Тихон Хренников. Биография. Творчество. Песни

10 июня родился советский композитор Тихон Хренников (1913—2007).


Тихон Хренников. Краткая биография. Песни. Творчество

советский композитор Тихон Хренников

Тихон Николаевич Хренников (1913—2007), русский советский композитор, народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1973). Ленинская премия (1974), Государственная премия СССР (1942, 1946, 1952, 1967), автор 3 симфоний, концертов для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром, опер «В бурю» (1939), «Фрол Скобеев» (1950), «Мать» (1957), «Золотой телёнок» (1985), балета «Любовью за любовь» (1076), «Гусарская баллада» (1979), оперетты «Сто чертей и одна девушка» (1963) и др.

ХРЕННИКОВ
Тихон Николаевич [10 июня 1913 (28 мая по старому стилю), Елец — 14 августа 2007, Москва] — советский композитор и общественный деятель. Народный артист СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1973). Член КПСС с 1947. Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (с 1961). Кандидат в члены ЦК КПСС (с 1976). Депутат Верховного Совета СССР 6—10-го созывов, депутат Верховного Совета РСФСР 3—5-го созывов. Председатель советско-итальянской парламентской группы Верховного Совета СССР (с 1970).

В 1936 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина; учился также по классу фортепиано у Г. Г. Нейгауза. С 1961 преподаёт композицию в Московской консерватории (с 1966 профессор). Среди учеников — В. А. Овчинников, А. В. Чайковский, Т. А. Чудова.

Генеральный (с 1948), 1-й (с 1957) секретарь правления Cлюза композиторов СССР. Президент Музыкальной секции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (с 1949), Ассоциации музыкальных деятелей Союза советских обществ дружбы с зарубежными странами (с 1975). Член Советского комитета защиты мира (с 1948). Руководитель Оргкомитета Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (с 1978), член жюри многих исполнительских конкурсов. Председатель Оргкомитета 1-го Международного музыкального фестиваля в СССР (1981). Почётный член Итальянской Тиберийской академии (1976), член-корреспондент Немецкой академии искусств (ГДР, 1978). Ленинская премия (1974), Государственная премия СССР (1942, 1946, 1952, 1967), Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1979). Председатель Международного музыкального совета при ЮНЕСКО (1977).

Центральное место в творчестве Xренникова занимают симфоническая музыка и сочинения для музыкального театра. Ещё в студенческие годы Xренников создал значительные самобытные сочинения, среди которых концерт для фортепиано с оркестром и 1-я симфония. Во 2-й половине 1930-х гг. Xренников выдвинулся в число ведущих представителей советской музыки, ярко и рельефно воплотив в своих крупных произведениях важнейшие события современности. Этапным явлением в советской музыкальной культуре стала опера Xренникова «В бурю» (постановка 1939) — один из первых успешных опытов претворения в музыке революционной темы; в этом сочинении впервые на оперной сцене среди других действующих лиц был воплощён образ В. И. Ленина. Воссоздавая события революционной поры, раскрывая сложные судьбы русского крестьянства, Xренников опирался на мелодический материал крестьянского и городского фольклора. Опера прочно вошла в репертуар советских и зарубежных музыкальных театров.


Песня «Прощание». Слушать онлайн. Видео


Песня «Прощание» («Иди, любимый мой, родной») Тихона Хренникова на стихи Фёдора Кравченко. Фрагмент фильма-концерта «Мы ждём вас с победой». Режиссёры А. Медведкин и И. Трауберг. 1941 г.


Позже Xренников вновь обратился к теме революции в опере «Мать» (по М. Горькому, постановка 1957), где в широком эпическом плане разработал интонационный материал городского фольклора, революционной песни. Поиски композитора в области синтетического музыкального театра нашли претворение в остросюжетной музыкальной «хронике» «Белая ночь» (постановка 1967), также посвящённой событиям революционной эпохи. Перу композитора принадлежит и один из лучших образцов советской комической оперы — «Фрол Скобеев» (постановка 1947; 2-я редакция под названием «Безродный зять»), литературную основу которой составил сюжет русской повести XVII века. Произведение проникнуто русским национальным колоритом, отмечено точностью жанровых характеристик, портретной меткостью музыкальных образов. Своими балетами «Любовью за любовь» (постановка 1976) и «Гусарская баллада» (постановка 1979) Xренников внёс значительный вклад в советское хореографическое искусство. Для детской аудитории композитором созданы опера «Мальчик-великан» (постановка 1969), балет «Наш двор» (постановка 1970), ряд фортепианных пьес.

Xренников обогатил жанр симфонии и инструментального концерта. Крупным достижением стали его 2-я симфония (1942), запечатлевшая события военных лет, а также инструментальные концерты — 2 для скрипки (1959, 1975), для виолончели (1964) и 2-й концерт для фортепиано с оркестром, в которых наряду с присущей автору внутренней энергией, лиризмом и мелодической красотой выступили новые в творчестве Xренникова черты — смелые колористические сопоставления, применение широкого диапазона современных выразительных приёмов.

