Шестиструнная испанская гитара в XX веке
Жизнь и творчество Франсиско Тарреги
Возрождение гитары в последней четверти XIX века связано с именем выдающегося испанского гитариста-виртуоза и композитора Франсиско Тарреги Эйксеа (1852—1909).
Творчество этого замечательного мастера, отмеченное необыкновенным талантом, подняло искусство игры на гитаре на невиданную до него высоту. Звучание его гитары было столь выразительным, полным такой красоты и поэзии, что этот инструмент, как и во времена своего «золотого века», стал успешно соперничать с фортепиано, скрипкой, виолончелью и вновь привлек к себе массу поклонников.
Франсиско Таррега Эйксеа родился 21 ноября 1852 года в небольшом испанском городке Вилья-Реаль (провинция Кастельон). Гитарой начал заниматься с восьми лет у Ю. Аркаса, одновременно обучаясь игре на фортепиано у своего отца.
В 1874 г. Ф. Таррега поступил в Мадридскую консерваторию, где занимался по классам фортепиано и композиции. Однако по окончании учебы он все же выбрал профессию гитариста, чему в немалой степени способствовал его концерт в мадридском театре «Альгамбра», прошедший с огромным успехом.
В 1880 году Ф. Таррега отправился во Францию, где на концертах памяти великого испанского драматурга П. Кальдерона оказался в центре внимания публики и стал знаменитостью. Он выступал в аристократических салонах Парижа, в Елисейском дворце. Музыкальные критики восторженно сравнивали его с П. Сарасате, А. Рубинштейном и другими прославленными артистами того времени. Вскоре Ф. Таррега совершил свое первое концертное турне по странам Западной Европы, выступив в Лондоне, Брюсселе, Вене и Риме, всюду вызывая восхищение своей игрой. Затем последовала длительная гастрольная поездка по крупнейшим городам Испании.
В 1881 г. после женитьбы Ф. Таррега поселился в Барселоне, где занялся педагогической деятельностью, лишь изредка предпринимая небольшие концертные поездки. Ф. Таррега умер в Барселоне 15 декабря 1909 г. и похоронен на родине. На его могиле установлен красивый, тонкой художественной работы памятник.
Ф. Таррега — основоположник современной школы игры на гитаре, продолжатель лучших традиций испанской школы, заложенных Ф. Сором и Д. Агуадо, реформатор стиля игры на этом инструменте. Главными и определяющими признаками новой школы стали выразительность и красочность звучания, богатство технических приемов.
Ф. Таррега — автор свыше 40 оригинальных сочинений для гитары, множества переложений произведений И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Р. Шумана и других выдающихся композиторов. По методу Ф. Тарреги его учеником П. Рочем была написана «Школа игры на гитаре».
Ученики и последователи Ф. Тарреги
К ученикам и последователям Ф. Тарреги относятся крупнейшие гитаристы XX столетия: А. Сеговия (1893—1987), М. Льобет (1878—1938), Э. Пухоль Вилларуби (1886—1980), М. Л. Анидо Гонсалес (1907), Д. Прат (1886—1944), Д. Фортеа (1882—1953) и другие. Они жили в разных странах мира (Испания, Аргентина, Франция, Уругвай, Куба) и своей концертной и педагогической деятельностью продолжили традиции своего великого учителя, в свою очередь воспитав новое поколение гитаристов, уже наших современников.
Ренессанс гитары в XX веке
Ренессанс гитары в XX веке связан с именем величайшего испанского гитариста-виртуоза Андреса Сеговии. А.
Сеговия родился в Линаресе, небольшом городке в Андалусии. Играть на гитаре научился самостоятельно. Только впоследствии, став взрослым, он консультировался у М. Льобета. В 14 лет А. Сеговия дал свой первый концерт в Гранаде, за которым последовали гастрольные поездки по Испании, странам Южной и Центральной Америки.
В 1924 г. А.Сеговия с блеском дебютировал в Париже, и с того времени имя его узнал весь мир. С ним был заключен контракт на выступления во всех европейских столицах.
