Техника игры на гитаре Андреса Сеговии

Техника А. Сеговии

испанский гитарист-виртуоз Андрес Сеговия

Выдающийся испанский гитарист-виртуоз и педагог Андрес Торрес Сеговия (1893 – 1987), считающийся основателем современной академической школы игры на шестиструнной гитаре

«Техника Сеговии» — кто из гитаристов не меч­тал о ней, кто не пытался проникнуть в ее сокро­венные тайны и, по возможности, достигнуть ее со­вершенства, блеска и магического воздействия на слушателей?

И вот мы наконец получаем ключ к разгадке этой тайны: перед нами две книги о технике про­славленного музыканта: «Техника Сеговии» В. Бобри и «Моя гитарная тетрадь» самого А. Сеговии.

Книги прочитаны, изучены, обдуманы, и мы при­ходим к удивительному выводу, что никаких осо­бенных секретов у Сеговии нет; его техника ра­циональна, логична и… проста! «Все гениальное просто» — этот крылатый афоризм полностью при­меним к технике А. Сеговии; она не возникла сама по себе, а явилась естественным развитием испан­ской школы Ф. Сора, Д. Агуадо и Ф. Тарреги и его высшей точкой.

Внимательно просматривая фотографии и ри­сунки рук А. Сеговии, убеждаешься, насколько они совершенны и как бы созданы для исполнительства на гитаре.

В основу техники Сеговии положен очень важ­ный, необходимый принцип — предельная эконом­ность движений. Посмотрим на рисунок правой ру­ки Сеговии, ставший уже хрестоматийным: так ча­сто он воспроизводился в различных гитарных из­даниях.

Техника гитариста А. Сеговии

Рис. 1. Правая рука А. Сеговии. Положение «Крест»

Это основное положение руки, когда все пальцы, расположенные на одной струне (любой из шести) и слегка прижатые друг к другу, выстроены как бы в одну линию. Большой и указательный образуют «крест» (указан пунктиром). Все пальцы округле­ны, и запястье, достаточно приподнятое над стру­нами, как бы напоминает купол. И какими бы сложными и быстрыми ни были движения пальцев, кисть не меняет своего основного положения, дви­гаясь вместе с пальцами и направляя их движе­ние.

Техника испанского гитариста Андреса Сеговии

Рис. 2. Прием «Тирандо»

Основные приемы звукоизвлечения — «апояндо» (верхний удар с опорой на соседнюю струну) и «тирандо» (нижний удар, без опоры на соседнюю стру­ну) — трактуются Сеговией весьма своеобразно.

Техника выдающегося испанского гитариста А. Сеговии

Рис. 3. Прием «Апояндо»

Как видно из рисунков 2 и 3, в извлечении зву­ка приемом «апояндо» и «тирандо» участвуют толь­ко два последних сустава пальца. Такое жесткое предписание делает почти неподвижными при игре кисть и первые суставы (примыкающие к кисти) пальцев, а следовательно, способствует макси­мальной экономии движений. Действительно, побывавшие на концертах Сеговии отмечают необычай­но спокойную манеру его звукоизвлечения и едва заметные движения пальцев правой руки.

Большой палец правой руки извлекает звуки приемом «апояндо», как бы скользя со струны на струну. Исключение бывает только тогда, когда он встречается с указательным пальцем, извлекающим звук на соседней, более высокой струне. В этом случае большой палец прикасается к указательно­му, образуя положение «крест». Звук извлекается всем пальцем.

При такой технике игры кисть правой руки с по­мощью большого пальца имеет постоянную опору на струнах, что придает ее движениям уверенность и точность. Кроме того, такая техника способству­ет красивому, яркому, богатому обертонами и чи­стому звучанию инструмента.

Ногти на правой руке Сеговии короткие. Они едва выступают за подушечки пальцев и затачи­ваются по форме подушечек.

Гаммы и гаммообразные пассажи Сеговия игра­ет в основном двумя пальцами — i, m или m, а приемом «апояндо»; некоторые пассажи, исполняе­мые на разных струнах, Сеговия играет тремя паль­цами.

Прием «апояндо» употребляется в трех случаях:

1)      при исполнении гаммообразных пассажей;

2)      при исполнении мелодии на одной струне;

3)      при выделении мелодического  голоса в ар­педжио.

Этот прием никогда не применяется при исполнении арпеджио и фигурации на разных струнах во избежание глушения звучащих струн.

