Из истории классической шестиструнной гитары

Шестиструнная испанская гитара в XX веке

Жизнь и творчество Франсиско Тарреги

испанский гитарист-виртуоз Франсиско Таррега

Выдающийся испанский гитарист, композитор и педагог Франсиско Таррега (1852—1909)

Возрождение гитары в последней четверти XIX века связано с именем выдающегося испан­ского гитариста-виртуоза и композитора Франсиско Тарреги Эйксеа (1852—1909).

Творчество этого замечательного мастера, отмеченное необыкновенным талантом, подняло искусство игры на гитаре на невиданную до него высоту. Звучание его гитары было столь вырази­тельным, полным такой красоты и поэзии, что этот инструмент, как и во времена своего «золо­того века», стал успешно соперничать с форте­пиано, скрипкой, виолончелью и вновь привлек к себе массу поклонников.

Франсиско Таррега Эйксеа родился 21 нояб­ря 1852 года в небольшом испанском городке Вилья-Реаль (провинция Кастельон). Гитарой начал заниматься с восьми лет у Ю. Аркаса, одновременно обучаясь игре на фортепиано у своего отца.

В 1874 г. Ф. Таррега поступил в Мадридскую консерваторию, где занимался по классам форте­пиано и композиции. Однако по окончании учебы он все же выбрал профессию гитариста, чему в немалой степени способствовал его кон­церт в мадридском театре «Альгамбра», прошед­ший с огромным успехом.

В 1880 году Ф. Таррега отправился во Фран­цию, где на концертах памяти великого испанского драматурга П. Кальдерона оказался в центре внимания публики и стал знаменитостью. Он выступал в аристократических салонах Пари­жа, в Елисейском дворце. Музыкальные критики восторженно сравнивали его с П. Сарасате, А. Ру­бинштейном и другими прославленными артиста­ми того времени. Вскоре Ф. Таррега совершил свое первое концертное турне по странам Западной Европы, выступив в Лондоне, Брюсселе, Вене и Риме, всюду вызывая восхищение своей игрой. Затем последовала длительная гастрольная поездка по крупнейшим городам Испании.

В 1881 г. после женитьбы Ф. Таррега поселил­ся в Барселоне, где занялся педагогической деятельностью, лишь изредка предпринимая небольшие концертные поездки. Ф. Таррега умер в Барселоне 15 декабря 1909 г. и похоронен на родине. На его могиле установлен красивый, тонкой художественной работы памятник.

Ф. Таррега — основоположник современной школы игры на гитаре, продолжатель лучших традиций испанской школы, заложенных Ф. Со­ром и Д. Агуадо, реформатор стиля игры на этом инструменте. Главными и определяющими при­знаками новой школы стали выразительность и красочность звучания, богатство технических приемов.

Ф. Таррега — автор свыше 40 оригинальных сочинений для гитары, множества переложений произведений И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Л. Бетхо­вена, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Р. Шумана и других выдающихся композиторов. По методу Ф. Тарреги его учеником П. Рочем была написана «Школа игры на гитаре».

Ученики и последователи Ф. Тарреги

испанский гитарист-виртуоз Мигель Льобет

Выдающийся испанский гитарист, композитор и педагог Мигель Льобет (1878—1938)

К ученикам и последователям Ф. Тарреги относятся крупнейшие гитаристы XX столетия: А. Сеговия (1893—1987), М. Льобет (1878—1938), Э. Пухоль Вилларуби (1886—1980), М. Л. Анидо Гонсалес (1907), Д. Прат (1886—1944), Д. Фортеа (1882—1953) и другие. Они жили в разных странах мира (Испания, Аргентина, Франция, Уругвай, Куба) и своей концертной и педагогической деятельностью продолжили традиции своего великого учителя, в свою очередь воспитав новое поколение гитаристов, уже наших современников.

испанский гитарист-виртуоз Эмилио Пухоль

Выдающийся испанский гитарист, композитор и педагог Эмилио Пухоль (1886—1980)

аргентинская гитаристка-виртуоз Мария Луиза Анидо

Выдающаяся аргентинская гитаристка, композитор и педагог Мария Луиза Анидо (1907—1996)

Ренессанс гитары в XX веке

испанский гитарист-виртуоз Андрес Сеговия

Выдающийся испанский гитарист-виртуоз и педагог Андрес Торрес Сеговия (1893 - 1987), считающийся основателем современной академической школы игры на шестиструнной гитаре

Ренессанс гитары в XX веке связан с име­нем величайшего испанского гитариста-виртуоза Андреса Сеговии. А. Сеговия родился в Линаресе, небольшом городке в Андалусии. Играть на гитаре научился самостоятельно. Только впослед­ствии, став взрослым, он консультировался у М. Льобета. В 14 лет А. Сеговия дал свой первый концерт в Гранаде, за которым последовали гастрольные поездки по Испании, странам Южной и Центральной Америки.

