13 февраля родился русский певец Фёдор Шаляпин (1873—19388). Сегодня исполняется 150 лет со дня его рождения
Краткая музыкальная биография Фёдора Шаляпина
Начало творческой деятельности
ШАЛЯПИН
Фёдор Иванович [1 (13) февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж] — русский певец (бас). Народный артист республики (1918). Член Королевской Академии музыки. Рос в бедной семье. Окончив с отличием начальное училище (1885), вынужден был зарабатывать на хлеб. Еще в детстве пел дискантом в церковном хоре, получая за это полтора рубля в месяц. Здесь же познакомился с нотной грамотой. Первые художественные впечатления связаны с балаганом Якова Мамонова, знаменитого паяца и масленичного Деда.
«Может быть, именно этому человеку, отдавшему себя на забаву толпы, я обязан рано проснувшимся во мне интересом к театру, к представлению, так непохожему на действительность»
(Страницы жизни. 1976. Т. 1, С. 54).
Столь же сильное впечатление произвел на него драматический театр, куда он впервые попал в 1885. Теперь каждый заработанный пятак тратился на билет:
«Театр свел меня с ума, сделал почти невменяемым »
(Там же. С. 65).
Мальчику удается проникнуть за кулисы, в качестве статиста он участвует в финальной сцене «Жизни за царя» и др. Попытки отца пристроить его к «серьезному» ремеслу заканчивались неудачей. С конца 1889 Шаляпин начинает участвовать в разных случайных антрепризах — драматических, оперных. В течение трех лет скитается по стране, бедствует, подрабатывает где придется.
В Тифлисе
В Москве и Санкт-Петербурге
По окончании сезона весной 1894 в поисках работы оказывается в Москве, где встречается с антрепренером М. Лентовским и подписывает с ним контракт в петербургский летний театр сада «Аркадия». Летний сезон (роль Миракля в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха) удовлетворения не принес. Шаляпин наблюдает жизнь столичного сада, оставляет запись о впечатлении, которое произвела на него французская шансонетная певица Паола Кортез:
«Я ежедневно ходил слушать ее… не понимал, что она пела, но любовался ее голосом, интонациями, жестами»
(там же. С. 123–124).
С осени Шаляпин работает в оперной труппе Панаевского театра, выступает на домашних вечерах, в салонах, куда ввел его В. Андреев, приобретает известность и в апреле 1895 дебютирует на сцене Мариинской оперы в роли Мефистофеля в «Фаусте» Гуно.
Участие в Московской частной русской опере С. Мамонтова
Концертная деятельность Шаляпина
Одновременно с работой над оперными партиями (в его репертуаре их около 70) Шаляпин продолжает интенсивно концертировать. Выступает и как декламатор, читает стихотворения С. Надсона («Грезы»), И. Никитина («Бурлаки»), С. Скитальца («Узник», «Певчие», «Я упал с облаков» и др.), в 1902 исполнил поэму Дж. Байрона «Манфред» на музыку Р. Шумана с В. Комиссаржевской в роли Асгарты. Его мягкий, бархатистого тембра высокий бас, богатство вокальных интонаций в соединении с талантом драматического актера позволяли с равным успехом передавать в концертном исполнении оперные арии, петь классические и современные романсы, народные песни. Исполняя романсы и песни, мощность голоса демонстрировал лишь в кульминациях, чаще прибегал к полутонам. Свободно использовал речитатив, музыкальную декламацию, иной раз целую музыкальную фразу проговаривал, не повышая и не усиливая голоса, почти шептал («музыкальный декламатор» — называли его критики), но при этом для слушателей не пропадало ни одно слово, ни один звук. В частны х беседах Шаляпин высказывал мысль, что концерт открывал перед ним более глубокие и тонкие творческие возможности, чем театр. От первого выхода на эстраду еще неизвестного певца в Тифлисе до последних концертов, за несколько месяцев до смерти, в парижском зале «Плейель» в 1937 состоялись многие сотни