Во всем остальном техника Сеговии не отли­чается от общепринятой ортодоксальной испанской школы. Исключение составляет положение пред­плечья правой руки на корпусе гитары: точка со­прикосновения правой руки с корпусом гитары ле­жит не ниже локтя, а чуть выше его.

Конечно, техника Сеговии тесно связана с его личностью как музыканта и художника, с его та­лантом и интеллектом. Она полностью подчинена тем художественным задачам, которые ставит пе­ред собой музыкант-исполнитель.

Об отношении Сеговии к искусству и артисти­ческому призванию можно судить по его письму к своему биографу Б. Гавоти в 1954 году.

«…Подобно актерам-романтикам, приходящим в себя после обморока, я спрашиваю себя каждое ут­ро, просыпаясь: „Где я?“.

И все же посреди этой безумной гонки я высво­бождаю для себя ежедневно оазис покоя и безмя­тежности и с религиозным пылом посвящаю его ра­боте.

Когда я укрываюсь в этом оазисе, все остальное остается за его гранью — как внешние дела, так и интимные заботы.

Мало кто даже подозревает, какие требования предъявляет овладение инструментом. Публика со всеми удобствами присутствует при свершении своего рода чуда, ей и в голову не приходит, на ка­кие жертвы вынужден идти артист…

Не считаете ли Вы вместе со мной, что в мире искусства наблюдается сейчас большой кризис любви к труду и что мы, инструменталисты, можем в этом отношении служить образцами высокой мо­рали? Владение инструментом невозможно симули­ровать, как бы ловок ни был обманщик; овладеть им нет возможности, если — помимо дара богов — не подчинишь себя суровой трудовой дисциплине.

Многие художники-творцы нашей эпохи лишь симулируют трудолюбивое отношение к своему де­лу. Есть сейчас художники с большим именем, ко­торые небрежно водят кистью по холсту, занимаясь капризным искажением красот природы, за отсут­ствием подлинного проникновения в нее; есть скульпторы комически-«синтетического» направле­ния, для которых создание статуи вовсе не являет­ся — как это утверждал гениальный Микеланджело — терпеливым освобождением глыбы камня от того, что в ней есть лишнего; есть поэты, которые стараются удивить нас, нагромождая на бумаге бессвязные слова и забывая, что для создания пре­красных образов нужно испытать родовые муки; есть композиторы, которые охотятся за паразити­рующими диссонансами, „демелодизируют“ музыку и превращают ее в жесточайшее наказание для слуха. Даже если бог и отметил их печатью та­ланта, они лениво отказываются искать свою оригинальность с помощью упорного труда… Все это и отдаленно не напоминает чистой любви к искусству.

Зато всем нам, пианистам, скрипачам, виолонче­листам, гитаристам, — сколько часов изнуритель­ного до страдания труда нужно нам, сколько не­дель, месяцев, лет проводим мы, шлифуя какой-ни­будь пассаж, заставляя его блистать, извлекая из него луч света! И когда мы считаем, что он доведен до совершенства, приходится еще упорней трудить­ся весь остаток дней своих, чтобы пальцы не забы­ли выученный урок и не заплутались бы вновь в арпеджиях, акцентах, гаммах, трелях, мордентах и аккордах! А если от простой техники мы переходим к духовной сфере интерпретации — через какую то­мительную тревогу нужно пройти, чтобы открыть за немыми значками душу произведения, сколько сомнений и терзаний пережить, чтобы прозреть то, что не запечатлено на бумаге!..»1

Таково кредо А. Сеговии, таков фундамент, на котором воздвигнуто его сказочное мастерство, его неповторимое, ставшее легендой искусство!

1 Сеговия А. Письмо моему биографу. — Сов. музыка, 1960, №6.

Источник: Е. Ларичев. Техника А. Сеговии. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989

Запись опубликована в рубрике Искусство, Музыка с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Техника игры на гитаре Андреса Сеговии

  1. Владимир говорит:

    Сейчас гитара стала не «модной», к сожалению. Все реже встречается по телевизору и во дворах. Я брал уроки игры на шестиструнной гитаре по технике Сеговии. Действительно удобнее играть с его расстановками пальцев и приемами.

    • Я не думаю, что гитара вышла из моды. Просто раньше не было ни минусовок, ни караоке, и когда было нужно что-нибудь спеть под аккомпанемент (по телевизору или во дворе), люди брали в руки самый подходящий для этого инструмент — гитару. Поэтому и встречалась она чаще. Но и сейчас, судя по поисковым запросам, поклонников хватает. Что касается Сеговии, он, конечно, вне конкуренции.

  2. Хвостя говорит:

    спасибо за публикацию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>