В 1926—1927 и 1935 годах А.Сеговия с огромным успехом гастролировал в СССР. «Трудно представить себе такое полное преодоление границ инструмента — и притом не путем искусственного форсирования его, а путем необычайного умения извлечь из него все таящиеся в нем и до сих пор неизвестные возможности — в соединении с замечательным артистическим вкусом и высокой музыкальностью»1,— писал об игре А. Сеговии А. В. Луначарский.
За свою долгую жизнь А. Сеговия побывал в семидесяти странах мира, повсюду вызывая своим искусством восхищение и восторг. Талант А. Сеговии вдохновил многих известных композиторов на создание произведений для гитары. Это — Э. Вила Лобос, М. Понсе, М. Кастельнуово-Тедеско, X. Родриго, X. Турина, Ф. Морено-Торроба, Б. Бриттен.
А. Сеговии были присуждены степени доктора музыки (Университет штата Флориды) и доктора философии и литературы (Университет испанского города Сантьяго-де-Компостелло). Среди учеников А. Сеговии — выдающиеся гитаристы современности: Д. Вильямс и Д. Брим (Англия), А. Диас (Венесуэла), X. Паркенинг (США), X. Томас (Испания) и многие другие.
Гитара в настоящее время
В настоящее время гитарное искусство во всем мире переживает эпоху расцвета. Во многих странах гитара занимает такое же положение, как фортепиано, скрипка и виолончель. Она преподается в высших и средних учебных заведениях, в музыкальных школах и студиях. Издаются книги о гитаре и многочисленные гитарные журналы и сборники. Организуются международные конкурсы и фестивали гитаристов, среди которых наиболее представительными стали творческие соревнования в Женеве, Париже, Торонто, конкурсы имени М. Джулиани, Ф. Сора, Ф. Тарреги, Э. Пухоля и другие.
Наряду со старшим поколением гитаристов-концертантов появились новые виртуозы, лауреаты международных конкурсов: А. Морено (Мексика), В. Пеллегрини (Аргентина), В. Лендле (ФРГ), К. Ямашито и X. Фукуда (Япония), Г. Эстареллас (Испания) и многие другие.
Прогресс в развитии гитарного искусства наблюдается в странах Восточной Европы, в которых появился целый ряд талантливых исполнителей, лауреатов международных конкурсов: П. Штайдл, В. Томчани, М. Клаус (Чехословакия), М.Рост (ГДР), Е. Кёниг (Польша) и другие.
Советское гитарное искусство
Становление советского гитарного искусства связано с именами известных педагогов и исполнителей: П. С. Агафошина (1874—1950), П. И. Исакова (1886—1958), В. И. Яшнева (1879—1962) и А. М. Иванова-Крамского (1912—1973).
Эти музыканты стали основоположниками советской гитарной школы, продолжив и развив на почве отечественной музыкальной культуры лучшие традиции прогрессивной испанской школы игры на гитаре. Большое значение в их биографиях имели творческие встречи с гастролировавшим в СССР А. Сеговией. Они консультировались у него, показывали ему своих учеников. Общение с выдающимся музыкантом помогло определить правильные пути развития гитарного искусства в нашей стране.
Петр Спиридонович Агафошин
Петр Спиридонович Агафошин родился 17 декабря 1874 года в селе Пирогове Рязанской губернии. С детства он учился играть на семиструнной гитаре. После смерти отца переехал в Москву к родственникам. В 16-летнем возрасте поступил на работу конторщиком, все свободное время посвящая гитаре. Вскоре, под влиянием гитаристов А. Доминичи и А. Соловьева, молодой человек увлекся шестиструнной гитарой, с которой навсегда связал свою творческую судьбу. Профессиональное признание пришло быстро.
