Михаил Тимофеевич Высотский

Воспетый Лермонтовым

русский гитарист-виртуоз Михаил Высотский

Выдающийся русский гитарист, композитор и педагог Михаил Высотский (1791—1837)

Михаил Тимофеевич Высотский родился в 1791 году под Москвой, в имении известного поэта М. Хераскова, автора поэмы «Россияда». В дет­стве одаренному мальчику, сыну крепостного, уда­лось получить несколько уроков игры на семиструн­ной гитаре у гитариста-виртуоза и композитора С. Аксенова, лучшего ученика А. Сихры. Вскоре после Отечественной войны 1812 года молодой Вы­сотский получил «вольную» и поселился в Москве, где сразу приобрел известность и популярность сре­ди московской публики. Он много выступает с кон­цертами, сочиняет музыку, занимается с учениками. Здесь же знакомится со многими выдающимися русскими поэтами, музыкантами, художниками. Среди почитателей его таланта — А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Дельвиг, А. Григорьев, М. Стахович. Юный Лермонтов, очарованный изумитель­ными импровизациями Высотского, посвящает ему свое стихотворение «Звуки»:

Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя…

«Гениальным самородком» назвал музыканта поэт Аполлон Григорьев, а ученик Высотского, из­вестный гитарист И. Ляхов так отзывался об испол­нительской манере учителя: «Игра Высотского бы­ла непостижима, непередаваема и оставляла такое сильное впечатление, которое не передать никаки­ми нотами и словами. Он никогда не повторялся и одну и ту же тему играл каждый раз все с новыми и новыми вариациями, одна другой лучше, бога­че…»1

Гитарист и историограф гитары В. Русанов под­черкивал, что необыкновенное техническое мастер­ство Высотского прекрасно сочеталось с «нежной задушевностью и певучестью».

Уникальный импровизаторский дар музыканта, глубокое проникновение в самую суть музыки, пе­вучесть, столь близкая природе русской народной песни, производили сильнейшее впечатление на всех слушавших его.

М. Высотским создано более восьмидесяти про­изведений для семиструнной гитары, многие из ко­торых, к сожалению, не дошли до нас (были утеря­ны случайными обладателями его рукописей или не были записаны им самим). В основном это ва­риации и фантазии на темы русских песен. Композитор не писал больших вариационных циклов: обычно всю композицию составляли четыре-пять вариаций, где каждая вариация — законченная ми­ниатюра.

Музыкальному языку Высотского присущи про­стота и лаконизм. В отличие от многих современ­ных ему гитаристов-композиторов, он скупо рас­цвечивал ткань своих произведений трелями, груп­петто, мордентами, бравурными пассажами. Пер­вым из русских гитаристов он стал применять в своих вариациях органный пункт. При варьировании темы Высотский использует различные элемен­ты подголосочной полифонии, разнообразную слож­ную ритмику. Особенно выразительны у него мед­ленные, «скрипичные» по фактуре вариации, кото­рые современники называли «молитвенными ада­жио».

Делает он и переложения для семиструнной ги­тары произведений Моцарта, Бетховена, Фильда, Крамера и других композиторов.

Все свои силы мастер отдавал служению музы­кальному искусству. В своем творчестве, исполни­тельском и композиторском, Высотский опирался на богатейшие фольклорные традиции народа, чер­пая вдохновение в русской песне.

семиструнная гитара времён Сихры и Высотского

Семиструнная гитара времён А. Сихры и М. Высотского

Он живо интересовался произведениями как отечественных, так и западноевропейских компози­торов. Особое восхищение вызывало у него твор­чество Баха, музыку которого он впервые услышал в исполнении пианистов Фильда и Дюбюка.

Жизнь замечательного музыканта не богата внешними событиями. Он постоянно живет в Мос­кве, имеет большую семью, испытывает немалые жизненные невзгоды, часто нуждается, особенно в конце жизни.

В 1836 году, всего за год до преждевременной кончины, издается его «Практическая школа семи­струнной гитары», которая сыграла значительную роль в обучении молодых музыкантов. Она неодно­кратно переиздавалась уже после смерти автора.

Произведения М. Высотского вошли в золотой фонд гитарной литературы и всегда будут радовать любителей музыки своей искренностью, проникно­венной любовью к Родине.


Примечания

1 Иванов М.  Русская семиструнная гитара. М., 1948, с. 20.

Источник: А. Ширялин. Воспетый Лермонтовым. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Гитара, История, Русская музыка, Русская песня с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Михаил Тимофеевич Высотский

  1. фыва говорит:

    Кстати, есть сведения, что Владимир Высоцкий учился играть на гитаре по самоучителю Михаила Высоцкого.

    • Дело было приблизительно так, как рассказывает в своей книге «Владимир Высоцкий и музыка» Ольга Шилина.

      Перед своим семнадцатилетием Владимир Высоцкий обратился к матери с вопросом:
      «— Ты все равно подарок мне будешь искать?
      — Да, я хотела купить тебе фотоаппарат…
      — Нет, ни в коем случае. Я фотографировать не буду, потому что не могу сидеть и корпеть — проявлять, закреплять… Не трать деньги зря — лучше купи мне гитару.
      И я купила ему гитару и самоучитель Михаила Высоцкого.
      Он спросил:
      — А зачем самоучитель?
      — Будешь учиться…
      — А я умею!
      На моих глазах он подстроил гитару и очень сносно на ней что-то наиграл. Видно, перенял кое-что у дворовых ребят. Но петь свои песни он начал, уже будучи студентом театрального вуза. Потом я ему несколько раз говорила, что он должен выучить нотную грамоту, если думает серьезно заниматься сочинением песен, а он все отнекивался: мол, зачем, — и так все можно запомнить».

      Об этом рассказала мать Владимира Высоцкого Нина Максимовна в своих воспоминаниях: Высоцкая Н. М. Дом на Первой Мещанской, в конце. Еще о Высоцком: Сб. воспоминаний / Сост. А. Крылов, Ю. Тырин. М., 1994. С. 61.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>