Краткий очерк истории гитары

Шестиструнная и семиструнная гитары

шестиструнная гитара. семиструнная гитара

Шестиструнная (испанская) и семиструнная (русская) гитара

Гитара — один из самых любимых и популяр­ных инструментов во многих странах мира. Исто­рия гитарного искусства наполнена богатыми со­бытиями, творческими поисками, постоянным со­вершенствованием как самого инструмента, так и техники игры на нем.

Свой внешний вид, близкий к современному, ги­тара приняла лишь в XVIII веке. Ее предшествен­никами по праву считаются такие щипковые ин­струменты, как лютня, лира, греческая кифара, итальянская виола и испанская виуэла.

В настоящее время существуют несколько ос­новных разновидностей гитары: классическая ше­стиструнная («испанская»), семиструнная («русская»), а также «гавайская», джаз-гитара, электро­гитара.

Родиной наиболее распространенной в мире ше­стиструнной гитары является Испания, семиструн­ной — справедливо считается Россия.

Среди любителей гитарного искусства до сих пор не прекращаются дискуссии: какому из этих инструментов следует отдать предпочтение? Сто­ронники шестиструнной гитары указывают на боль­шие виртуозные возможности своего инструмента, на действительно значительные творческие удачи, достигнутые композиторами и исполнителями, использующими его. Поклонники семиструнной гита­ры также ссылаются на крупные достижения музы­кантов и традиции исполнительства, сложившиеся в художественной культуре России в XIX веке, подчеркивают близость инструмента природе рус­ской песни, народному мелосу. Они справедливо от­мечают то обстоятельство, что развитие жанра старинного русского романса с характерными для не­го мягким лиризмом и задушевностью, теплотой чувств, близостью к городскому фольклору нема­лым образом обязано семиструнной гитаре.

На наш взгляд, ответ на поставленные вопросы вполне однозначен: и шестиструнная гитара, и се­миструнная имеют свои достоинства и традиции, каждый из этих инструментов может решать разно­образные художественные задачи. Правомерность использования той или другой разновидности гита­ры может зависеть только от того, какие средства выразительности нужны композитору для воплоще­ния творческого замысла, какое образное содержа­ние он хочет раскрыть с ее помощью.

Гитарная литература имеет давнюю историю и свои традиции. Видное место в репертуаре гитари­стов занимают переложения произведений, напи­санных для других инструментов, а также для ее непосредственных предшественников, в частности для лютни.

испанский гитарист-виртуоз Андрес Сеговия

Выдающийся испанский гитарист-виртуоз и педагог Андрес Торрес Сеговия (1893 - 1987), считающийся основателем современной академической школы игры на шестиструнной гитаре

С успехом интерпретируются гитаристами мно­гие скрипичные сочинения. Так, например, Андрес Сеговия является непревзойденным исполнителем труднейшей Чаконы И. С. Баха, одного из шедев­ров скрипичной музыки.

Но самое главное: для гитары существует по­стоянно пополняющийся оригинальный сольный ре­пертуар, состоящий из концертов, сонат, вариаций, пьес; она активно используется композиторами как ансамблевый и аккомпанирующий инструмент.

Важная роль в создании гитарного репертуара принадлежит испанским композиторам: Фернандо Сору (1778—1839), Франсиско Таррега Эйксеа (1852—1909), Мигуэлю Льобету (1878—1938), Эмилио Пухолю Вилларуби (р. 1886) и целому ряду других. Ими созданы талантливые произведения для гитары, стилистика которых оказала опреде­ленное влияние на фортепианные сочинения К. Де­бюсси, М. Равеля. Замечательные произведения для гитары написаны Н. Паганини, Ф. Шубертом, К. М. Вебером, Г. Берлиозом; в нашем столетии — М. де Фальей, А. Русселем, Д. Мийо, А. Жоливе, Э. Вила Лобосом, X. Родриго.

Целый ряд значительных произведений для ги­тары написан советскими композиторами. Среди них хочется назвать Концерт для гитары со струн­ным квартетом, кларнетом и литаврами Б. Асафь­ева, Сонату В. Шебалина. Произведения для гита­ры созданы И. Болдыревым, Ю. Объедовым, Л. Бирновым, Н. Чайкиным, Ю. Шишаковым, Г. Камалдиновым и другими композиторами.

Интересна история семиструнной гитары, полу­чившей широкое распространение в России. Она широко вошла в музыкальный быт. Без гитары не обходилось домашнее музицирование, под ее ак­компанемент пели романсы и песни, использовали как сольный и ансамблевый инструмент.

Расцвет искусства игры на семиструнной гита­ре связан с деятельностью А. Сихры (1773—1850) и М. Высотского (ок. 1791—1837), крупных му­зыкантов своего времени. Они пользовались симпатией и любовью русской публики, уважением и признательностью деятелей отечественной куль­туры.

Свой вклад в искусство игры на гитаре внесли ученики Сихры. Среди них необходимо отметить гитариста и композитора С. Аксенова (1784—1853), выпускавшего «Новый журнал для семи­струнной гитары, посвященный любителям музы­ки»; В. Свинцова (ум. ок. 1880 г.), ставшего одним из первых профессиональных исполнителей на се­миструнной гитаре; Ф. Циммермана (1810—1882), известного своими замечательными импровизациями; В. Моркова (1801—1864), автора произведе­ний и транскрипций для семиструнной гитары.

Развивается в России и искусство игры на ше­стиструнной гитаре. Замечательным исполнителем на ней был М. Соколовский (1818—1883), концерт­ная деятельность которого проходила с большим успехом как в России, так и во многих странах Ев­ропы. Значительной известностью пользовался так­же исполнитель и популяризатор классической ше­стиструнной гитары Н. Макаров (1810—1890).