П. Агафошин участвовал как исполнитель во многих концертах, аккомпанировал таким выдающимся певцам, как Ф. Шаляпин, Д. Смирнов, Т. Руффо. Свыше 40 лет он проработал в оркестре Малого театра Союза ССР. С 1930-го по 1950 год П. Агафошин преподавал в Музыкальном училище имени Октябрьской революции, воспитал многих известных гитаристов. Среди его учеников — А. Иванов-Крамской, Е. Русанов, И. Кузнецов, Е. Макеева, Ю. Михеев, А. Кабанихин, Г. Еманов, А. Лобиков и другие. П. Агафошин — автор известной «Школы игры на шестиструнной гитаре», книг, статей, учебных пособий, оригинальных пьес, обработок и переложений для гитары.
За свою творческую деятельность он был награжден орденом «Знак почета». Умер П. Агафошин 1 июля 1950 года в Москве.
Петр Иванович Исаков
Петр Иванович Исаков родился в 1886 г. в Крыму. В 1905 году окончил Севастопольское музыкальное училище по хоровому отделению. На гитаре научился играть самостоятельно. В 1910 году переехал в Петербург, где стал заниматься исполнительской и педагогической деятельностью. Владел как шести-, так и семиструнной гитарой. Аккомпанировал Ф. Шаляпину, Н. Фигнеру, Л. Собинову и другим выдающимся певцам. Преподавал в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории. Среди учеников П. И. Исакова — П. Вещицкий, Я. Ковалевская, К. Хрусталев, А. Ковалев, лауреаты VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве Л. Андронов, В. Вавилов и другие.
П. И. Исаков — автор обработок и переложений для гитары, составитель ряда сборников, выпущенных издательством «Тритон» и Музгизом.
Василий Иванович Яшнев
Василий Иванович Яшнев родился 30 декабря 1879 года в Петербурге. В 1913 году окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции. Гитарой начал заниматься в 1926 году под впечатлением от игры А. Сеговии. Консультировался у П. И. Исакова. Преподавал в 3-м Ленинградском музыкальном техникуме. К ученикам В. Яшнева относятся Л. Андронов (начинал у него обучение), лауреат I Всесоюзного конкурса-смотра исполнителей на народных инструментах 1939 года В. Белильников, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады 1958 года Л. Седлецкая, Б. Павлов, Е. Рябоконь-Успенская и другие.
В. Яшнев — автор «Школы-самоучителя игры на шестиструнной гитаре», составитель нескольких педагогических сборников.
Александр Михайлович Иванов-Крамской
Александр Михайлович Иванов-Крамской родился 26 августа 1912 года в Москве. Окончил Музыкальный техникум им. Октябрьской революции по классу П. С. Агафошина, после чего продолжил образование в Московской консерватории, где занимался дирижированием у профессора К. С. Сараджева. В 1939 г. стал лауреатом конкурса-смотра исполнителей на народных инструментах. Более пятнадцати лет проработал гитаристом-солистом и дирижером на Всесоюзном радио, с 1958 г. и до конца своей жизни был солистом Москонцерта, заслуженный артист РСФСР.
А. Иванов-Крамской был связан большой творческой дружбой с прославленными советскими певцами И. Козловским, Н. Обуховой, Г. Виноградовым, скрипачами Л. Коганом, Э. Грачом, квартетами имени Бетховена и Комитаса.
Отечественными и зарубежными фирмами выпущены грампластинки с записями А. Иванова-Крамского. Он — автор «Школы игры на шестиструнной гитаре», двух концертов для гитары с симфоническим оркестром, свыше ста оригинальных пьес, обработок и многочисленных переложений для гитары.
Среди учеников А. Иванова-Крамского — заслуженный артист УССР В. Петренко, лауреат фестиваля музыки стран Латинской Америки 1966 года Н. Комолятов, солисты концертных организаций Е. Ларичев, Д. Назарматов, Ю. Аргамаков и другие. Умер А.Иванов-Крамской 11 апреля 1973 года.
Современные советские гитаристы
Современное поколение советских гитаристов — это профессионалы, получившие законченное музыкальное образование, хорошо знакомые с прогрессивной школой игры на гитаре и успешно работающие в филармониях и музыкальных учебных заведениях.
