Фёдор Шаляпин. Краткая биография. Творчество

13 февраля родился русский певец Фёдор Шаляпин (1873—19388). Сегодня исполняется 150 лет со дня его рождения


Краткая музыкальная биография Фёдора Шаляпина

Начало творческой деятельности

русский певец Фёдор Шаляпин

Фёдор Иванович Шаляпин (1873—1938), русский музыкальный деятель, оперный и камерный певец, бас, народный артист Республики (1918), представитель русского реалистического исполнительского искусства, создатель галереи разнохарактерных оперных образов.

ШАЛЯПИН
Фёдор Иванович [1 (13) февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж] — русский певец (бас). Народный артист республики (1918). Член Королевской Академии музыки. Рос в бедной семье. Окончив с отличием начальное училище (1885), вынужден был зарабатывать на хлеб. Еще в детстве пел дискантом в церковном хоре, получая за это полтора рубля в месяц. Здесь же познакомился с нотной грамотой. Первые художественные впечатления связаны с балаганом Якова Мамонова, знаменитого паяца и масленичного Деда.

«Может быть, именно этому человеку, отдавшему себя на забаву толпы, я обязан рано проснувшимся во мне интересом к театру, к представлению, так непохожему на действительность»
(Страницы жизни. 1976. Т. 1, С. 54).

Столь же сильное впечатление произвел на него драматический театр, куда он впервые попал в 1885. Теперь каждый заработанный пятак тратился на билет:

«Театр свел меня с ума, сделал почти невменяемым »
(Там же. С. 65).

Мальчику удается проникнуть за кулисы, в качестве статиста он участвует в финальной сцене «Жизни за царя» и др. Попытки отца пристроить его к «серьезному» ремеслу заканчивались неудачей. С конца 1889 Шаляпин начинает участвовать в разных случайных антрепризах — драматических, оперных. В течение трех лет скитается по стране, бедствует, подрабатывает где придется.


В Тифлисе

Оказавшись в Тифлисе (1892), встречается с бывшим солистом императорских театров, профессиональным педагогом Д. Усатовым, который, прослушав Шаляпина, начал с ним заниматься. Вместе с другими учениками Усатова юный Шаляпин выступает на музыкально-драматических вечерах, поет арии, дуэты, трио, участвует в драматических спектаклях. На зимний сезон заключает контракт в казенную оперу Тбилиси (Мефистофель в «Фаусте», Мельник в «Русалке» и др.), выступает в больших концертах «монстр» в цирке Никитиных, в театре Дворянского земельного банка и др.


В Москве и Санкт-Петербурге

По окончании сезона весной 1894 в поисках работы оказывается в Москве, где встречается с антрепренером М. Лентовским и подписывает с ним контракт в петербургский летний театр сада «Аркадия». Летний сезон (роль Миракля в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха) удовлетворения не принес. Шаляпин наблюдает жизнь столичного сада, оставляет запись о впечатлении, которое произвела на него французская шансонетная певица Паола Кортез:

«Я ежедневно ходил слушать ее… не понимал, что она пела, но любовался ее голосом, интонациями, жестами»
(там же. С. 123–124).

С осени Шаляпин работает в оперной труппе Панаевского театра, выступает на домашних вечерах, в салонах, куда ввел его В. Андреев, приобретает известность и в апреле 1895 дебютирует на сцене Мариинской оперы в роли Мефистофеля в «Фаусте» Гуно.


Участие в Московской частной русской опере С. Мамонтова

Расцвету шаляпинского таланта немало содействовало участие в Московской частной русской опере С. Мамонтова (1896–1899), где артист создал ряд своих ставших классическими образов в операх «Борис Годунов», «Хованщина», «Псковитянка», в которых раскрылся трагедийный дар великого певца. Здесь он вошел в круг художественной элиты, познакомился с М. Врубелем, И. Левитаном, В. Серовым, К. Коровиным, композитором С. Рахманиновым, дружбу с которым сохранял до конца дней. С сентября 1899 Шаляпин ведущий солист московского Большого и одновременно петербургского Мариинского театров. Выступив в 1901 в «La Scala», приобретает мировую славу и много, с триумфальным успехом гастролирует за рубежом.