В 1924 г. А.Сеговия с блеском дебютировал в Париже, и с того времени имя его узнал весь мир. С ним был заключен контракт на выступ­ления во всех европейских столицах.

В 1926—1927 и 1935 годах А.Сеговия с огромным успехом гастролировал в СССР. «Трудно представить себе такое полное преодоление границ инструмента — и притом не путем искус­ственного форсирования его, а путем необычай­ного умения извлечь из него все таящиеся в нем и до сих пор неизвестные возможности — в соединении с замечательным артистическим вкусом и высокой музыкальностью»1,— писал об игре А. Сеговии А. В. Луначарский.

За свою долгую жизнь А. Сеговия побывал в семидесяти странах мира, повсюду вызывая своим искусством восхищение и восторг. Талант А. Сеговии вдохновил многих известных компози­торов на создание произведений для гитары. Это — Э. Вила Лобос, М. Понсе, М. Кастельнуово-Тедеско, X. Родриго, X. Турина, Ф. Морено-Торроба, Б. Бриттен.

А. Сеговии были присуждены степени докто­ра музыки (Университет штата Флориды) и доктора философии и литературы (Университет испанского города Сантьяго-де-Компостелло). Среди учени­ков А. Сеговии — выдающиеся гитаристы совре­менности: Д. Вильямс и Д. Брим (Англия), А. Диас (Венесуэла), X. Паркенинг (США), X. Томас (Испания) и многие другие.

Гитара в настоящее время

В настоящее время гитарное искусство во всем мире переживает эпоху расцвета. Во многих странах гитара занимает такое же положение, как фортепиано, скрипка и виолончель. Она преподается в высших и средних учебных заведе­ниях, в музыкальных школах и студиях. Издают­ся книги о гитаре и многочисленные гитарные журналы и сборники. Организуются международ­ные конкурсы и фестивали гитаристов, среди которых наиболее представительными стали твор­ческие соревнования в Женеве, Париже, Торонто, конкурсы имени М. Джулиани, Ф. Сора, Ф. Тарреги, Э. Пухоля и другие.

Наряду со старшим поколением гитаристов-концертантов появились новые виртуозы, лауре­аты международных конкурсов: А. Морено (Мекси­ка), В. Пеллегрини (Аргентина), В. Лендле (ФРГ), К. Ямашито и X. Фукуда (Япония), Г. Эстареллас (Испания) и многие другие.

Прогресс в развитии гитарного искусства наблюдается в странах Восточной Европы, в кото­рых появился целый ряд талантливых исполни­телей, лауреатов международных конкурсов: П. Штайдл, В. Томчани, М. Клаус (Чехословакия), М.Рост (ГДР), Е. Кёниг (Польша) и другие.

Советское гитарное искусство

Становление советского гитарного искусства связано с именами известных педагогов и испол­нителей: П. С. Агафошина (1874—1950), П. И. Иса­кова (1886—1958), В. И. Яшнева (1879—1962) и А. М. Иванова-Крамского (1912—1973).

Эти музыканты стали основоположниками советской гитарной школы, продолжив и развив на почве отечественной музыкальной культуры лучшие традиции прогрессивной испанской школы игры на гитаре. Большое значение в их биографиях имели творческие встречи с гастроли­ровавшим в СССР А. Сеговией. Они консульти­ровались у него, показывали ему своих учеников. Общение с выдающимся музыкантом помогло определить правильные пути развития гитарного искусства в нашей стране.

Петр Спиридонович Агафошин

гитарист-виртуоз Пётр Агафошин

Русский советский гитарист-виртуоз и педагог Пётр Спиридонович Агафошин (1874 - 1950)

Петр Спиридонович Агафошин родился 17 декабря 1874 года в селе Пирогове Рязанской гу­бернии. С детства он учился играть на семиструн­ной гитаре. После смерти отца переехал в Мо­скву к родственникам. В 16-летнем возрасте поступил на работу конторщиком, все свободное время посвящая гитаре. Вскоре, под влиянием гитаристов А. Доминичи и А. Соловьева, молодой человек увлекся шестиструнной гитарой, с кото­рой навсегда связал свою творческую судьбу. Профессиональное признание пришло быстро.

