Техника А. Сеговии
«Техника Сеговии» — кто из гитаристов не мечтал о ней, кто не пытался проникнуть в ее сокровенные тайны и, по возможности, достигнуть ее совершенства, блеска и магического воздействия на слушателей?
И вот мы наконец получаем ключ к разгадке этой тайны: перед нами две книги о технике прославленного музыканта: «Техника Сеговии» В. Бобри и «Моя гитарная тетрадь» самого А. Сеговии.
Книги прочитаны, изучены, обдуманы, и мы приходим к удивительному выводу, что никаких особенных секретов у Сеговии нет; его техника рациональна, логична и… проста! «Все гениальное просто» — этот крылатый афоризм полностью применим к технике А. Сеговии; она не возникла сама по себе, а явилась естественным развитием испанской школы Ф. Сора, Д. Агуадо и Ф. Тарреги и его высшей точкой.
Внимательно просматривая фотографии и рисунки рук А. Сеговии, убеждаешься, насколько они совершенны и как бы созданы для исполнительства на гитаре.
В основу техники Сеговии положен очень важный, необходимый принцип — предельная экономность движений. Посмотрим на рисунок правой руки Сеговии, ставший уже хрестоматийным: так часто он воспроизводился в различных гитарных изданиях.
Это основное положение руки, когда все пальцы, расположенные на одной струне (любой из шести) и слегка прижатые друг к другу, выстроены как бы в одну линию. Большой и указательный образуют «крест» (указан пунктиром). Все пальцы округлены, и запястье, достаточно приподнятое над струнами, как бы напоминает купол. И какими бы сложными и быстрыми ни были движения пальцев, кисть не меняет своего основного положения, двигаясь вместе с пальцами и направляя их движение.
Основные приемы звукоизвлечения — «апояндо» (верхний удар с опорой на соседнюю струну) и «тирандо» (нижний удар, без опоры на соседнюю струну) — трактуются Сеговией весьма своеобразно.
Как видно из рисунков 2 и 3, в извлечении звука приемом «апояндо» и «тирандо» участвуют только два последних сустава пальца. Такое жесткое предписание делает почти неподвижными при игре кисть и первые суставы (примыкающие к кисти) пальцев, а следовательно, способствует максимальной экономии движений. Действительно, побывавшие на концертах Сеговии отмечают необычайно спокойную манеру его звукоизвлечения и едва заметные движения пальцев правой руки.
Большой палец правой руки извлекает звуки приемом «апояндо», как бы скользя со струны на струну. Исключение бывает только тогда, когда он встречается с указательным пальцем, извлекающим звук на соседней, более высокой струне. В этом случае большой палец прикасается к указательному, образуя положение «крест». Звук извлекается всем пальцем.
При такой технике игры кисть правой руки с помощью большого пальца имеет постоянную опору на струнах, что придает ее движениям уверенность и точность. Кроме того, такая техника способствует красивому, яркому, богатому обертонами и чистому звучанию инструмента.
Ногти на правой руке Сеговии короткие. Они едва выступают за подушечки пальцев и затачиваются по форме подушечек.
Гаммы и гаммообразные пассажи Сеговия играет в основном двумя пальцами — i, m или m, а приемом «апояндо»; некоторые пассажи, исполняемые на разных струнах, Сеговия играет тремя пальцами.
Прием «апояндо» употребляется в трех случаях:
1) при исполнении гаммообразных пассажей;
2) при исполнении мелодии на одной струне;
3) при выделении мелодического голоса в арпеджио.
Этот прием никогда не применяется при исполнении арпеджио и фигурации на разных струнах во избежание глушения звучащих струн.
Во всем остальном техника Сеговии не отличается от общепринятой ортодоксальной испанской школы. Исключение составляет положение предплечья правой руки на корпусе гитары: точка соприкосновения правой руки с корпусом гитары лежит не ниже локтя, а чуть выше его.
