Семиструнная гитара
Своеобразны и самобытны пути развития гитарного искусства в России. Будучи пятиструнной, гитара была завезена в Россию итальянскими музыкантами в XVIII веке, однако распространения не получила, оставаясь экзотическим украшением. Позднее, в начале XIX века, русская публика знакомится с «испанской» шестиструнной гитарой, к тому времени ставшей достаточно популярной в Европе. Представлена она была в России известными зарубежными музыкантами-гитаристами М. Джулиани, Ф. Сором и другими.
Победа в Отечественной войне 1812 года чрезвычайно ускорила рост национального самосознания, вызвала подъем патриотических чувств и настроений во всех слоях общества. Стремительно растет интерес к историческому прошлому Родины, к народному творчеству, в частности к народной песне. Широчайшую популярность приобретает городской романс. Основываясь на бытовом фольклоре, он представляет своеобразный пласт русской музыкальной культуры с характерным строем и мелосом, с присущими только ему выразительными средствами.
Академик Б. Асафьев писал по этому поводу в своей работе «Музыкальная форма как процесс»: «Еще не было психологического реализма с его анализом личной душевной жизни, еще не неистовствовали романтики, выдвигая культуру чувства, а масса уже жаждала слышать „простую речь” и мелодику сердечную и волнующую; ибо приближалось господство семейственности, чувствительности, культа „простых нравов” простодушных людей и „домашности”, умиления перед природой, тихой созерцательности. Соответствующие всему этому интонации вызвали в музыке романсовый мелос, задушевный, сердечный; и слова, и мелодия, большей частью не притязавшая на длительное развитие, овеяны были единым интонационным строем — „звучанием от сердца к сердцу”»1.
Появившаяся в последнее десятилетие XVIII века семиструнная гитара своим гармоническим строем и тембровым колоритом оказалась очень близкой природе русской народной песни и возникшему на ее основе жанру городского романса. Ее использование для сопровождения голоса давало возможность наиболее тонко выявить лиризм интимных переживаний, составляющих основную тематику городского романса. Лучшие произведения этого жанра, созданные А. Алябьевым, А. Варламовым, Титовыми и другими талантливыми композиторами, вошли в золотой фонд русской музыки.
Русские музыканты, понимая, какие большие возможности заложены в семиструнной гитаре, начинают создавать для нее и сольный репертуар. Вначале они перекладывают для нее отрывки из популярных опер и других произведений русских и зарубежных композиторов. Затем создают вариационные циклы, достаточно сложные по фактуре и концертные по характеру, в основу которых кладут народные мелодии. (В качестве яркого примера назовем вариационный цикл А. Сихры на тему русской песни «Среди долины ровныя».) Помимо вариаций создаются миниатюры, изящные и мелодичные, трогающие душу простого русского человека. Делаются также попытки создания крупной формы, в частности сонаты, концерта для гитары с оркестром.
Андрей Осипович Сихра
Необычайная популярность семиструнной гитары привлекла к ней талантливых музыкантов. Выдающаяся роль в создании отечественной гитарной школы принадлежит Андрею Осиповичу Сихре. Замечательный гитарист-виртуоз, талантливый композитор, он бесспорно является основоположником русской школы игры на семиструнной гитаре.
А. Сихра родился в 1773 году в г. Вильно (теперешнем Вильнюсе) в семье учителя музыки. В молодости выступал с концертами как арфист, играл на шестиструнной гитаре. Затем увлекся семиструнной гитарой, которой посвятил всю свою жизнь. В 1801 году музыкант переселился в Москву, где начал создавать репертуар для семиструнной гитары и заниматься со своими первыми учениками.
Сихра, талантливый музыкант, доброжелательный и обаятельный человек, вскоре стал кумиром многочисленных учеников и поклонников.
После изгнания Наполеона из России Сихра переезжает в Петербург, который не покидает уже до конца своей жизни (умер в 1850 году). Здесь он, уже зрелый музыкант и педагог, создает свою школу игры на семиструнной гитаре…
А. Сихра был не только талантливым, но и высокообразованным музыкантом. Его высоко ценили М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Варламов, А. Дюбюк, Д. Фильд и многие другие деятели отечественной культуры. Знаменитый певец О. Петров учился у Сихры игре на гитаре. Биографический словарь Русского исторического общества назвал Сихру «патриархом русских гитаристов». Из его учеников наиболее известны С. Аксенов, Н. Александров, В. Морков, В. Саренко, В. Свинцов.