выступлений в самых разных аудиториях. Концертная эстрада стала для Шаляпина той же сценой, где рождались неповторимые художественные образы — трагические, драматические, лирические, комические, сатирические, героические. В его репертуаре до 400 произведений разных жанров камерно-вокальной музыки, многие, наиболее любимые вещи прошли через всю жизнь. Среди них такие чисто «шаляпинские» шедевры, как «Семинарист», «Трепак», «Раек», «Песня о блохе» М. М усоргского, «Червяк», «Мельник», «Старый капрал», «Титулярный советник» А. Даргомыжского, его же пронзительно лирические «Расстались гордо мы», «Мне грустно». Среди любимых вещей «Пророк» Н. Римского-Корсакова. Еще в 1890-е гг., работая в Панаевском театре, начал исполнять балладу А. Рубинштейна «Перед воеводой», в ней представали три персонажа, «звучали» три голоса — рассказчика, воеводы и разбойника… Лирико-романтический репертуар — «Элегия» Ж. Массне, «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал» и другие романсы Р. Шумана приобретали исповедальность, волнующую искренность, проникновенную нежность. Живым чувством, предельной душевной открытостью покоряли романсы «О, если б мог выразить в звуке» Л. Милашкина, «Она хохотала» Г. Лишина, знаменитые «Очи черные», где с отчаянной страстностью звучало «вы сгубили меня» (попытка повторить шаляпинскую интонацию заведомо обречена на неудачу). Предельная обнаженность чувства грозит срывом в банальность, в «чувствительность», но Шаляпин, доходя до грани, не переступает ее. С такой же проникновенностью исполнялись Шаляпиным русские народные песни с их широтой, удалью, душевной тоской — «Ноченька», «Не осенний мелкий дождичек», «Прощай, радость», «Лучинушка», «Эй, ухнем» (в обработке Ф. Кенемана), «Двенадцать разбойников», «Вниз по матушке по Волге» и др. Красочное описание «Дубинушки» можно найти в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина» — Шаляпин начал исполнять песню в 1905 в рабочих и студенческих аудиториях, хором подхватывавших припев.
Программы концертов
После 1917 года
После 1917 Шаляпин, всегда пытавшийся уйти от политики и при этом постоянно в нее вовлекаемый, как и раньше, дает бесплатные концерты для рабочих, принимает участие в руководстве Мариинского театра, первым среди деятелей искусства получает звание Народного артиста республики. В 1922 дает дневной бесплатный концерт для питерских рабочих в Большом зале филармонии. В безукоризненном фраке, блистая бриллиантовыми запонками, он исполнял любимые арии и романсы, закончив «Дубинушкой», подхваченной хором многочисленных слушателей. Это было последнее выступление Шаляпина в России. Вечером в тот же день собравшиеся на набережной друзья и поклонники провожали пароход, на котором Шаляпин отплывал за границу на лечение, отдых и гастроли. Полтора десятилетия прожил он на чужбине, так и не приняв иностранного подданства. Успешно гастролировал по всему миру, пел в крупнейших театрах, концертных залах, много записывался на пластинки (первые записи в России в 1902). В 1932 снялся в фильме «Дон-Кихот». Тоска по отчизне давала себя знать все острее. Перед смертью завещал похоронить себя на родине — в 1984 прах великого артиста был перенесен на Новодевичье кладбище в Москве.
Сочинения Фёдора Шаляпина:
Маска и душа. Париж, 1932. М., 1997;
Страницы из моей жизни. М., 1990.
Литература о Фёдоре Шаляпине:
Дмитриевский В. Великий артист. Л., 1973;
Янковский М. Рыцарь сценической правды // Советская эстрада и цирк. 1973. № 1. С. 28–29;
Федор Иванович Шаляпин / Редактор-составитель Е. А. Грошева. Т. 1–3. М., 1976–1979;
Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина: В 2-х книгах. Л., 1988–1989.
Источник: Е. Д. Уварова. Шаляпин Фёдор Иванович // Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. — М.: «Олма-Пресс», 2004.