Шестиструнная и семиструнная гитары
Гитара — один из самых любимых и популярных инструментов во многих странах мира. История гитарного искусства наполнена богатыми событиями, творческими поисками, постоянным совершенствованием как самого инструмента, так и техники игры на нем.
Свой внешний вид, близкий к современному, гитара приняла лишь в XVIII веке. Ее предшественниками по праву считаются такие щипковые инструменты, как лютня, лира, греческая кифара, итальянская виола и испанская виуэла.
В настоящее время существуют несколько основных разновидностей гитары: классическая шестиструнная («испанская»), семиструнная («русская»), а также «гавайская», джаз-гитара, электрогитара.
Родиной наиболее распространенной в мире шестиструнной гитары является Испания, семиструнной — справедливо считается Россия.
Среди любителей гитарного искусства до сих пор не прекращаются дискуссии: какому из этих инструментов следует отдать предпочтение? Сторонники шестиструнной гитары указывают на большие виртуозные возможности своего инструмента, на действительно значительные творческие удачи, достигнутые композиторами и исполнителями, использующими его. Поклонники семиструнной гитары также ссылаются на крупные достижения музыкантов и традиции исполнительства, сложившиеся в художественной культуре России в XIX веке, подчеркивают близость инструмента природе русской песни, народному мелосу. Они справедливо отмечают то обстоятельство, что развитие жанра старинного русского романса с характерными для него мягким лиризмом и задушевностью, теплотой чувств, близостью к городскому фольклору немалым образом обязано семиструнной гитаре.
На наш взгляд, ответ на поставленные вопросы вполне однозначен: и шестиструнная гитара, и семиструнная имеют свои достоинства и традиции, каждый из этих инструментов может решать разнообразные художественные задачи. Правомерность использования той или другой разновидности гитары может зависеть только от того, какие средства выразительности нужны композитору для воплощения творческого замысла, какое образное содержание он хочет раскрыть с ее помощью.
Гитарная литература имеет давнюю историю и свои традиции. Видное место в репертуаре гитаристов занимают переложения произведений, написанных для других инструментов, а также для ее непосредственных предшественников, в частности для лютни.
С успехом интерпретируются гитаристами многие скрипичные сочинения. Так, например, Андрес Сеговия является непревзойденным исполнителем труднейшей Чаконы И. С. Баха, одного из шедевров скрипичной музыки.
Но самое главное: для гитары существует постоянно пополняющийся оригинальный сольный репертуар, состоящий из концертов, сонат, вариаций, пьес; она активно используется композиторами как ансамблевый и аккомпанирующий инструмент.
Важная роль в создании гитарного репертуара принадлежит испанским композиторам: Фернандо Сору (1778—1839), Франсиско Таррега Эйксеа (1852—1909), Мигуэлю Льобету (1878—1938), Эмилио Пухолю Вилларуби (р. 1886) и целому ряду других. Ими созданы талантливые произведения для гитары, стилистика которых оказала определенное влияние на фортепианные сочинения К. Дебюсси, М. Равеля. Замечательные произведения для гитары написаны Н. Паганини, Ф. Шубертом, К. М. Вебером, Г. Берлиозом; в нашем столетии — М. де Фальей, А. Русселем, Д. Мийо, А. Жоливе, Э. Вила Лобосом, X. Родриго.
Целый ряд значительных произведений для гитары написан советскими композиторами. Среди них хочется назвать Концерт для гитары со струнным квартетом, кларнетом и литаврами Б. Асафьева, Сонату В. Шебалина. Произведения для гитары созданы И. Болдыревым, Ю. Объедовым, Л. Бирновым, Н. Чайкиным, Ю. Шишаковым, Г. Камалдиновым и другими композиторами.
Интересна история семиструнной гитары, получившей широкое распространение в России. Она широко вошла в музыкальный быт. Без гитары не обходилось домашнее музицирование, под ее аккомпанемент пели романсы и песни, использовали как сольный и ансамблевый инструмент.
Расцвет искусства игры на семиструнной гитаре связан с деятельностью А. Сихры (1773—1850) и М. Высотского (ок. 1791—1837), крупных музыкантов своего времени. Они пользовались симпатией и любовью русской публики, уважением и признательностью деятелей отечественной культуры.
Свой вклад в искусство игры на гитаре внесли ученики Сихры. Среди них необходимо отметить гитариста и композитора С. Аксенова (1784—1853), выпускавшего «Новый журнал для семиструнной гитары, посвященный любителям музыки»; В. Свинцова (ум. ок. 1880 г.), ставшего одним из первых профессиональных исполнителей на семиструнной гитаре; Ф. Циммермана (1810—1882), известного своими замечательными импровизациями; В. Моркова (1801—1864), автора произведений и транскрипций для семиструнной гитары.
Развивается в России и искусство игры на шестиструнной гитаре. Замечательным исполнителем на ней был М. Соколовский (1818—1883), концертная деятельность которого проходила с большим успехом как в России, так и во многих странах Европы. Значительной известностью пользовался также исполнитель и популяризатор классической шестиструнной гитары Н. Макаров (1810—1890).
