Александр Варламов. Биография. Творчество. Песни

27 ноября родился русский композитор Александр Варламов (1801—1848).


Александр Варламов. Биография. Особенности композиторского стиля

Краткая биография

русский композитор Александр Варламов

Варламов Александр Егорович (1801—1848), русский композитор, певец. Мастер вокальной лирики. Его музыка основана на интонациях русской народной песни и городского романса. Около 200 романсов и песен: «Вдоль по улице метелица метет», «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди».

ВАРЛАМОВ
Александр Егорович [27 (15 по старому стилю) ноября 1801, Москва — 27 (15 по старому стилю) октября 1848, Петербург] — русский композитор, певец (тенор), педагог-вокалист и дирижёр.

Родился в семье отставного военного, молдаванина по происхождению. С детских лет проявил музыкальную одарённость, по слуху научился играть на скрипке, виолончели, гитаре, фортепиано. Музыкальное образование получил в петербургской Придворной певческой капелле (в 1811 зачислен в штат капеллы малолетним певчим). Способности Варламова привлекли внимание директора капеллы Д. С. Бортнянского, который принял участие в его занятиях.

В 1819 Варламов был назначен учителем певчих русской придворной церкви в Гааге (Голландия). Здесь началась его деятельность как хорового дирижёра, камерного певца (первые концертные выступления) и гитариста.

В 1823 возвратился в Петербург, работал учителем пения в театральной школе, с 1829 — в Придворной капелле.

В 1827 познакомился с М. И. Глинкой (Варламов помогал ему в организации домашних концертов и репетиций).

С 1832 поселился в Москве, получил место «композитора музыки» и помощника капельмейстера императорских театров.

В 1843 вышел в отставку.


Романс «На заре ты её не буди». Слушать онлайн. Видео

Романс «На заре ты её не буди» («На заре ты её не буди, На заре она сладко так спит») Александра Варламова на стихи Афанасия Фета. Исполняет Нина Терентьева.


Сближение Варламова с московской артистической средой (А. Н. Верстовский, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, поэт-актёр Н. Г. Цыганов) способствовало его творческому развитию. В 1833 он выпустил первый сборник романсов и песен, в 1834—1835 издавал нотный журнал «Эолова арфа», в котором наряду с собственными печатал сочинения Глинки, Верстовского и других.

Особый успех имели концертные выступления Варламова — талантливого певца, исполнителя написанных им романсов и песен. Не обладая большим певческим голосом, он привлекал слушателей тонкой и вдумчивой интерпретацией, мастерством кантилены, выразительностью декламации. Свои исполнительские принципы Варламов зафиксировал в «Полной школе пения» (издана в 1840), являющейся одним из первых русских методических руководств по вокальной педагогике.

В течение «московского периода» (1832—1844) Варламов создал большую часть произведений (более 100 романсов и песен). Последние годы жизни (с 1845) провёл в Петербурге. Знаменательной для него была дружба с литературным критиком А. А. Григорьевым, знатоком и ценителем русского фольклора. Варламов изучал народную песню, создал сборник обработок — «Русский певец» (не окончил, вышли 43 песни). Всю жизнь Варламов провёл в тяжёлых материальных условиях, подорвавших его здоровье (умер от туберкулёза горла).


Краткая характеристика творчества

Варламов. Литография Пеца

А. Е. Варламов. Литография Ф. Пеца 1843 года с неизвестного оригинала 1830-х годов.

В историю русской музыки Варламов вошёл как мастер романса. Он приблизил этот жанр к его народным истокам, к песенной культуре широкой демократической среды.

В романсах Варламова нашли отражение образный строй русской народной песни, её интонационные и ладовые особенности. Тонкое знание вокального искусства помогло ему создать яркие образцы русской кантилены, свободно льющиеся мелодии широкого дыхания.

Большое влияние на стиль Варламова оказала манера исполнения певцов-цыган. Талантливый художник, Варламов претворил в своём творчестве лучшие черты этой старинной традиции: эмоциональную наполненность, страстность, импровизационную свободу мелодического развития.

В искренней, задушевной лирике Варламова нашла выражение духовная атмосфера последекабристских лет. В его песнях, то полных скорби, то бурных, стремительных и тревожных, современники ощущали скрытый протест, тоску о прекрасном, страстный порыв к свету и счастью.


Песни Варламова

Музыкальный журнал «Эолова арфа»

Титульный лист музыкального журнала «Эолова арфа», 1834 год.

Варламов создал около 200 романсов и песен, в основном на стихи русских поэтов — М. Ю. Лермонтова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета и других. Охотно обращался он к творчеству поэтов-песенников: А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. В. Тимофеева, на стихи которых Варламов написал свои лучшие «русские песни» в народном духе. Среди них преобладают 2 жанра: лирическая протяжная и скорая плясовая.

В протяжных песнях с особой полнотой проявились характерные черты дарования Варламова: мелодическая щедрость, пластичность вокальной мелодии. Свободно, естественно претворяются в них приёмы русской народной песенности — вариантно-попевочное развитие, постепенное развёртывание широкой мелодии из основной, начальной попевки, обильные внутрислоговые распевы, придающие песне чисто русскую широту и величавую неторопливость движения («Ах ты время, времячко», «Что ты рано, травушка»).

Ко второму типу относятся песни активного ритма: «Вдоль по улице метелица метёт», «Что это за сердце», «Соловьем залётным» и другие. В них проявилось влияние цыганской песни-пляски.