Если Сихра был признан главой петербургской школы семиструнной гитары с характерным для нее строгим «академическим» стилем, то основоположником московской школы по праву считается Михаил Тимофеевич Высотский, жизнь и деятельность которого — еще одна страница в истории русского гитарного искусства.
Из учеников Высотского наибольшую известность получили П. Белошеин, А. Ветров, И. Ляхов, М. Стахович и другие.
Эпоха Сихры и Высотского — «золотой век» русской семиструнной гитары. Ее широкое распространение способствовало демократизации музыкального искусства.
Вариационные циклы русских гитаристов-композиторов созданы на основе русской народной песенности. Этот уникальный пласт русской музыкальной культуры является важным источником изучения фольклора.
Русская семиструнная гитара, звучавшая в руках талантливых музыкантов, вдохновляла поэтов и писателей на создание прекрасных стихотворных строк.
А. Пушкин назвал гитару «сладкогласной». Слова, полные лиризма, посвященные этому инструменту, можно найти и у М. Лермонтова, А. Фета, И. Бунина, А. Григорьева, Л. Толстого, А. Островского, М. Горького.
Гитара изображена на многих картинах русских и западноевропейских художников: В. Тропинина, В. Перова, И. Репина, Ан. Ватто, Б. Мурильо, Фр. Хальса, П. Пикассо и др.
В середине XIX века интерес к гитаре падает не только в России, но и в Европе. Однако в конце XIX — начале XX веков семиструнная гитара начинает вновь заявлять о себе. Этому во многом способствовала деятельность музыкантов-энтузиастов, пытавшихся восстановить традиции Сихры и Высотского. Наиболее известными из них были А. Соловьев и В. Русанов.
Александр Петрович Соловьев (1856—1911) — видный исполнитель и педагог. Воспитал многих одаренных учеников, таких, как В. Русанов, В. Успенский, В. Юрьев, В. Березкин и других; создал Школу (издана в 1896 году), которая была лучшей в то время.
Валериан Алексеевич Русанов (1866—1918) — известный историограф и пропагандист русской семиструнной гитары. Им было организовано издание всероссийского журнала «Гитарист» (1904—1906).
В период после Великой Октябрьской социалистической революции многое сделали для популяризации семиструнной гитары М. Иванов, В. Юрьев, В. Сазонов, Р. Мелешко. Ими были созданы школы и самоучители для этого инструмента, оригинальные сочинения, обработки и переложения, составлены многочисленные сборники. М, Ивановым написана книга «Русская семиструнная гитара». Эти музыканты постоянно выступали как солисты и аккомпаниаторы в концертах, записывались на грампластинки.
В послевоенные годы выросло новое поколение исполнителей на семиструнной гитаре, которое достойно продолжает богатые традиции национальной исполнительской школы. Среди них: В. Вавилов, Б. Окунев, Б. Ким, С. Орехов, А. Агибалов. Репертуар семиструнной гитары пополнился за это время сочинениями композиторов Н. Чайкина, Б. Страннолюбского, Н. Нариманидзе, Н. Речменского, Г. Камалдинова, Л. Бирнова и других.
В наши дни наблюдается растущий в мире интерес к русской семиструнной гитаре. Выразим надежду, что в дальнейшую историю этого прекрасного самобытного музыкального инструмента будут вписаны новые славные страницы.
Примечания
1 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л., 1971, с. 257.
Источник: Л. Менро, А. Ширялин. Семиструнная гитара. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989
Раньше пытался научиться играть на семиструнной гитаре, ничего не получилось. На шестиструнной гораздо лучше получается.
Думаю, дело тут в большей популярности шестиструнной гитары. Сам играю на шестиструнке, но, помнится, в период увлечения песнями Высоцкого играл и на семи. Честно говоря, было некомфортно переходить с одной аппликатуры на другую, если, конечно, играть не на трёх “блатных” аккордах. Поэтому, в конечном счёте, остановился на шестиструнке.