Воспетый Лермонтовым
Михаил Тимофеевич Высотский родился в 1791 году под Москвой, в имении известного поэта М. Хераскова, автора поэмы «Россияда». В детстве одаренному мальчику, сыну крепостного, удалось получить несколько уроков игры на семиструнной гитаре у гитариста-виртуоза и композитора С. Аксенова, лучшего ученика А. Сихры. Вскоре после Отечественной войны 1812 года молодой Высотский получил «вольную» и поселился в Москве, где сразу приобрел известность и популярность среди московской публики. Он много выступает с концертами, сочиняет музыку, занимается с учениками. Здесь же знакомится со многими выдающимися русскими поэтами, музыкантами, художниками. Среди почитателей его таланта — А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Дельвиг, А. Григорьев, М. Стахович. Юный Лермонтов, очарованный изумительными импровизациями Высотского, посвящает ему свое стихотворение «Звуки»:
Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя…
«Гениальным самородком» назвал музыканта поэт Аполлон Григорьев, а ученик Высотского, известный гитарист И. Ляхов так отзывался об исполнительской манере учителя: «Игра Высотского была непостижима, непередаваема и оставляла такое сильное впечатление, которое не передать никакими нотами и словами. Он никогда не повторялся и одну и ту же тему играл каждый раз все с новыми и новыми вариациями, одна другой лучше, богаче…»1
Гитарист и историограф гитары В. Русанов подчеркивал, что необыкновенное техническое мастерство Высотского прекрасно сочеталось с «нежной задушевностью и певучестью».
Уникальный импровизаторский дар музыканта, глубокое проникновение в самую суть музыки, певучесть, столь близкая природе русской народной песни, производили сильнейшее впечатление на всех слушавших его.
М. Высотским создано более восьмидесяти произведений для семиструнной гитары, многие из которых, к сожалению, не дошли до нас (были утеряны случайными обладателями его рукописей или не были записаны им самим). В основном это вариации и фантазии на темы русских песен. Композитор не писал больших вариационных циклов: обычно всю композицию составляли четыре-пять вариаций, где каждая вариация — законченная миниатюра.
Музыкальному языку Высотского присущи простота и лаконизм. В отличие от многих современных ему гитаристов-композиторов, он скупо расцвечивал ткань своих произведений трелями, группетто, мордентами, бравурными пассажами. Первым из русских гитаристов он стал применять в своих вариациях органный пункт. При варьировании темы Высотский использует различные элементы подголосочной полифонии, разнообразную сложную ритмику. Особенно выразительны у него медленные, «скрипичные» по фактуре вариации, которые современники называли «молитвенными адажио».
Делает он и переложения для семиструнной гитары произведений Моцарта, Бетховена, Фильда, Крамера и других композиторов.
Все свои силы мастер отдавал служению музыкальному искусству. В своем творчестве, исполнительском и композиторском, Высотский опирался на богатейшие фольклорные традиции народа, черпая вдохновение в русской песне.
Он живо интересовался произведениями как отечественных, так и западноевропейских композиторов. Особое восхищение вызывало у него творчество Баха, музыку которого он впервые услышал в исполнении пианистов Фильда и Дюбюка.
Жизнь замечательного музыканта не богата внешними событиями. Он постоянно живет в Москве, имеет большую семью, испытывает немалые жизненные невзгоды, часто нуждается, особенно в конце жизни.
В 1836 году, всего за год до преждевременной кончины, издается его «Практическая школа семиструнной гитары», которая сыграла значительную роль в обучении молодых музыкантов. Она неоднократно переиздавалась уже после смерти автора.
Произведения М. Высотского вошли в золотой фонд гитарной литературы и всегда будут радовать любителей музыки своей искренностью, проникновенной любовью к Родине.
Примечания
1 Иванов М. Русская семиструнная гитара. М., 1948, с. 20.
Источник: А. Ширялин. Воспетый Лермонтовым. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989
Кстати, есть сведения, что Владимир Высоцкий учился играть на гитаре по самоучителю Михаила Высоцкого.
Дело было приблизительно так, как рассказывает в своей книге «Владимир Высоцкий и музыка» Ольга Шилина.
Об этом рассказала мать Владимира Высоцкого Нина Максимовна в своих воспоминаниях: Высоцкая Н. М. Дом на Первой Мещанской, в конце. Еще о Высоцком: Сб. воспоминаний / Сост. А. Крылов, Ю. Тырин. М., 1994. С. 61.