Активную концертную жизнь ведут заслуженный артист РСФСР В. Широков и заслуженный артист УССР П. Полухин, плодотворно занимаются педагогической деятельностью в высших учебных заведениях Н. Михайленко (Киевская консерватория), В. Дерун (Уральская консерватория), Г. Ларичева (Московский институт культуры) и многие другие.
Успешно проходит педагогическая и издательская деятельность одного из старейших советских гитаристов П. Вещицкого, просветительская и педагогическая деятельность заслуженных работников культуры РСФСР Г. Шишкина (Рязань) и Ю. Воронцова (Воронеж).
С успехом выступают советские гитаристы и на международных конкурсах. Так, в 1957 г. на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве дуэт гитаристов в составе Л. Андронова и В. Вавилова стал обладателем серебряных медалей, квартет гитаристов (М. Топтыгин, В. Приказчиков, В. Сафонов и Е. Гусев) — бронзовых. В 1986 г. советские гитаристы А. Фраучи и В. Терво стали лауреатами I и III премии на Международном конкурсе имени Л. Брауэра в Гаване, в 1987 г. С. Воронцов завоевал звание лауреата на Международном конкурсе гитаристов в Эстергоме (Венгрия).
Лауреатами и дипломантами Всероссийских конкурсов исполнителей на народных инструментах (1972, 1979 и 1986 г.г.) стали гитаристы Б. Хлоповский, А. Фраучи, С. Воронцов, В. Доценко, В. Терво, В. Широков, Л. Карпов, А. Мартынов.
К гитаре в своем творчестве обращались многие советские композиторы: Б. Асафьев написал Концерт G-dur для гитары с камерным оркестром, 24 прелюдии и шесть романсов-песен в старинном стиле; В. Шебалин — Сонатину, «Плясовую», «Раздумье», «Вальс», «Колыбельную», «Марш» и несколько прелюдий; Н. Речменский — Концерт для гитары с оркестром и несколько миниатюр; интересные произведения для гитары создали композиторы И. Болдырев, Н. Иванов, Ю. Объедов, Л. Бирнов, Н. Чайкин, Ю. Шишаков, Г. Камалдинов, В. Кикта, Э. Денисов и другие.
Издательства «Музыка», «Советский композитор», «Музична Украiна» уделяют большое внимание выпуску гитарной литературы. Выходят в свет школы и самоучители игры на гитаре советских и зарубежных авторов, серии сборников «Педагогический репертуар гитариста», «Концертные пьесы», «Репертуар гитариста», «Альбом начинающего гитариста», «На досуге», «Из репертуара А. Сеговии», хрестоматии для музыкальных школ и училищ, избранные произведения Ф. Тарреги, Ф. Морено-Торробы, X. Родриго, Э. Вила Лобоса, Л. Брауэра, авторские сборники советских композиторов и многие другие издания.
Гитара в космосе
Яркую страницу в историю гитары вписал наш современник, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Александр Сергеевич Иванченков. В его руках гитара впервые прозвучала в космосе. После завершения полетов космических кораблей Союз-29 и Союз-31 автор этих строк поздравил Александра Сергеевича с замечательным успехом и послал ему гитарные ноты и грампластинки. В ответ пришло очень теплое, сердечное письмо и подарок — цветная фотография, на которой изображены А. С. Иванченков с гитарой в руках и немецкий космонавт Зигмунд Йен на борту космической станции «Салют-6».
Я очень благодарен Александру Сергеевичу за этот прекрасный подарок и от всего сердца присоединяюсь к словам его письма: «Нашей обоюдной радостью является то, что гитара стала первым из музыкальных инструментов, прозвучавших в космосе».
Примечания
1 Луначарский А. В. Сеговия (к предстоящему концерту). Рабочий и театр. 1926. № 10.
Источник: Е. Ларичев. Шестиструнная гитара. Продолжение // Музыкальный альманах. Выпуск 2. Гитара. М., 1990