П. Агафошин участвовал как исполнитель во многих концертах, аккомпанировал таким вы­дающимся певцам, как Ф. Шаляпин, Д. Смирнов, Т. Руффо. Свыше 40 лет он проработал в оркестре Малого театра Союза ССР. С 1930-го по 1950 год П. Агафошин преподавал в Музыкальном училище имени Октябрьской революции, воспи­тал многих известных гитаристов. Среди его учеников — А. Иванов-Крамской, Е. Русанов, И. Кузнецов, Е. Макеева, Ю. Михеев, А. Кабанихин, Г. Еманов, А. Лобиков и другие. П. Агафошин — автор известной «Школы игры на шестиструнной гитаре», книг, статей, учебных пособий, ориги­нальных пьес, обработок и переложений для гитары.

За свою творческую деятельность он был награжден орденом «Знак почета». Умер П. Агафошин 1 июля 1950 года в Москве.

Петр Иванович Исаков

русский советский гитарист-виртуоз Петр Исаков

Выдающийся русский советский гитарист, композитор и педагог Петр Исаков (1886—1958)

Петр Иванович Исаков родился в 1886 г. в Крыму. В 1905 году окончил Севастопольское музыкальное училище по хоровому отделению. На гитаре научился играть самостоятельно. В 1910 году переехал в Петербург, где стал заниматься исполнительской и педагогической деятель­ностью. Владел как шести-, так и семиструнной гитарой. Аккомпанировал Ф. Шаляпину, Н. Фигне­ру, Л. Собинову и другим выдающимся певцам. Преподавал в Музыкальном училище при Ленин­градской консерватории. Среди учеников П. И. Исакова — П. Вещицкий, Я. Ковалевская, К. Хрусталев, А. Ковалев, лауреаты VI Всемирно­го фестиваля молодежи и студентов в Москве Л. Андронов, В. Вавилов и другие.

П. И. Исаков — автор обработок и переложений для гитары, составитель ряда сборников, выпу­щенных издательством «Тритон» и Музгизом.

Василий Иванович Яшнев

русский советский гитарист-виртуоз Василий Яшнев

Выдающийся русский советский гитарист, композитор и педагог Василий Яшнев (1879—1962)

Василий Иванович Яшнев родился 30 декабря 1879 года в Петербурге. В 1913 году окончил Петербургскую консерваторию по классу компо­зиции. Гитарой начал заниматься в 1926 году под впечатлением от игры А. Сеговии. Консультиро­вался у П. И. Исакова. Преподавал в 3-м Ленин­градском музыкальном техникуме. К ученикам В. Яшнева относятся Л. Андронов (начинал у него обучение), лауреат I Всесоюзного конкурса-смотра исполнителей на народных инструментах 1939 го­да В. Белильников, лауреат Всесоюзного кон­курса артистов эстрады 1958 года Л. Седлецкая, Б. Павлов, Е. Рябоконь-Успенская и другие.

В. Яшнев — автор «Школы-самоучителя игры на шестиструнной гитаре», составитель нескольких педагогических сборников.

Александр Михайлович Иванов-Крамской

гитарист-виртуоз Иванов-Крамской

Советский гитарист-виртуоз и педагог Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912 - 1973)

Александр Михайлович Иванов-Крамской родился 26 августа 1912 года в Москве. Окончил Музыкальный техникум им. Октябрьской револю­ции по классу П. С. Агафошина, после чего про­должил образование в Московской консервато­рии, где занимался дирижированием у профес­сора К. С. Сараджева. В 1939 г. стал лауреатом конкурса-смотра исполнителей на народных инструментах. Более пятнадцати лет проработал гитаристом-солистом и дирижером на Всесоюзном радио, с 1958 г. и до конца своей жизни был со­листом Москонцерта, заслуженный артист РСФСР.

А. Иванов-Крамской был связан большой твор­ческой дружбой с прославленными советскими певцами И. Козловским, Н. Обуховой, Г. Виногра­довым, скрипачами Л. Коганом, Э. Грачом, кварте­тами имени Бетховена и Комитаса.

Отечественными и зарубежными фирмами выпущены грампластинки с записями А. Иванова-Крамского. Он — автор «Школы игры на шести­струнной гитаре», двух концертов для гитары с симфоническим оркестром, свыше ста оригиналь­ных пьес, обработок и многочисленных пере­ложений для гитары.

Среди учеников А. Иванова-Крамского — заслу­женный артист УССР В. Петренко, лауреат фести­валя музыки стран Латинской Америки 1966 года Н. Комолятов, солисты концертных организаций Е. Ларичев, Д. Назарматов, Ю. Аргамаков и другие. Умер А.Иванов-Крамской 11 апреля 1973 года.

