Песня «Огонек». История создания. Ноты. Видео

19 января родился советский поэт Михаил Исаковский (1900—1973).


Песня «Огонек» Михаила Исаковского. История создания

Вера в Победу

Советский поэт Михаил Исаковский

Михаил Васильевич Исаковский (1900—1973), русский советский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Сборники «Провода в соломе» (1927), «Поэма ухода» (1930) — о современной деревне. В лирических стихах, многие из которых стали народными песнями («Прощание», «Катюша», «Огонек», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета»), — любовь к Родине, тонкое ощущение мелодики русской речи. Поэма «Сказка о правде» (опубликована в 1987) о хождении русского крестьянина за счастьем. Автобиографическая книга «На Ельнинской земле» (1969). Государственные премии СССР (1943, 1949).

Я знаю, почему эта бесхитростная песня так широко распространилась в годы войны, стала боевым духовным оружием фронтовиков. Тут есть секрет. Он прост, делать из него тайну незачем, а все же разгадать его теперь трудно: прошли годы, мы просто забыли обстановку военного времени.

Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно — сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России,— было введено затемнение. На улицах — ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги.

Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам, как бы далеко от линии боев они ни находились.

И вдруг на фронт по радио прилетела песня «Огонек». Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели!

Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет!

Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл.

Михаил Исаковский находился тогда в эвакуации, в городе Чистополе, Татарской АССР, на Каме. Об эвакуации не написано песен, хотя на востоке свершался тоже один из подвигов народа: с запада на восток переместились не только заводы, но и миллионы людей с оккупированной и прифронтовой территории. За Волгой они нашли приют, жители районов, не находившихся под угрозой, поделились с ними всем.

Маленький городок Чистополь принял в свою семью не только часовой завод, перешедший на выпуск военной продукции, но и группу крупных писателей, которым по здоровью или по возрасту было отказано в отправке на фронт.

Михаил Исаковский тяжело переживал эвакуацию:

И горько мне, что я — больной и хворый,
Что без меня идут они на бой,
На бой за родину, судьба которой
Навеки стала нашею судьбой.

Но не тихим уголком, а боевой позицией был для поэта занесенный метелями городок на Каме. Никогда он не работал так много и плодотворно. Стихи и песни печатались в «Правде», звучали по радио. Столько в них было боли и ярости, гнева и веры в победу, что миллионы читателей в серых шинелях и потемневших от дыма костров и снарядной гари полушубках не представляли себе поэта иначе, как боевым комиссаром, сражающимся где-то если не в одной с ними, то в соседней части.

Стихотворение «Огонек», написанное в 1942 году, было отправлено из Чистополя композитору Матвею Блантеру и вскоре прозвучало по радио. Напечатана песня впервые была в «Правде» 19 апреля 1943 года, как уже широкоизвестное произведение.

Но привычное сочетание фамилий авторов — музыка Блантера, слова Исаковского — на этот раз оказалось нарушенным, и при публиковании и исполнении песни «Огонек» теперь указывается: музыка народная.

Вот как это произошло. Стихи Исаковского распространились быстрее, чем музыка. Их стали переписывать, пересылать в письмах. И на фронте, и в тылу гармонисты стали подбирать музыку. Оказалось, что стихотворение легко поддается музыкальной импровизации, само просится, чтобы его пели.

И в годы войны, и в послевоенные годы появились десятки музыкальных решений «Огонька», самых разнообразных, но всегда задушевных и искренних. Мне самому довелось слышать «Огонек», исполняемый на разные мелодии — от вальса до марша.

Кроме Матвея Блантера, музыку к «Огоньку» писали и другие известные композиторы. Однако тот «Огонек», который мы слышим и поем теперь, обладает музыкой, которую правильнее всего назвать народной.

В послевоенные годы у мелодии песни оказалось так много авторов, что была даже создана специальная комиссия, подвергавшая изучению каждую ноту. Оказалось, что «Огонек» поют на мелодию старой польской песни «Стелла», что на Балтике был особенно распространен напев, подобранный ка баяне краснофлотцем Никитенко, что есть и еще удачные и популярные мелодии, созданные композиторами, солдатами, офицерами. В дни празднования двадцатилетия победы над фашизмом газеты «Вечерняя Москва» и «Социалистический Донбасс» рассказали еще об одном авторе музыки, которого на фронте называли «Мишка-огонек».

Мало кому удавалось быть свидетелем того, как распускается цветок или как песня становится народной. А вот в случае с «Огоньком» мы присутствуем именно при таком чуде.

Михаилу Исаковскому особенно везет на «ответы». Я уже упоминал о ста вариантах «Катюши». Немало всевозможных переделок, дописанных либо измененных строф и строк «Огонька» собрано фольклористами. Когда я размышляю над тем, почему именно стихи Исаковского обрастают «ответами», поправками, изменениями и вариантами, мне видится такое драгоценное качество стихов этого поэта, как народность. Люди считают эти слова своими, не откуда-то с недоступных высот слетевшими к ним, а родившимися среди них, выражающими сокровенное содержание их душ. И они добавляют от себя, а то и используют стихи для добродушного либо остро сатирического ответа.

Высокое счастье поэта — жизнь его песен в народе.

Источник: Долматовский Е. А. Рассказы о твоих песнях. Москва, 1973


Песня «Огонек». Ноты

М. Исаковский. Огонек. Ноты для голоса и аккорды

Ноты песни «Огонек» Михаила Исаковского.

Инструмент: ноты для голоса и аккорды;

Тональность: ре-минор;

Уровень сложности: начальный;

Источник: Песни наших дней. Москва, 1985.

Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.


Песня «Огонек». Текст

На позиции девушка
Провожала бойца,
Темной ночью простилася
На ступеньках крыльца.

И пока за туманами
Видеть мог паренек,
На окошке на девичьем
Все горел огонек.

Парня встретила славная
Фронтовая семья,
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья.

Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
Где ж ты, девушка милая?
Где ж ты, мой огонек?

И подруга далекая
Другу весточку шлет,
Что любовь ее девичья
Никогда не умрет;

Все, что было загадано,
В свой исполнится срок, —
Не погаснет без времени
Золотой огонек.

И просторно и радостно
На душе у бойца
От такого хорошего
От ее письмеца.

И врага ненавистного
Крепче бьет паренек
За советскую Родину,
За родной огонек.

1943


Песня «Огонек». Слушать онлайн. Видео

Песня «На позиции девушка Провожала бойца». Песня на стихи Михаила Исаковского. Исполняет Олег Погудин. Концерт «Песни военных лет». 2004 г.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Отечественная война, Советская песня с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>