Конечно, техника Сеговии тесно связана с его личностью как музыканта и художника, с его талантом и интеллектом. Она полностью подчинена тем художественным задачам, которые ставит перед собой музыкант-исполнитель.
Об отношении Сеговии к искусству и артистическому призванию можно судить по его письму к своему биографу Б. Гавоти в 1954 году.
«…Подобно актерам-романтикам, приходящим в себя после обморока, я спрашиваю себя каждое утро, просыпаясь: „Где я?“.
И все же посреди этой безумной гонки я высвобождаю для себя ежедневно оазис покоя и безмятежности и с религиозным пылом посвящаю его работе.
Когда я укрываюсь в этом оазисе, все остальное остается за его гранью — как внешние дела, так и интимные заботы.
Мало кто даже подозревает, какие требования предъявляет овладение инструментом. Публика со всеми удобствами присутствует при свершении своего рода чуда, ей и в голову не приходит, на какие жертвы вынужден идти артист…
Не считаете ли Вы вместе со мной, что в мире искусства наблюдается сейчас большой кризис любви к труду и что мы, инструменталисты, можем в этом отношении служить образцами высокой морали? Владение инструментом невозможно симулировать, как бы ловок ни был обманщик; овладеть им нет возможности, если — помимо дара богов — не подчинишь себя суровой трудовой дисциплине.
Многие художники-творцы нашей эпохи лишь симулируют трудолюбивое отношение к своему делу. Есть сейчас художники с большим именем, которые небрежно водят кистью по холсту, занимаясь капризным искажением красот природы, за отсутствием подлинного проникновения в нее; есть скульпторы комически-«синтетического» направления, для которых создание статуи вовсе не является — как это утверждал гениальный Микеланджело — терпеливым освобождением глыбы камня от того, что в ней есть лишнего; есть поэты, которые стараются удивить нас, нагромождая на бумаге бессвязные слова и забывая, что для создания прекрасных образов нужно испытать родовые муки; есть композиторы, которые охотятся за паразитирующими диссонансами, „демелодизируют“ музыку и превращают ее в жесточайшее наказание для слуха. Даже если бог и отметил их печатью таланта, они лениво отказываются искать свою оригинальность с помощью упорного труда… Все это и отдаленно не напоминает чистой любви к искусству.
Зато всем нам, пианистам, скрипачам, виолончелистам, гитаристам, — сколько часов изнурительного до страдания труда нужно нам, сколько недель, месяцев, лет проводим мы, шлифуя какой-нибудь пассаж, заставляя его блистать, извлекая из него луч света! И когда мы считаем, что он доведен до совершенства, приходится еще упорней трудиться весь остаток дней своих, чтобы пальцы не забыли выученный урок и не заплутались бы вновь в арпеджиях, акцентах, гаммах, трелях, мордентах и аккордах! А если от простой техники мы переходим к духовной сфере интерпретации — через какую томительную тревогу нужно пройти, чтобы открыть за немыми значками душу произведения, сколько сомнений и терзаний пережить, чтобы прозреть то, что не запечатлено на бумаге!..»1
Таково кредо А. Сеговии, таков фундамент, на котором воздвигнуто его сказочное мастерство, его неповторимое, ставшее легендой искусство!
Примечания
1 Сеговия А. Письмо моему биографу. — Сов. музыка, 1960, №6.
Источник: Е. Ларичев. Техника А. Сеговии. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989
Сейчас гитара стала не “модной”, к сожалению. Все реже встречается по телевизору и во дворах. Я брал уроки игры на шестиструнной гитаре по технике Сеговии. Действительно удобнее играть с его расстановками пальцев и приемами.
Я не думаю, что гитара вышла из моды. Просто раньше не было ни минусовок, ни караоке, и когда было нужно что-нибудь спеть под аккомпанемент (по телевизору или во дворе), люди брали в руки самый подходящий для этого инструмент — гитару. Поэтому и встречалась она чаще. Но и сейчас, судя по поисковым запросам, поклонников хватает. Что касается Сеговии, он, конечно, вне конкуренции.
спасибо за публикацию