Гитара в джазе
Искусство джаза имеет почти столетнюю историю. Возникнув в недрах афро-американской музыкальной культуры, джаз достаточно быстро распространился по свету, постоянно видоизменяясь, наполняясь (в той или иной степени) национальным содержанием, оказывая определенное влияние на развитие традиционных музыкальных жанров.
Для развития джаза характерно наличие разнообразных стилистических течений: архаический джаз, классический, латиноамериканский, афро-кубинский, джаз-рок, авангард, фри-джаз и т. д. Не оставался неизменным и инструментарий джазовых коллективов и исполнителей, проделавший путь от примитивных инструментов африканского происхождения до музыкальной техники, использующей последние достижения электроники.
Гитаре всегда принадлежала важная роль в джазовом исполнительстве, где она использовалась как сольный инструмент.
Творческие достижения талантливых джазовых музыкантов — американцев Лонни Джонсона и Эдди Лэнга, бельгийского гитариста Джанго Рейнхардта — значительно усилили интерес к гитаре в джазе.
Важнейшим этапом в эволюции джазовой гитары явилось применение электроусилителя. В 1935 году несколько исполнителей стали играть на электрогитаре, а с 1939 года этот инструмент стал применяться многими музыкантами.
Видным исполнителем на электрогитаре был Чарли Кристиан, выступавший с оркестром и секстетом Бенни Гудмена. Талантливейший артист, проживший всего 23 года (умер в 1942 г.), он оказал значительное влияние на джазовых гитаристов своей манерой исполнения, отличительными чертами которой были мелодическое и ритмическое мастерство. Последователем Ч. Кристиана стал талантливый американский гитарист Барни Кессел, для искусства которого самым характерным был свинг. Заметными фигурами в мире джаза также были гитаристы Тэл Фарлоу, Джимми Рэйни, Джим Холл, Хэрб Эллис, Кении Барэлл.
Создателями нового оригинального стиля «Босса-нова» явились в 50-е годы два прекрасных гитариста: Лауриндо Альмейда (Бразилия) и Чарли Берд (США), соединивших традиционные бразильские мелодии и ритмы с джазом.
В 60-е годы значительные творческие достижения в искусстве игры на джазовой гитаре связаны с именем негритянского гитариста Уэса Монтгомери, внесшего существенные изменения в технику исполнения правой рукой (использование большого пальца в игре октавой). Его исполнительской манере были свойственны необыкновенная глубина и теплота звучания.
70-е годы ознаменовались резким возрастанием интереса к джазовой гитаре. В это время на концертной эстраде появляются Лэрри Кориелл, Джон Маклафлин, Джон Аберкромби, Ли Ретэнор и др. В число видных джазовых музыкантов выдвинулся американец итальянского происхождения гитарист Джо Пасс, сумевший на основе традиций раннего джазового исполнительства создать свой собственный стиль.
Интересными находками, поисками новых средств выразительности отмечено творчество целого ряда европейских джазовых гитаристов: Рудольфа Дашека из Чехословакии, Ярослава Сметаны из Польши, Филиппа Катаринэ из Бельгии, Тото Бланке из ФРГ, Рунэ Густавсона из Швеции, Дэрэка Бейли из Англии и других.
В джазовом искусстве нашей страны гитара используется примерно с 30-х годов. Одним из первых известных советских исполнителей на этом инструменте стал Алексей Алексеевич Кузнецов (1913—1977; отец автора этих строк), работавший с 1938 года в Джаз-оркестре Союза ССР под руководством В. Кнушевицкого. Уже в те предвоенные годы популярность А. Кузнецова была достаточно широка. Во время Великой Отечественной войны он, как и многие советские артисты, в составе фронтовых бригад постоянно выступал на передовой перед бойцами и командирами Красной Армии.
В 40—50-е годы в число ведущих исполнителей на джазовой гитаре выдвинулись Виктор Миронов (джаз-оркестр под руководством Л. Утесова), Борис Фельдман (джазовой коллектив Всесоюзного радио под руководством А. Цфасмана). Оригинальными работами отмечено творчество известного в свое время гитарного дуэта в составе Алексея Якушева и Алексея Кузнецова (старшего).
В 60-е и последующие годы советское джазовое исполнительство становится все более известным и популярным как в нашей стране, так и за рубежом. Этому во многом способствовало участие наших музыкантов, в том числе гитаристов, во многих международных джазовых фестивалях: в Польше («Джаз-Джембори»), в Индии («Джаз-Ятра»), в Венгрии («Дебрецен-83»), в Чехословакии, Голландии, Франции, ФРГ, Англии.
Значительными событиями стали выступления наших гитаристов в концертах московских джазовых фестивалей.
Автору этих строк довелось участвовать в большинстве названных фестивалей как в ансамбле с известными советскими музыкантами (Г. Гараняном, Т. Курашвили и др.), так и в качестве солиста.
Хочется отметить большие творческие достижения Тиита Паулуса (Таллин) и Станислава Каширина (Ярославль), Александра Любченко (Днепропетровск) и Андрея Рябова (Ленинград), Игоря Золотухина и Андрея Бондарчука (Москва), других музыкантов, активно занимающихся концертной деятельностью и пропагандирующих советскую джазовую музыку.
Глубоко убежден, что возможности советской джазовой гитарной школы велики, что она будет и дальше плодотворно развивать лучшие традиции советского джазового искусства.
Источник: А. Кузнецов. Гитара в джазе. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989