Xренников плодотворно работал для драматического театра, кино и телевидения. К удачам композитора принадлежит музыка к спектаклям «Много шума из ничего» Шекспира (1936), «Дон Кихот» Булгакова по М. Сервантесу (1941), а также к комедии «Давным-давно» Гладкова (1942). Многие вокальные номера из музыки Xренникова к спектаклям, кино- и телефильмам («Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Поезд идёт на восток», «Верные друзья», «Руслан и Людмила», «Дуэнья», «Время выбрало нас»), а также лучшие лирические песни Xренникова приобрели широкую популярность благодаря ясной мелодике и искренности выражения.

Xренников выступал как пианист, исполнитель собственных сочинений в крупнейших городах СССР и зарубежных стран. Автор статей, посвящённым различным проблемам развития советской музыки, творчеству классиков и современных авторов.

Источник: В. М. Блок. Хренников Тихон Николаевич // Музыкальная энциклопедия — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973—1982.


Сочинения Тихона Хренникова:

оперыВ бурю (по роману «Одиночество» Вирты, 1939, Московский музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко; 2-я редакция 1952, Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), Фрол Скобеев (1950, Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 2-я редакция под названием Безродный зять, 1967, там же), Мать (по одноимённому роману М. Горького, 1957, Большой театр), опера-сказка для детей Мальчик-великан (1969, Московский детский музыкальный театр), комическая опера Много шума из-за… сердец (по комедии «Много шума из ничего» Шекспира, 1972, Московский музыкальный камерный театр);
балетыНаш двор (1970, Большой театр), Любовью за любовь (на сюжет комедии «Много шума из ничего» Шекспира, 1976, там же), Гусарская баллада (на сюжет комедии «Давным-давно» Гладкова, 1979, Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова);
опереттыСто чертей и одна девушка (1963, Моск. театр оперетты), Белая ночь (1967, там же);
для оркестра — симфонии (1935; 1942, 2-я ред. 1944; 1974), симфонические сюиты из музыки к спектаклям — «Мик» (1934), «Много шума из ничего» (1936), «Дон Кихот» (1940);
концерты для инструментов с оркестром — 2 для фортепиано (1933; 1972, Ленинская премия, 1974), 2 для скрипки (1959, Государственная премия СССР, 1967; 1975, Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки, 1979), для виолончели (1964; Государственная премия СССР, 1967);
для фортепиано — 5 пьес (1933), 3 пьесы (1935);
3 пьесы для скрипки и фортепиано (1978);
3 поэмы для хора без сопровождения на стихи Н. А. Некрасова (1971);
для хора с сопровождениемЕсть на севере хороший городок (слова В. М. Гусева, 1942), Уральцы бьются здорово (слова А. Л. Барто, 1942) и другие;
для голоса с фортепиано — 3 романса на стихи А. С. Пушкина (1935), Берёзка (слова С. А. Есенина, 1935), Песня о московской девушке, Песня о дружбе (обе на слова Барто, 1941), Серенада (слова П. Г. Антокольского, 1941), Прощание (слова Б. Кравченко, 1942), Новогодняя песня (слова Гусева, 1942), 5 песен на стихи Р. Бёрнса в переводе С. Я. Маршака (1944), Песня о песне (слова В. Тихонова, 1944), Поезд идёт всё быстрей (слова А. А. Коваленкова, 1947), Студенческая (слова М. А. Светлова, 1947), Лодочка, Мы вам расскажем, Что так сердце растревожено, Песенка верных друзей (все на слова М. Л. Матусовского, 1954), Московские окна (слова Матусовского, 1962) и другие;
музыка к спектаклям драматических театров — «Мик» Шестакова (1934, Московский театр для детей), «Много шума из ничего» Шекспира (1936, Театр имени Е. Б. Вахтангова, Москва), «Без вины виноватые» A. H. Островского (1937, там же), «Шёл солдат с фронта» Катаева («Я сын трудового народа», 1938, там же), «Романтики» Ростана (1940, Центральный детский театр, Москва), «Дон Кихот» Булгакова (по М. Сервантесу, 1941, Театр имени Е. Б. Вахтангова), «Давным-давно» Гладкова (1942, Центральный театр Красной Армии, Москва) и другие;
музыка к кинофильмам — «Свинарка и пастух» (1941, Государственная премия СССР, 1942), «В шесть часов вечера после войны» (1944, Государственная премия СССР, 1946), «Поезд идёт на восток» (1947), «Донецкие шахтёры» (1951; Государственная премия СССР, 1952), «Верные друзья» (1954), «Капитанская дочка» (1958), «Гусарская баллада» (1962), «Пароль не нужен» (1964), «Руслан и Людмила» (1972);
музыка к телефильмам — «Дуэнья» (1978), «Время выбрало нас» (1979).