гитарист-виртуоз Пётр Агафошин

Русский советский гитарист-виртуоз и педагог Пётр Спиридонович Агафошин (1874 - 1950)

Однако во второй половине XIX века и в стра­нах Европы, и в России наблюдается ослабление интереса к гитаре со стороны музыкантов-профессионалов, она все чаще рассматривается как ин­струмент, не имеющий большого художественного значения, а следовательно, и не заслуживающий внимания, ее выразительные возможности и своеобразие недооцениваются.

Новый расцвет гитарного искусства происходит уже в XX веке и затрагивает все сферы: сочинение музыки, исполнительство, педагогику. Гитара за­нимает равноправное наряду с другими инструмен­тами место на концертной эстраде. Для пропаган­ды гитарного искусства и деятельности музыкантов-гитаристов в России начинают издаваться специальные журналы: «Гитарист», «Музыка гитариста». В них содержатся сведения, не потерявшие своего значения и в наше время.

В последние десятилетия в разных странах про­водятся международные конкурсы и фестивали ги­таристов, классы гитары открыты во многих акаде­миях музыки и консерваториях, функционируют многочисленные общества и ассоциации исполните­лей, профессионалов и любителей, издается спе­циальная книжная и нотная литература. Гитарная музыка постоянно звучит по радио и телевидению, записывается на грампластинки и компакт-кассеты.

Ведущее место среди гитаристов нашего столе­тия заслуженно принадлежит великому испанскому музыканту Андресу Сеговии (р. 1893). Его много­гранная исполнительская, педагогическая, просве­тительская деятельность, создание транскрипций оказали огромное влияние на дальнейшее развитие гитарного искусства.

Неоднократно Сеговия посещал Советский Со­юз. Его концерты, проходившие всегда с успехом, способствовали возрождению у нас в стране инте­реса к гитаре, ярчайшим образом продемонстриро­вали значительные технические и художественные возможности инструмента, стимулировали исполни­тельскую, педагогическую и композиторскую деятельность таких советских музыкантов, как П. Агафошин (1874—1950), П. Исаков (1886—1958), В. Яшнев (1879—1962), А. Иванов-Крамской (1912—1973).

гитарист-виртуоз Иванов-Крамской

Советский гитарист-виртуоз и педагог Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912 - 1973)

Особенно хочется отметить значение для разви­тия советской гитарной школы заслуженного арти­ста РСФСР Александра Михайловича Иванова-Крамского. Автор двух концертов для гитары с ор­кестром и свыше ста пьес для этого инструмента, А. Иванов-Крамской успешно сочетал концертную деятельность, записи на радио и грампластинки — с педагогикой. В стенах музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского им подготовлен целый ряд интересных музыкантов. А. Ивановым-Крам­ским выпущена «Школа игры на шестиструнной ги­таре», сыгравшая важную роль в деле подготовки молодых гитаристов.

В настоящее время активно пропагандируют классическую шестиструнную гитару П. Вещицкий, Н. Комолятов, Е. Ларичев, А. Фраучи, Б. Хлоповский и многие другие гитаристы.

В развитие и пропаганду семиструнной гитары большой вклад внесли В. Сазонов (1912—1969), М. Иванов (1889—1953), В. Юрьев (1881—1962); в наши дни — Б. Окунев, С. Орехов, Л. Менро и ряд других музыкантов.

В нашей стране в концертной практике исполь­зуется и шестиструнная, и семиструнная гитара. Осуществляется обучение в ряде высших и средних специальных учебных заведений, во многих детских и вечерних музыкальных школах, студиях и круж­ках при Дворцах пионеров и школьников и клуб­ных учреждениях.

Постоянно развивается искусство игры на гита­ре за рубежом. Известностью пользуются М. Зе­ленка, В. Микулка (ЧССР), Л. Сендреи-Карпер (ВНР); 3. Беренд (ФРГ), Л. Брауэр (Куба), Д. Бланке, М. Кубедо, А. Мембрадо (Испания), Д. Брим, Д. Вильямс (Великобритания), М. Л. Анидо, Э. Битетти (Аргентина), А. Диас (Венесуэла) и многие другие исполнители.

С развитием в XX веке джазовой и эстрадной инструментальной музыки получила широкое рас­пространение и джазовая гитара, ставшая в 30-е годы электромузыкальным инструментом. Она при­меняется в самых разнообразных джазовых и эст­радных ансамблях и оркестрах, фольклорных кол­лективах, на ней исполняются и сольные произве­дения.

В нашей стране развитие джазовой гитары свя­зано с именами отца и сына Кузнецовых, Алексея Якушева, Станислава Каширина и целого ряда дру­гих музыкантов.

Гитара является одним из основных инструмен­тов в вокально-инструментальных ансамблях. Она используется солистами и ансамблями, исполняющими песни борьбы за мир, за национальную не­зависимость против империалистического угне­тения.

Яркий пример воздействия на сердца и умы лю­дей — искусство чилийского певца и гитариста Вик­тора Хары, отдавшего жизнь в борьбе за демокра­тию и социальный прогресс своей родины.

Гитарное искусство постоянно развивается, ли­тература для этого инструмента все время попол­няется новыми оригинальными произведениями в самых различных жанрах. Большая популярность гитары, ее значительные виртуозные и выразитель­ные возможности дают основание предполагать дальнейший расцвет искусства игры на этом демо­кратичном инструменте.

Источник: А. Назаров. О гитаре. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Гитара, Искусство, История, Русская музыка с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Краткий очерк истории гитары

  1. Виктор говорит:

    Дополнительно рекомендую посмотреть материалы на сайте журнала
    "История гитары в лицах"
    : электронный журнал (большая часть номеров в открытом доступе), статьи, книги, документы, редкие фотографии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>