В некоторых песнях Варламова сказалось воздействие городского фольклора с типичными для него танцевальными ритмами. Таковы лирически-задушевные, пронизанные вальсовым ритмом песни-романсы: «На заре ты её не буди», «Тяжело, не стало силы», «Ты не пой, соловей». Влияние городской бытовой традиции заметно в одной из самых популярных песен Варламова — «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» (слова Цыганова). Наряду с «Колокольчиком» Гурилёва и «Соловьем» Алябьева эта песня сделалась общенародным достоянием.


Романсы Варламова

Варламов. Литография Жуковского

А. Е. Варламов. Литография с рисунка на камне Р. Жуковского 1840-х годов.

Открытая эмоциональность и полнота чувства, присущие песням Варламова, отразились также в его романсовой лирике. И здесь характерными чертами творчества Варламова остаются романтическая взволнованность, острый контраст душевных состояний, непосредственность лирического высказывания. В романсах Варламов следует принципу широкого обобщения поэтического текста в ясной, напевной мелодии. Певцом элегических настроений, раздумья и созерцания он выступает в романсах «Одиночество», «Ангел», «Мне жаль тебя», отчасти близких к элегической лирике М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Более светлая лирическая окраска присуща его «пейзажным» романсам («Горные вершины», «Я люблю смотреть в ясну ноченьку»). Контрастны и темпераментные романсы на слова Лермонтова («Белеет парус одинокий»), Кольцова («Я любила его», «Ненаглядный ты мой»). Иногда композитор усиливает черты декламационной экспрессии и широко пользуется речитативом, превращая романс в драматический монолог («Напоминание», «Грусть», «Доктор»). Варламов обогатил жанр баллады, подчинив его русскому песенному стилю. В балладах «Песня разбойника» и «Оседлаю коня» традиционные романтические образы приобретают новую трактовку в духе драматизированной русской песни.


Театральная музыка Варламова

Варламов. Карикатура Степанова

А. Е. Варламов. Рисунок Н. А. Степанова из «Музыкального альбома с карикатурами» А. С. Даргомыжского и Н. А. Степанова (СПб., Бернард, 1848).

Работая преимущественно в области вокальных жанров, Варламов писал также музыку к драматическим спектаклям (его театральная музыка сохранилась не полностью и мало изучена). В этом жанре он проявил себя одарённым композитором, ярко отразившим романтические тенденции русского театра 1830—1840-х годов XIX века. С большим знанием специфики сцены написана музыка к трагедии «Гамлет» Шекспира (1837, по заказу П. С. Мочалова, исполнителя главной роли). С успехом шли на сцене Большого театра балеты Варламова «Забавы султана» (1834), «Хитрый мальчик и людоед» (1837).


Отзывы современников

Варламов в последние годы жизни

А. Е. Варламов. Гравюра на дереве, 1840-е годы.

Творчество Варламова, как и его современника А. Л. Гурилёва, долгое время недооценивалось. Критики XIX века, в том числе В. В. Стасов, пренебрежительно отзывались о «дилетантских» романсах этих композиторов. Советские исследователи (в первую очередь Б. В. Асафьев) опровергли эту несправедливую точку зрения, убедительно показали глубокую народность творчества Варламова, его значение в истории музыки. Правдивое, демократическое искусство Варламова создало свою традицию в русской музыке и нашло отклик в творчестве А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.

Источник: О. Е. Левашёва. Варламов Александр Егорович. // Музыкальная энциклопедия — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973—1982.


Сочинения

балетыЗабавы султана, или Продавец невольников (1834), Хитрый мальчик и людоед (совместно с А. С. Гурьяновым, по сказке Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик», 1837);
около 200 романсов и песен (собрание сочинений в 12 томах, издание А. Гутхейля);
обработки русских народных песен для голоса с фортепиано, в том числе сборник Русский певец (СПБ, 1846, не окончен);
вокальные ансамбли;
хоры, в том числе 3 Херувимские (для хора a cappella, 1828);
фортепинные пьесы;
музыка к драматическим спектаклямРославлев (Шаховского по роману Загоскина; совместно с А. Н. Верстовским, 1832, Большой театр, Москва), Двумужница, или Волжские разбойники (Шаховского, 1833), Муромские леса, или Выбор атамана (А. Ф. Вельтмана, 1834), Ермак (Хомякова, 1835), Гамлет (Шекспира, 1837), Эсмеральда, или Четыре рода любви (по В. Гюго, 1839), Булат-Темир, татарский богатырь, или Донская битва (В. Р. Зотова, 1839), Майко (П. В. Беклемишева, 1841) и другие.


Литература

Финдейзен H. P., Александр Егорович Варламов, Русская музыкальная газета, 1898, No 11;
Булич С. К., А. Е. Варламов. Несколько новых данных для его биографии, Русская музыкальная газета, 1901, NoNo 45–47, 49;
Сатин X., Александр Егорович Варламов, журнал «Советская музыка», 1948, No 8;
Тынянова Е., На заре русского романсового творчества, там же;
Асафьев Б. В., Евгений Онегин…, Избранные труды, т. II, М., 1954;
его же, Композиторы первой половины XIX века, Избранные труды, т. IV, М., 1955;
Глумов A., Музыка в русском драматическом театре, М., 1955;
Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956;
Листова Н., Александр Варламов, М., 1968.


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Русская музыка, Русская песня с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Александр Варламов. Биография. Творчество. Песни

  1. Юрий говорит:

    Интересно, песни поют уже 200 лет, а имя композитора мало кто знает, многие песни считаются народными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>