Литература о Тихоне Хренникове:

Калтaт Л., T. H. Хренников, М.-Л., 1946;
Синявер Л., Тихон Хренников, М., 1947;
Кухарский В., Тихон Хренников, Критико-биографический очерк, М., 1957;
Боганова Т., Киномузыка Т. Н. Хренникова, М., 1961;
Кремлев Ю., Тихон Хренников, М., 1963;
Мартынов И., Т. Н. Хренников, М., 1967;
Персон Д. М., Т. Н. Хренников. Ното-биографический справочник, М., 1973;
Тихон Хренников, сборник (составитель и редактор И. II. Мартынов), М., 1974;
Яковлев М., Тихон Хренников, в книге: Мастера музыки и балета — Герои Социалистического Труда, М., 1978.


Список песен Тихона Хренникова по версии сайта «Красная книга российской эстрады»

Ах, ты зимушка-зима (В. Гусев)
Баллада (П. Антокольский)
Баллада Мендосо (Я. Халецкий)
Белый айсберг плывёт по волне (М. Матусовский)
В большой семье (из кинофильма «Копилка», Я. Халецкий)
В нашем старом городке (из кинофильма «Копилка», Я. Халецкий)
В полях под снегом и дождём (Р. Бернс в переводе С. Маршака)
Верные друзья (М. Матусовский)
Весёлые очи (Е. Долматовский)
Воевать мы мастера (В. Лебедев-Кумач)
Возрождение земли (М. Матусовский)
Вот и всё (В. Гусев)
Время выбрало нас (М. Матусовский)
Все за Родину (В. Гусев )
Гаснут звёзды далёкие
Давным-давно (А. Гладков)
Двух жизней нет (А. Софронов)
Дорожная песенка (М. Матусовский)
Дружба (А. Барто)
Дуэт Кузьмы и Глафиры (В. Гусев)
Есть на севере хороший городок (В. Гусев)
Жду любви (Е. Шатуновский)
Забыть ли старую любовь (Р. Бернс в переводе С. Маршака)
Застольная (Р. Бернс в переводе С. Маршака)
Зимняя дорога (А. Пушкин)
Зимушка-зима (В. Гусев)
Каждый четвертый (М. Матусовский)
Казак уходил на войну (В. Гусев)
Как в степи Кубанской (Я. Шведов)
Как соловей о розе (П. Антокольский)
Когда пламенеет закат (из кинофильма «Копилка», Я. Халецкий)
Колыбельная Светлане (А. Гладков)
Куплеты Кузьмы (В. Гусев)
Лихая артиллеристкая (В. Гусев)
Лодочка (М. Матусовский)
Марш артиллеристов (В. Гусев)
Марш шахтёров (Е. Долматовский)
Московские окна (М. Матусовский)
Не скучай (из кинофильма «Дуэнья», Я. Халецкий)
Но дело не в этом, друзья (В. Гусев)
Песенка друзей из кинофильма «Поезд идёт на Восток» (А. Коваленков)
Песенка Лепелетье (А. Гладков)
Песня Глаши (В. Гусев)
Песня из кинофильма «Кавалер золотой звезды» (Я. Шведов, А. Яшин)
Песня из кинофильма «Руслан и Людмила»
Куплеты Кокарелля (из кинофильма «Копилка», Я. Халецкий)
Песня монахов (из кинофильма «Дуэнья», Я. Халецкий)
Песня монашек (из кинофильма «Дуэнья», Я. Халецкий)
Песня о дружбе (А. Барто)
Песня о лётчике (братья Тур)
Песня о любви и ненависти (М. Матусовский)
Песня о мальчишках (М. Матусовский)
Песня о Москве (В. Гусев)
Песня о песне (В. Тихонов)
Песня пьяных (П. Антокольский)
Песня Сильвена (из кинофильма «Копилка», Я. Халецкий)
Песня Феликса (из кинофильма «Копилка», Я. Халецкий)
Песня цыганки (из кинофильма «Дуэнья», Я. Халецкий)
Поезд идёт всё быстрей (М. Светлов)
Поле Куликово (М. Матусовский)
Прелестница младая (А. Гладков)
Поверьте мне (Я. Халецкий)
Прощай, Луганск родимый (Е. Долматовский)
Прощальная (В. Гусев)
Прощание (Ф. Кравченко)
Речная песенка (М. Матусовский)
Свадебная песня (Е. Долматовский)
Сеньора (П. Антокольский)
Серенада (из кинофильма «Дуэнья», Я. Халецкий)
Серенада Борахио (П. Антакольский)
Серенада Клаудио (П. Антокольский)
Серенада Кузьмы (В. Гусев)
Сонет Шекспира № 40 (В. Шекспир в переводе С. Маршака)
Старинная шахтёрская (Е. Долматовский)
Студенческая песня (А. Коваленков)
Твои глаза (Я. Халецкий)
Фантазия на тему «Давным давно» (А. Гладков)
Что так сердце растревожено (М. Матусовский)
Шахтёрский тост (Е. Долматовский)
Это русское слово — Москва (В. Гусев)


Смотрите также:

Запись опубликована в рубрике Советская музыка, Советская песня с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>