Современные советские гитаристы

Современное поколение советских гитарис­тов — это профессионалы, получившие закончен­ное музыкальное образование, хорошо знакомые с прогрессивной школой игры на гитаре и успеш­но работающие в филармониях и музыкальных учебных заведениях.

Активную концертную жизнь ведут заслужен­ный артист РСФСР В. Широков и заслуженный артист УССР П. Полухин, плодотворно зани­маются педагогической деятельностью в высших учебных заведениях Н. Михайленко (Киевская консерватория), В. Дерун (Уральская консерва­тория), Г. Ларичева (Московский институт культу­ры) и многие другие.

Успешно проходит педагогическая и изда­тельская деятельность одного из старейших советских гитаристов П. Вещицкого, просветитель­ская и педагогическая деятельность заслужен­ных работников культуры РСФСР Г. Шишкина (Рязань) и Ю. Воронцова (Воронеж).

С успехом выступают советские гитаристы и на международных конкурсах. Так, в 1957 г. на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве дуэт гитаристов в составе Л. Андронова и В. Вавилова стал обладателем серебряных меда­лей, квартет гитаристов (М. Топтыгин, В. Приказ­чиков, В. Сафонов и Е. Гусев) — бронзовых. В 1986 г. советские гитаристы А. Фраучи и В. Терво стали лауреатами I и III премии на Международном конкурсе имени Л. Брауэра в Гаване, в 1987 г. С. Воронцов завоевал звание лауреата на Между­народном конкурсе гитаристов в Эстергоме (Венгрия).

Лауреатами и дипломантами Всероссийских конкурсов исполнителей на народных инструмен­тах (1972, 1979 и 1986 г.г.) стали гитаристы Б. Хлоповский, А. Фраучи, С. Воронцов, В. Доценко, В. Терво, В. Широков, Л. Карпов, А. Мартынов.

К гитаре в своем творчестве обращались многие советские композиторы: Б. Асафьев написал Концерт G-dur для гитары с камерным оркестром, 24 прелюдии и шесть романсов-песен в старинном стиле; В. Шебалин — Сонатину, «Плясовую», «Раздумье», «Вальс», «Колыбель­ную», «Марш» и несколько прелюдий; Н. Речменский — Концерт для гитары с оркестром и несколько миниатюр; интересные произведения для гитары создали композиторы И. Болдырев, Н. Иванов, Ю. Объедов, Л. Бирнов, Н. Чайкин, Ю. Шишаков, Г. Камалдинов, В. Кикта, Э. Дени­сов и другие.

Издательства «Музыка», «Советский компо­зитор», «Музична Украiна» уделяют большое внимание выпуску гитарной литературы. Выхо­дят в свет школы и самоучители игры на гитаре советских и зарубежных авторов, серии сбор­ников «Педагогический репертуар гитариста», «Концертные пьесы», «Репертуар гитариста», «Альбом начинающего гитариста», «На досуге», «Из репертуара А. Сеговии», хрестоматии для музыкальных школ и училищ, избранные произ­ведения Ф. Тарреги, Ф. Морено-Торробы, X. Родриго, Э. Вила Лобоса, Л. Брауэра, авторские сборники советских композиторов и многие другие издания.

Гитара в космосе

гитара на борту космической станции «Салют-6»

А. С. Иванченков и З. Йен на борту космической станции «Салют-6»

Яркую страницу в историю гитары вписал наш современник, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Александр Сергеевич Иванченков. В его руках гитара впер­вые прозвучала в космосе. После завершения полетов космических кораблей Союз-29 и Союз-31 автор этих строк поздравил Алексан­дра Сергеевича с замечательным успехом и послал ему гитарные ноты и грампластинки. В ответ пришло очень теплое, сердечное письмо и подарок — цветная фотография, на которой изображены А. С. Иванченков с гитарой в руках и немецкий космонавт Зигмунд Йен на борту космической станции «Салют-6».

Я очень благодарен Александру Сергеевичу за этот прекрасный подарок и от всего сердца присоединяюсь к словам его письма: «Нашей обоюдной радостью является то, что гитара стала первым из музыкальных инструментов, прозвучавших в космосе».

1 Луначарский А. В. Сеговия  (к предстоящему концерту). Рабочий и театр. 1926. № 10.

Источник: Е. Ларичев. Шестиструнная гитара. Продолжение // Музыкальный альманах. Выпуск 2. Гитара. М., 1990

Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Искусство, История, Музыка с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>