В ролях: Майя Мелдере, Александр Чередник, Ксения Жукова, Сергей Бызгу, Валерий Жгун, Ольга Кирсанова-Миропольская, Валентина Касьянова, Анна Литова, Ольга Онищенко, Полина Орлова (II), Елизавета Радзивилл, Евгений Корбат, Олег Ганженко.


Фильм «Светлана». История создания

Раз в крещенский вечерок…

Режиссёр Надежда Якушева и актёр Александр Чередник

Режиссёр фильма «Светлана» Надежда Якушева и актёр Александр Чередник, сыгравший жениха главной героини.

19 января на занятии ЛИТО «Балтийский парус» им. Н. Н. Альтовской мы открыли в Союзе писателей год кино фильмом «Светлана» режиссера Надежды Якушевой. На встречу с членами ЛИТО пришли актеры Александр Чередник, сыгравший жениха Светланы, Валентина Касьянова — подружка главной героини и режиссер фильма Надежда Якушева.


Ровно 20 лет назад, в феврале 1996 года в окресностях Петрозаводска начались съемки картины, — начала свой рассказ режиссер Надежда Яковлева. — Февраль оказался теплым и снег начинал таять, нам даже приходилось свозить снег на дорогу, чтобы санки могли легко скользит. Сниматься приходилось в сложных временных условиях: нужна была ночь и луна. Подружкам надо было бегать по нетронутому снегу, а у нас дубли. Очень сложные съемки были у Сергея Бызгу, который сыграл черта. 2—3 часа делали грим, а потом целая смена съемки. Пить Сергей мог только через соломинку, а есть было нельзя.


Надежда рассказала, как у неё рождались картины святочной баллады сначала в голове, а затем надо было их воплотить в натуре.


Главная героиня Светлана нравственно чистая, очень милая и робкая девушка. Её сыграла замечательная латвийская актриса Майя Мельдере, закончившая художественную школу. Майя с 4 лет занималась народными танцами, и до фильма «Светлана» уже снялась в фильме С. Г. Микаэляна «Сто солдат и две девушки».

Жизнь русского человека раньше была тесно связана с традициями и обрядами. Страх перед неизведанным и желанием узнать свою судьбу толкал молодых девушек к гаданию. Гадание на зеркале традиционно для русских святочных обрядов. И трогательная Светлана в нарядном платье садится перед зеркалом, чтобы увидеть своего суженого.


Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти нереальны, и Надежда Якушева с художником Владимиром Банных вводят нас в эту реальность бытия. Мы умиляемся картинами русского быта сказительницы, сидящей за ткацким станком, умиляемся пением мелодичных народных песен, которые исполняет Анна Литова.


Я помню, какой сложный грим делала Жанна Радионова жениху Александру Череднику. 3 часа накладывала маску на лицо слой за слоем, и потом целую смену он лежит в гробу, а мы ему на грудь укладываем червей и пиявок. Один дубль, второй — черви расползаются, пиявки впиваются в тело и сосут кровь актера, а он должен лежать неподвижно.


Но когда Александру задали вопрос: Насколько сложно было играть эту роль? Саша, улыбаясь ответил:


Я получил огромное удовольствие играть в этой картине. Мне очень понравился костюм, в который меня одела художник Галина Антипина. У меня была очаровательная и очень трогательная партнерша. Мне там и играть-то не пришлось, я все время молчал. А когда я лежал в гробу и снимали обратную от меня точку, я даже подремал.


актриса Валентина Касьянова

Актриса Валентина Касьянова, сыгравшая подружку главной героини

Саша необыкновенно талантливый актер, очень скромный и застенчивый. Конечно, первоклассный грим и его тонкие черты лица создали запоминающийся образ жениха.

Валентина Касьянова рассказала о том, как она с подружками оказалась в сказочной балладе Жуковского.


Конечно, были сложности, приходилось много бегать с факелами по цельному снегу в валенках 41 размера и в длинных сарафанах. Но приятно было оказаться в реальных картинах святочных гаданий.


Баллада «Светлана» посвящена Александре Андреевне Протасовой (после замужества Воейковой), в которую был влюблен Жуковский. Будущее же реальной Светланы оказалось трагичным, замужество — неудачным.

Наша же Светлана, натерпевшись страхов во сне, утром встречает своего красавца-жениха и выходит за него замуж. Образ Светланы считается первым в русской литературе художественно убедительным образом русской девушки.

Мы получили огромное удовольствие, окунувшись в сказочный мир святочных гаданий от картины созданной 20 лет назад на «Ленфильме».

Людмила Баранова
29.01.2016


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Народный календарь с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>