Из истории джазовой гитары

Гитара в джазе

эстрадная гитара

Современная эстрадная гитара

Искусство джаза имеет почти столетнюю исто­рию. Возникнув в недрах афро-американской музы­кальной культуры, джаз достаточно быстро рас­пространился по свету, постоянно видоизменяясь, наполняясь (в той или иной степени) националь­ным содержанием, оказывая определенное влия­ние на развитие традиционных музыкальных жанров.

Для развития джаза характерно наличие разно­образных стилистических течений: архаический джаз, классический, латиноамериканский, афро-ку­бинский, джаз-рок, авангард, фри-джаз и т. д. Не оставался неизменным и инструментарий джазовых коллективов и исполнителей, проделавший путь от примитивных инструментов африканского проис­хождения до музыкальной техники, использующей последние достижения электроники.

Гитаре всегда принадлежала важная роль в джазовом исполнительстве, где она использовалась как сольный инструмент.

Творческие достижения талантливых джазовых музыкантов — американцев Лонни Джонсона и Эдди Лэнга, бельгийского гитариста Джанго Рейнхардта — значительно усилили интерес к гитаре в джазе.

Важнейшим этапом в эволюции джазовой гита­ры явилось применение электроусилителя. В 1935 году несколько исполнителей стали играть на электрогитаре, а с 1939 года этот инструмент стал применяться многими музыкантами.

американский гитарист-виртуоз Барни Кессел

Американский джазовый гитарист Барни Кессел (1923—2004)

Видным исполнителем на электрогитаре был Чарли Кристиан, выступавший с оркестром и сек­стетом Бенни Гудмена. Талантливейший артист, проживший всего 23 года (умер в 1942 г.), он ока­зал значительное влияние на джазовых гитаристов своей манерой исполнения, отличительными черта­ми которой были мелодическое и ритмическое мастерство. Последователем Ч. Кристиана стал та­лантливый американский гитарист Барни Кессел, для искусства которого самым характерным был свинг. Заметными фигурами в мире джаза также были гитаристы Тэл Фарлоу, Джимми Рэйни, Джим Холл, Хэрб Эллис, Кении Барэлл.

Создателями нового оригинального стиля «Босса-нова» явились в 50-е годы два прекрасных гита­риста: Лауриндо Альмейда (Бразилия) и Чарли Берд (США), соединивших традиционные бразиль­ские мелодии и ритмы с джазом.

американский гитарист-виртуоз Уэс Монтгомери

Американский джазовый гитарист Уэс Монтгомери (1923—1968)

В 60-е годы значительные творческие достиже­ния в искусстве игры на джазовой гитаре связаны с именем негритянского гитариста Уэса Монтгоме­ри, внесшего существенные изменения в технику исполнения правой рукой (использование большого пальца в игре октавой). Его исполнительской манере были свойственны необыкновенная глубина и теплота звучания.

70-е годы ознаменовались резким возрастанием интереса к джазовой гитаре. В это время на кон­цертной эстраде появляются Лэрри Кориелл, Джон Маклафлин, Джон Аберкромби, Ли Ретэнор и др. В число видных джазовых музыкантов выдвинулся американец итальянского происхождения гитарист Джо Пасс, сумевший на основе традиций раннего джазового исполнительства создать свой собствен­ный стиль.

Интересными находками, поисками новых средств выразительности отмечено творчество це­лого ряда европейских джазовых гитаристов: Ру­дольфа Дашека из Чехословакии, Ярослава Сме­таны из Польши, Филиппа Катаринэ из Бельгии, Тото Бланке из ФРГ, Рунэ Густавсона из Швеции, Дэрэка Бейли из Англии и других.

русский советский гитарист-виртуоз Алексей Кузнецов

Русский советский джазовый гитарист Алексей Кузнецов (1913—1977)

В джазовом искусстве нашей страны гитара ис­пользуется примерно с 30-х годов. Одним из пер­вых известных советских исполнителей на этом ин­струменте стал Алексей Алексеевич Кузнецов (1913—1977; отец автора этих строк), работавший с 1938 года в Джаз-оркестре Союза ССР под руко­водством В. Кнушевицкого. Уже в те предвоенные годы популярность А. Кузнецова была достаточно широка. Во время Великой Отечественной войны он, как и многие советские артисты, в составе фрон­товых бригад постоянно выступал на передовой пе­ред бойцами и командирами Красной Армии.

В 40—50-е годы в число ведущих исполнителей на джазовой гитаре выдвинулись Виктор Миронов (джаз-оркестр под руководством Л. Утесова), Бо­рис Фельдман (джазовой коллектив Всесоюзного радио под руководством А. Цфасмана). Оригиналь­ными работами отмечено творчество известного в свое время гитарного дуэта в составе Алексея Яку­шева и Алексея Кузнецова (старшего).

В 60-е и последующие годы советское джазовое исполнительство становится все более известным и популярным как в нашей стране, так и за рубежом. Этому во многом способствовало участие наших музыкантов, в том числе гитаристов, во многих международных джазовых фестивалях: в Польше («Джаз-Джембори»), в Индии («Джаз-Ятра»), в Венгрии («Дебрецен-83»), в Чехословакии, Голлан­дии, Франции, ФРГ, Англии.

Значительными событиями стали выступления наших гитаристов в концертах московских джазо­вых фестивалей.

Автору этих строк довелось участвовать в боль­шинстве названных фестивалей как в ансамбле с известными советскими музыкантами (Г. Гараняном, Т. Курашвили и др.), так и в качестве со­листа.

Хочется отметить большие творческие достиже­ния Тиита Паулуса (Таллин) и Станислава Каширина (Ярославль), Александра Любченко (Днеп­ропетровск) и Андрея Рябова (Ленинград), Игоря Золотухина и Андрея Бондарчука (Москва), дру­гих музыкантов, активно занимающихся концерт­ной деятельностью и пропагандирующих советскую джазовую музыку.

Глубоко убежден, что возможности советской джазовой гитарной школы велики, что она будет и дальше плодотворно развивать лучшие традиции советского джазового искусства.

Источник: А. Кузнецов. Гитара в джазе. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989

Запись опубликована в рубрике Искусство, История, Музыка с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>