Однако во второй половине XIX века и в странах Европы, и в России наблюдается ослабление интереса к гитаре со стороны музыкантов-профессионалов, она все чаще рассматривается как инструмент, не имеющий большого художественного значения, а следовательно, и не заслуживающий внимания, ее выразительные возможности и своеобразие недооцениваются.
Новый расцвет гитарного искусства происходит уже в XX веке и затрагивает все сферы: сочинение музыки, исполнительство, педагогику. Гитара занимает равноправное наряду с другими инструментами место на концертной эстраде. Для пропаганды гитарного искусства и деятельности музыкантов-гитаристов в России начинают издаваться специальные журналы: «Гитарист», «Музыка гитариста». В них содержатся сведения, не потерявшие своего значения и в наше время.
В последние десятилетия в разных странах проводятся международные конкурсы и фестивали гитаристов, классы гитары открыты во многих академиях музыки и консерваториях, функционируют многочисленные общества и ассоциации исполнителей, профессионалов и любителей, издается специальная книжная и нотная литература. Гитарная музыка постоянно звучит по радио и телевидению, записывается на грампластинки и компакт-кассеты.
Ведущее место среди гитаристов нашего столетия заслуженно принадлежит великому испанскому музыканту Андресу Сеговии (р. 1893). Его многогранная исполнительская, педагогическая, просветительская деятельность, создание транскрипций оказали огромное влияние на дальнейшее развитие гитарного искусства.
Неоднократно Сеговия посещал Советский Союз. Его концерты, проходившие всегда с успехом, способствовали возрождению у нас в стране интереса к гитаре, ярчайшим образом продемонстрировали значительные технические и художественные возможности инструмента, стимулировали исполнительскую, педагогическую и композиторскую деятельность таких советских музыкантов, как П. Агафошин (1874—1950), П. Исаков (1886—1958), В. Яшнев (1879—1962), А. Иванов-Крамской (1912—1973).
Особенно хочется отметить значение для развития советской гитарной школы заслуженного артиста РСФСР Александра Михайловича Иванова-Крамского. Автор двух концертов для гитары с оркестром и свыше ста пьес для этого инструмента, А. Иванов-Крамской успешно сочетал концертную деятельность, записи на радио и грампластинки — с педагогикой. В стенах музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского им подготовлен целый ряд интересных музыкантов. А. Ивановым-Крамским выпущена «Школа игры на шестиструнной гитаре», сыгравшая важную роль в деле подготовки молодых гитаристов.
В настоящее время активно пропагандируют классическую шестиструнную гитару П. Вещицкий, Н. Комолятов, Е. Ларичев, А. Фраучи, Б. Хлоповский и многие другие гитаристы.
В развитие и пропаганду семиструнной гитары большой вклад внесли В. Сазонов (1912—1969), М. Иванов (1889—1953), В. Юрьев (1881—1962); в наши дни — Б. Окунев, С. Орехов, Л. Менро и ряд других музыкантов.
В нашей стране в концертной практике используется и шестиструнная, и семиструнная гитара. Осуществляется обучение в ряде высших и средних специальных учебных заведений, во многих детских и вечерних музыкальных школах, студиях и кружках при Дворцах пионеров и школьников и клубных учреждениях.
Постоянно развивается искусство игры на гитаре за рубежом. Известностью пользуются М. Зеленка, В. Микулка (ЧССР), Л. Сендреи-Карпер (ВНР); 3. Беренд (ФРГ), Л. Брауэр (Куба), Д. Бланке, М. Кубедо, А. Мембрадо (Испания), Д. Брим, Д. Вильямс (Великобритания), М. Л. Анидо, Э. Битетти (Аргентина), А. Диас (Венесуэла) и многие другие исполнители.
С развитием в XX веке джазовой и эстрадной инструментальной музыки получила широкое распространение и джазовая гитара, ставшая в 30-е годы электромузыкальным инструментом. Она применяется в самых разнообразных джазовых и эстрадных ансамблях и оркестрах, фольклорных коллективах, на ней исполняются и сольные произведения.
В нашей стране развитие джазовой гитары связано с именами отца и сына Кузнецовых, Алексея Якушева, Станислава Каширина и целого ряда других музыкантов.
Гитара является одним из основных инструментов в вокально-инструментальных ансамблях. Она используется солистами и ансамблями, исполняющими песни борьбы за мир, за национальную независимость против империалистического угнетения.
Яркий пример воздействия на сердца и умы людей — искусство чилийского певца и гитариста Виктора Хары, отдавшего жизнь в борьбе за демократию и социальный прогресс своей родины.
Гитарное искусство постоянно развивается, литература для этого инструмента все время пополняется новыми оригинальными произведениями в самых различных жанрах. Большая популярность гитары, ее значительные виртуозные и выразительные возможности дают основание предполагать дальнейший расцвет искусства игры на этом демократичном инструменте.
Источник: А. Назаров. О гитаре. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989
Дополнительно рекомендую посмотреть материалы на сайте журнала
"История гитары в лицах": электронный журнал (большая часть номеров в открытом доступе), статьи, книги, документы, редкие фотографии.