Концертная деятельность Шаляпина

Одновременно с работой над оперными партиями (в его репертуаре их около 70) Шаляпин продолжает интенсивно концертировать. Выступает и как декламатор, читает стихотворения С. Надсона («Грезы»), И. Никитина («Бурлаки»), С. Скитальца («Узник», «Певчие», «Я упал с облаков» и др.), в 1902 исполнил поэму Дж. Байрона «Манфред» на музыку Р. Шумана с В. Комиссаржевской в роли Асгарты. Его мягкий, бархатистого тембра высокий бас, богатство вокальных интонаций в соединении с талантом драматического актера позволяли с равным успехом передавать в концертном исполнении оперные арии, петь классические и современные романсы, народные песни. Исполняя романсы и песни, мощность голоса демонстрировал лишь в кульминациях, чаще прибегал к полутонам. Свободно использовал речитатив, музыкальную декламацию, иной раз целую музыкальную фразу проговаривал, не повышая и не усиливая голоса, почти шептал («музыкальный декламатор» — называли его критики), но при этом для слушателей не пропадало ни одно слово, ни один звук. В частны х беседах Шаляпин высказывал мысль, что концерт открывал перед ним более глубокие и тонкие творческие возможности, чем театр. От первого выхода на эстраду еще неизвестного певца в Тифлисе до последних концертов, за несколько месяцев до смерти, в парижском зале «Плейель» в 1937 состоялись многие сотни выступлений в самых разных аудиториях. Концертная эстрада стала для Шаляпина той же сценой, где рождались неповторимые художественные образы — трагические, драматические, лирические, комические, сатирические, героические. В его репертуаре до 400 произведений разных жанров камерно-вокальной музыки, многие, наиболее любимые вещи прошли через всю жизнь. Среди них такие чисто «шаляпинские» шедевры, как «Семинарист», «Трепак», «Раек», «Песня о блохе» М. М усоргского, «Червяк», «Мельник», «Старый капрал», «Титулярный советник» А. Даргомыжского, его же пронзительно лирические «Расстались гордо мы», «Мне грустно». Среди любимых вещей «Пророк» Н. Римского-Корсакова. Еще в 1890-е гг., работая в Панаевском театре, начал исполнять балладу А. Рубинштейна «Перед воеводой», в ней представали три персонажа, «звучали» три голоса — рассказчика, воеводы и разбойника… Лирико-романтический репертуар — «Элегия» Ж. Массне, «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал» и другие романсы Р. Шумана приобретали исповедальность, волнующую искренность, проникновенную нежность. Живым чувством, предельной душевной открытостью покоряли романсы «О, если б мог выразить в звуке» Л. Милашкина, «Она хохотала» Г. Лишина, знаменитые «Очи черные», где с отчаянной страстностью звучало «вы сгубили меня» (попытка повторить шаляпинскую интонацию заведомо обречена на неудачу). Предельная обнаженность чувства грозит срывом в банальность, в «чувствительность», но Шаляпин, доходя до грани, не переступает ее. С такой же проникновенностью исполнялись Шаляпиным русские народные песни с их широтой, удалью, душевной тоской — «Ноченька», «Не осенний мелкий дождичек», «Прощай, радость», «Лучинушка», «Эй, ухнем» (в обработке Ф. Кенемана), «Двенадцать разбойников», «Вниз по матушке по Волге» и др. Красочное описание «Дубинушки» можно найти в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина» — Шаляпин начал исполнять песню в 1905 в рабочих и студенческих аудиториях, хором подхватывавших припев.


Программы концертов

Программы концертов формировались в зависимости от аудитории (Сокольнический круг в Москве, петербургский Народный Дом и др.), от настроения самого «поющего актера». Он всегда охотно и много бисировал, количество номеров далеко выходило за рамки объявленного. При всей исторической значимости оперных созданий Шаляпина, может быть, именно на концертной эстраде наиболее полно и ярко проявилась неповторимая индивидуальность великого артиста.


После 1917 года

После 1917 Шаляпин, всегда пытавшийся уйти от политики и при этом постоянно в нее вовлекаемый, как и раньше, дает бесплатные концерты для рабочих, принимает участие в руководстве Мариинского театра, первым среди деятелей искусства получает звание Народного артиста республики. В 1922 дает дневной бесплатный концерт для питерских рабочих в Большом зале филармонии. В безукоризненном фраке, блистая бриллиантовыми запонками, он исполнял любимые арии и романсы, закончив «Дубинушкой», подхваченной хором многочисленных слушателей. Это было последнее выступление Шаляпина в России. Вечером в тот же день собравшиеся на набережной друзья и поклонники провожали пароход, на котором Шаляпин отплывал за границу на лечение, отдых и гастроли. Полтора десятилетия прожил он на чужбине, так и не приняв иностранного подданства. Успешно гастролировал по всему миру, пел в крупнейших театрах, концертных залах, много записывался на пластинки (первые записи в России в 1902). В 1932 снялся в фильме «Дон-Кихот». Тоска по отчизне давала себя знать все острее. Перед смертью завещал похоронить себя на родине — в 1984 прах великого артиста был перенесен на Новодевичье кладбище в Москве.


Сочинения Фёдора Шаляпина:

Маска и душа. Париж, 1932. М., 1997;
Страницы из моей жизни. М., 1990.


Литература о Фёдоре Шаляпине:

Дмитриевский В. Великий артист. Л., 1973;
Янковский М. Рыцарь сценической правды // Советская эстрада и цирк. 1973. № 1. С. 28–29;
Федор Иванович Шаляпин / Редактор-составитель Е. А. Грошева. Т. 1–3. М., 1976–1979;
Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина: В 2-х книгах. Л., 1988–1989.

Источник: Е. Д. Уварова. Шаляпин Фёдор Иванович // Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. — М.: «Олма-Пресс», 2004.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Русская музыка, Русская песня с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>